Полгода назад для нее, юриста и депутата городского Совета Абакана, жизнь сделала довольно крутой поворот в неизведанное. До этого был прогремевший на всю страну "антикремниевый" митинг в Абакане с участием тысяч человек. Еще раньше – работа в горсовете.
Все круто изменилось прошлым летом, когда власти республики решили создать Совет развития (СР), на учредительной конференции которого Татьяна Чередниченко делала доклад об экологической обстановке в Хакасии. Сразу после этого губернатор Виктор Зимин неожиданно для многих предложил ей стать секретарем нового образования. "Политический сюрприз" состоялся. Теперь, спустя полгода, пришла пора подвести некоторые промежуточные итоги.
Тем более, что сегодня, 10 февраля, республиканский Совет развития при главе РХ должен начать новый отсчет собственной деятельности – он обновлен на 50%, а сама Татьяна Чередниченко уже не является его секретарем, хотя и осталась в составе СР.
Попытка приручения
– О республиканском Совете развития в Хакасии до сих пор неоднозначное мнение. Говорят многое. Одни – что это попытка властей "приручить" и "прикормить" таким образом оппозицию, причем как "умную", так и "отмороженную". Другие – что это желание все того же Серого дома вовлечь в диалог тех, кто по каким-то причинам не в состоянии "рулить" процессами в республике на основании закона и прошедших выборов в исполнительные органы власти. Третьи просто утверждают, что вы бездельники и получаете зря зарплату. Какого мнения придерживается в этом вопросе теперь уже бывший секретарь Совета развития?
– Третье утверждение отпадает сразу. Работа в Совете является безвозмездной, общественной и добровольной. Думаю, это правильно. Хотя уверена, что секретарь Совета должен работать как раз на освобожденной основе и получать за свой труд вознаграждение. Это, во-первых, даст возможность заниматься только Советом, а во-вторых, стимулирует и повышает ответственность.
А по поводу двух первых позиций... Считаю, они обе верны в каком-то определенном смысле. Да, частично это, возможно, было сделано, чтобы "приручить оппозицию" – и я не думаю, что это плохо. Это грамотный и мудрый шаг. Зачем нам какие-то революции, если все можно решить мирным путем? Ведь если оппозиция будет услышана теми, кто принимает решения, то этот диалог будет более конструктивным. По поводу второй точки зрения поясню, что совет – это попытка власти привлечь к диалогу людей, не равнодушных к тому, что делается под боком у каждого.
Совет-то, по сути, создан для информирования правительства о "дырах", которые нужно у нас "латать".
Первые итоги
– Первое полугодие работы СР уже закончено...
– Работа РСР прошла успешно и плодотворно. Это был период достаточно сложной, но при этом продуктивной работы. Отмечу не только актуальность для региона направлений, по которым Советом проведена работа, но и их перспективность, что уже сегодня приносит положительные результаты. Это вопросы социальной привлекательности отрасли здравоохранения в республике, проблемы малого и среднего предпринимательства, экологической политики, институализации гражданского общества, развития туризма, промышленности, инвестиционной привлекательности региона.
Хотела бы отметить очень доброжелательный подход к работе Совета и, более того, поддержку, помощь в течение полугода как со стороны исполнительной власти республики, профильных комитетов, министерств, так и представителей общественности, заинтересованных лиц – обычных граждан, представителей бизнеса – думаю, что без этого такого результата бы не было.
Безусловно, такой высокий интерес, проявляемый к работе Совета, неслучаен. Сегодняшний уровень развития государственных институтов, институтов гражданского общества и институтов рыночной экономики позволяет сделать определенные изменения в региональной политике, которая в современном понимании должна быть сбалансирована между интересами власти, бизнеса и общества.
Смысловая нагрузка
– Простите мне мою критику – критиковать всегда легче – но я продолжу, потому что все-таки хочу понять суть работы СР. Все то, что вы предлагаете, обсуждаете и выносите на рассмотрение Совета – с этим совершенно спокойно может справиться любое нанятое за небольшие деньги аналитическое бюро из 3-7 человек. Во-вторых, те же предложения по улучшению деятельности правительства РХ может высказать любая часть общества – духовенство, милиционеры, советы старейшин, федерация профсоюзов... что там еще приходит на ум? Параллельно с вами работают всякие общественные палаты, фонды, приемные первых лиц государства, куда люди обращаются с жалобами, предложениями, замечаниями. И получается, что параллельно с вами эти структуры тоже работают! Вы делаете одно и то же дело. Зачем? Виктор Зимин может увидеть всю картину существующего положения в республике и без вас.
