Тверской экипаж вертолетчиков вошел в десятку сильнейших спортсменов-слаломистов. На 41-м чемпионате страны по вертолетному спорту летчик 1-го класса Святослав Ерошев и мастер спорта Жанна Шептор набрали 288,7 очка при выполнении упражнения «вертолетный слалом», заняв десятую строчку в протоколе. От чемпионов они отстали всего на 9,3 очка.
А если говорить о командном первенстве в многоброье, то по его результатам лучшей признана команда ЦСК ВВС из Самары. Первое место завоевали вертолетчики ЦСК ВВС Виктор Коротаев (капитан команды), Николай Буров, Владимир Зябликов и Владимир Гладченко. Серебро завоевала команда Сызранского высшего военного авиаучилища летчиков (ЦСК ВВС - 2). На третье место вышла команда Центрального аэроклуба РОСТО им. В.П. Чкалова (Москва). Остальные команды распределились в следующем порядке: ЗАО «Авиамаркет», Беларусь, Украина, Германия.
Тверские вертолетчики
Жанна и Святослав выступали в личном первенстве. Летали они на вертолете Ми-2, принадлежащем компании «СиБОСС-Авиа», резиденция которой находится в Пеновском районе. Эта авиакомпания владеет тремя вертолетами, вертолетной площадкой и мотелем «Озерный».
Святослав - выпускник Сызранского военного училища летчиков с дипломом летчика-инженера. 20 лет назад он ушел в авиацию внутренних войск МВД. Летал штурманом, затем старшим летчиком литерного вертолета, командиром. Накопил опыт полетов в горах, над пустыней и над морем, в безориентирных полетах Севера и Западной Сибири. С 1999 года - военный летчик-инструктор. Четыре года назад уволился из военной авиации и стал работать в Егорьевском аэроклубе инструктором на Ми-8 и Ми-2, затем в авиакомпании «Конверс-Авиа» в качестве командира Ми-8 и Ми-2. А с прошлого года - шеф-пилот «СиБОСС-Авиа». Увлекается охотой и рыбалкой.
Жанна Шептор начала летать в Коломенском аэроклубе в 1988 году, через три года стала участвовать в соревнованиях. В 1992 году окончила экстерном Запорожское авиаучилище с присвоением квалификации «летчик-инструктор», в 1996 года - Санкт-Петербургскую академию гражданской авиации по специализации «инженер-пилот». С этого времени стала летать в Егорьевском авиаспортклубе на выброску парашютистов. Выполнила норматив мастера спорта. В 1998 году прошла программу подготовки второго пилота Ми-8. В настоящее время работает начальником штаба в ООО «СиБОСС-Авиа». Хобби - плаванье и йога, а еще у нее изумительные друзья.
- Здесь выступали практически профессионалы, - прокомментировала Жанна итоги соревнований. - Уровень соревнований был гораздо выше, чем на Кубке Миля. Мы со Славой не очень довольны своими результатами в упражнении «развозка груза», но в целом выступили даже лучше, чем надеялись. Есть прогресс, это хорошо. Посмотрели, как надо летать, и будем тренироваться дальше.
А специальный приз губернатора Дмитрия Зеленина получил самый молодой экипаж. Дебютантами чемпионата стали Сергей Тупиков (СВВАУЛ, Сызрань) и мастер спорта Елена Прокофьева. Это было их первым совместным выступлением. Елена после школы переехала из родной Твери в Самару. Окончила там Самарский аэрокосмический университет по специальности самолето- и вертолетостроение. Имеет общий налет около 1000 часов на самолетах Ан-2, Як-52 и вертолете Ми-2. Работает командиром экипажа Ан-2 в аэроклубе ЦСК ВВС. Вертолетным спортом увлеклась два года назад. В экипаже со Светланой Чупиной участвовала в последнем чемпионате мира во Франции, где они стали бронзовыми призерами в женском зачете. Кстати, во Франции ей довелось тренироваться в составе российско-французской пилотажной группы на самолетах. Елена замужем. Имеет музыкальное образование, разрядница по плаванию.
Авиационный праздник
Замечательно выступила вяземская пилотажная группа «Русь» на трех чехословацких самолетах «Альбатрос» L-39; ведущие группы - Анатолий Марунько и Станислав Дремов. «Летать - это так же трудно как любить!» - так отозвался радиокомментатор об их пилотаже.
Очень понравился публике каскад фигур, выполненный на легком геликоптере Robinson-44 производства США. Мощная энерговооруженность этого многоцелевого вертолета позволяла пилоту Василию Обухову совершать «воронки на хвосте», совершать развороты на горке, похожие на мертвые петли, и буквально вальсировать. Ми-2 в сравнении с этой юркой стрекозой выглядели увальнями.
Легкость и замечательное Искусство обращения с парашютами-крыльями продемонстрировали «сборники» России. Их тренирует главный тренер сборной России по групповой и купольной парашютной акробатике Владимир Газетов. Надо сказать, что аэродром Борки до середины 90-х служил базой для сборных команд РФ по вертолетному и парашютному видам спорта.
Кульминацией праздника стал пилотаж группы «Беркуты» из четырех грозных боевых вертолетов Ми-24, которыми управляли военные асы-вертолетчики Сергей Золотов, Андрей Михаилиди, Александр Аникин и Александр Золин. Знакомил с «Беркутами» начальник 344-го Центра переучивания летного состава и боевого применения летной авиации полковник Александр Черняев. А почетным гостем праздника был мэр Торжка генерал Евгений Игнатов, до недавнего времени не только руководивший центром, но и возглавлявший прославленных «Беркутов».
- Мне очень радостно, что обновленная группа летает умело - армии есть, на кого положиться, - взволнованно сказал Игнатов.
Зрители остались под впечатлением полета «Черной акулы» (летчик Сергей Бакин), а также тяжелого транспортного вертолета Ми-26, не имеющего аналогов в мире и совершившего уйму рекордов.
Заслуженные награды
Закончился подсчет очков, и победителей пригласили на пьедестал почета.
Лучшим женским экипажем названа пара Галина Шпиговская - Любовь Губарь.
В абсолютном многоборье победил экипаж Виктор Коротаев - Николай Буров. Второе место осталось за сызранским экипажем Виктор Дегтярь - Петр Васильев. Бронзу взяли Владимир Зябликов и Владимир Гладченко.
Администрация Тверской области выделила дополнительных три номинации: «За точное время прибытия и лучшую постановку ведра на стол», «Лучший смешанный экипаж» и «Лучший экипаж».
Губернатор Дмитрий Зеленин вручил специальные призы Виктору Коротаеву и Ниоклаю Бурову, лучшему смешанному экипажу (Сергей Тупиков - Елена Прокофьева), лучшему экипажу из Франции (Жан Клод Дюверне и Филипп Арно), за волю к победе - команде Германии. Летчик-испытатель фирмы Миля Герой Советского Союза Гурген Карапетян, ныне заместитель главного конструктора ОКБ М. Миля, вручил специальный приз команде Украины.
Учредитель соревнований Леонид Рейман остался доволен летным мастерством пилотов и вертолетной техникой.
Известно, что губернатор Дмитрий Зеленин умеет управлять вертолетом. А два года назад его приглашали в Борки для участия в групповом прыжке сорока парашютистов - все по имени Дмитрий.
- Прыжок готовился для внесения в Книгу рекордов Гиннесса. Почему вы не стали участвовать в этом рекорде? - спросил я губернатора.
- Надо учиться, - улыбнулся Зеленин. - Спонтанных рекордов не бывает.