Несмотря на расхожее утверждение, что в нашей стране из-за безразличия граждан политики уже нет, в Твери все большее количество общественных организаций и рядовых горожан вовлекаются в процесс обсуждения нового Устава города.
А так как очень мало граждан знакомы с нормами действующего Устава и еще меньшее количество — с новой редакцией, заинтересованным сторонам очень легко манипулировать общественным мнением и подвигнуть людей на крайние суждения: «нам нужен новый Устав» и «оставьте старый Устав в покое».
И основные споры происходят вокруг того, кто будет избирать главу города: жители города или депутаты городской Думы, и нужен ли нам так называемый сити-менеджер. Причем сторонники нового Устава отстаивают только одну из возможных конструкций, а его противники утверждают, что нарушается закон и Конституция страны.
Как человек, имеющий соответствующее образование, достаточно профессионально разбирающийся в этих вопросах и обладающий опытом разработки подобных документов, хочу высказать свое мнение по этому вопросу. Но самое главное, постараюсь в данной статье дать объективную информацию для рядовых жителей нашего города (ведь не у каждого есть возможность, желание и время для того, чтобы где-то искать и изучать соответствующие нормативные документы).
Что говорит закон?
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года четко устанавливает, какие возможности есть у жителей муниципальных образований (т.е. городских и сельских поселений) при формировании структуры органов местного самоуправления.
Итак, почему все крутится вокруг Устава, который недаром называют «конституцией города»? Потому, что «порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования». (Здесь и далее по тексту курсивом выделяются соответствующие статьи закона, без ссылок на которые не обойтись.)
Закон определяет, что «наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным».
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Устанавливаются два способа избрания главы муниципального образования — на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. И далее очень четкие условия: «в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию; в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя».
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации по закону может быть либо глава муниципального образования, либо лицо, «назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый Уставом муниципального образования».
Итак (при существенном ограничении: «глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации»), закон предоставляет нам возможность выбрать и закрепить в Уставе Твери любой из трех вариантов:
1. Глава города избирается на муниципальных выборах, входит в состав Тверской городской Думы с правом решающего голоса и исполняет полномочия председателя ТГД. Глава администрации города назначается по контракту.
2. Глава города избирается на муниципальных выборах и возглавляет городскую администрацию. Деятельностью Тверской городской Думы руководит избираемый депутатами председатель ТГД.
3. Глава города избирается депутатами Тверской городской Думы из своего состава и исполняет полномочия председателя ТГД. Глава администрации города назначается по контракту.
Суть вопроса
В настоящее время (еще с 1996 года) в городе Твери в соответствии с Уставом действует схема, когда глава города, избираемый на всенародных выборах, на принципах единоначалия руководит деятельностью городской администрации (в нашем случае это условный вариант №2). При этом глава города осуществляет представительские функции, является политической фигурой и одновременно вынужден заниматься сугубо хозяйственными вопросами.
Сторонники нового Устава исходят из того, что политические и хозяйственные функции должны быть разведены, и предлагают назначать главу администрации города по контракту. Но при этом они настаивают на том, что глава города должен избираться депутатами городской Думы (условный вариант №3).
И все копья ломаются только вокруг этих двух позиций. Противники: «Вы отнимаете у народа право избирать главу города!» Сторонники: «Назначив главу администрации по контракту, мы поставим администрацию города под контроль городской Думы!»
И те и другие по-своему правы, и та и другая точка зрения довольно обоснованна и имеет право на жизнь. Но есть еще один компромиссный вариант, который не только может направить на путь к согласию всего городского сообщества и примирить все стороны, но и может оказаться самым полезным и безболезненным для дальнейшего развития города в нынешних политических и экономических условиях.
Представляется, что назначенный глава администрации действительно будет лишен соблазна заниматься популизмом во вред городскому хозяйству и сможет сосредоточиться только на решении вопросов экономики и жизнеобеспечения города. Но при этом у города должна быть ключевая фигура, обладающая доверием большинства жителей и одновременно подотчетная и подконтрольная не только депутатам городской Думы, но и всему населению.
А это возможно только в случае избрания главы на всенародных выборах (условный вариант № 1). Только в этом случае жители города будут иметь авторитетного выборного руководителя, который сможет объединить и возглавить деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории города, как это требует закон. Избранный на муниципальных выборах глава города может играть роль арбитра между представительным и исполнительным органами местного самоуправления и, самое главное, исходя из интересов избравшего его населения, а не партий, сможет встать над схваткой в городской Думе, которая непременно может случиться при насаждении пропорциональной избирательной системы.
Что выбираем?
Недавно жители города уже имели возможность ощутить на себе все плюсы и минусы пропорциональной избирательной системы, когда мы избирали половину состава депутатского корпуса ТГД по закрытым партийным спискам. Действующее законодательство предоставляет возможность жителям города Твери другую половину депутатов избирать по мажоритарной системе, то есть по одномандатным округам, но только если это будет определено в Уставе города.
Но в новом Уставе устанавливается, что выборы депутатов Тверской городской Думы проводятся по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками на всей территории одного избирательного округа, коим считается вся территория города Твери.
В переводе на простой язык это означает, что отныне в городской Думе будут представлены только депутаты, являющиеся членами партии или проявившие лояльность к какой-то партии и попавшие в список для голосования.
Причем термин «закрытый список» означает, что все кандидаты от данной партии могут быть известны для избирателей, но голосование будет идти за весь список в целом, и депутатский мандат смогут получить только стоящие в первых рядах этого списка. Отдельного голосования за каждого кандидата из списка (как это было на недавних выборах в Законодательное Собрание Тверской области) данная избирательная система не предполагает.
Сторонники новой редакции Устава утверждают, что это закроет доступ к черным избирательным технологиям и усилит роль партий. Может быть, это и правильно и, безусловно, должно применяться и применяется на верхнем государственном уровне. Но при чем здесь местное самоуправление, как форма осуществления народом своей власти непосредственно и(или) через органы местного самоуправления и где не может быть разделения на исполнительную и представительную власть, а можно говорить только о разделении полномочий?
По словам Л. Велихова — основоположника муниципального права в России, — «в сущности своей выборы являются либо одним из способов создания власти, либо одним из способов перенесения прав, принадлежащих данному сообществу на более ограниченное количество лиц». И отсюда следует очень важный вывод, что когда проводятся выборы, например представительного органа местного самоуправления, то здесь прежде всего речь идет о делегировании прав жителей муниципального образования своим депутатам, а не представителям каких-то партий. А значит, на уровне местного самоуправления должны оставаться одномандатные округа и переход на полностью пропорциональную избирательную систему (и тем более с закрытыми списками) может оказаться ошибкой, которая отстранит жителей от участия в местном самоуправлении и ущемит их избирательные права.