– Это не так. Выскажу свое понимание создания и работы Совета, как вы высказались, "его сути". Прежде всего, это необходимость осуществления главой республики координации деятельности исполнительной власти в регионе посредством единого института, функционирующего под его непосредственным руководством. А, главное, повышение информированности о состоянии проблем на местах. Совет стал своеобразным источником пополнения информации, организатором постоянного диалога всех заинтересованных структур, ведомств, общественности, бизнеса и главы республики по основным проблемам региона во всех сферах. И это никак не дублирование функций уже существующих институтов власти и общественности. У них другое предназначение и полномочия.
Совет – это площадка для открытого обсуждения проблем и предложений по развитию региона. Благо, что все для этого развития в республике есть и самое главное у нас – умные, неравнодушные люди с активной жизненной позицией.
– За эти полгода у вас в СР появились друзья и недоброжелатели?
– Появились сторонники, коллеги, те, кто готов включаться в работу, и это не только члены Совета, но и те, кто так или иначе привлекался для работы в рабочих группах, и, отмечу, что люди заинтересованы в сотрудничестве с Советом и готовы оказывать всяческое содействие и поддержку. А недоброжелатели... Нет, пожалуй.
– На заседаниях Совета случались скандалы, ожесточенные споры, кто-то демонстративно хлопал дверью?
– Нет, что вы! Все было очень корректно, достойно, воспитанные люди же собирались. Были споры, дебаты, но все это укладывалось в деловую, рабочую атмосферу без скандалов и склок.
Что дальше?
– Хорошо, вернемся к итогам работы?
– Уже на первом заседании Совета было решено, что мы работаем сразу в шести направлениях, по всем этим шести направлениям были созданы рабочие группы, определены руководители, которые в течение нескольких месяцев осуществляли координацию деятельности. Итогами работы стали доклады, в которых обозначены и предложены конкретные мероприятия по развитию республики. Незамедлительно последовали распоряжения главы Хакасии по реализации тех мероприятий, которые были в докладах и поддержаны Советом. Эти распоряжения сегодня исполняются профильными министерствами. В частности, речь идет о создании в РХ свободной экономической зоны (промышленной и туристско-рекреационной), дано поручение о разработке проекта закона Республики Хакасия "О государственно-частном партнерстве", дано распоряжение о проработке вопроса использования местных месторождений природного газа. Сегодня Совет предложил ряд мероприятий по формированию и развитию экологической политики в регионе, поддержке малого и среднего бизнеса, социальной привлекательности здравоохранения. Уверена, что эти предложения найдут свое воплощение в итоговых документах.
– Смотрите: вы предлагаете что-то, но если это что-то реализовывать, нужны дополнительные деньги. Взять их можно только в бюджете. А у нас Хакасия – дотационный регион. Получается, своей работой вы в какой-то степени "облегчаете" и без того скудный бюджет? Можно даже сказать резко – обкрадываете. Ваше мнение?
– Разумеется, реализация принятых мероприятий сопряжена, в конечном счете, с перераспределением бюджетных средств в то или иное направление и, возможно, это повлечет уменьшение финансирования иных актуальных направлений. И такого рода решения должны приниматься на основе взвешенной оценки их необходимости или целесообразности для республики. При этом должны учитываться как сложившаяся экономическая ситуация, так и политическая, социальная. Именно комплексный подход к решению проблем региона с учетом мнения всех заинтересованных сторон, объективные и профессиональные исследования позволят не только избежать дальнейшего усугубления экономической ситуации в регионе, но и обоснуют стратегию и тактику региональной политики, дадут оценку качества проводимых управленческих решений, предложат меры предупредительного характера.
– Тогда последний вопрос. С сегодняшнего дня Совет обновлен на 50%. Пришли новые люди, появятся новые идеи и предложения. Что будет дальше, как вы считаете?
– Очень важно, чтобы там собрались профессионалы, которые не будут бестолково "махать крыльями". Нужны энергичные и умные люди.
Главное же, пожалуй, вот что: я считаю, что Совет – не "клапан", с помощью которого власть пытается регулировать и выпускать пар недовольства какими-то своими действиями в обществе. Совету развития уготована долгая жизнь, но только при наличии умных людей, здравых мыслей и конкретных предложений по улучшению жизни в Республике Хакасия.