Как известно, сейчас при оформлении административного материала по части 1 статьи 12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (управление ТС в состоянии опьянения) инспектор ДПС имеет право проводить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения "на месте".
Согласно части 2 статьи 27.12 КоАП, отстранение от управления транспортным средством, а также освидетельствование на состояние опьянения осуществляется инспектором в присутствии двух понятых.
Также, данное положение отражено в пункте 11 "Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 475 от 26 июня 2008 года.
Требование об участие понятых при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (отстранении от управления и проведении освидетельствования на состояние опьянения) является обязательным.
Если при оформлении административного материала отсутствовал один или оба понятых, то при рассмотрении дела этот материал (протокол об отстранении от управления ТС и акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения) подлежит оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с учетом требований части 3 статьи 26.2 КоАП РФ.
То есть по закону такое обстоятельство должно повлечь невозможность использования в качестве доказательств по делу протокола об отстранении от управления ТС и акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, поскольку данные процессуальные документы не соответствуют требованиям части 2 статьи 50 Конституции РФ, а также статьям 26.11 и 26.2 КоАП РФ, не допускающим использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Что же на практике?
А на практике, зачастую инспектора ДПС не утруждают себя поиском понятых. Зачем? Это ведь лишнее время тратить. Они придумали несколько способов решения этой задачи.
1. Оформляют административный материал без понятых. Копии протоколов лицу, привлекаемому к ответственности, не вручают, а позже, в отделе вписывают данные либо арестованных, либо водителей, пришедших оформлять ДТП.
2. Возят "понятых" с собой. Это, или их друзья или опять же задержанные граждане.
3. Вписывают вообще несуществующих людей с выдуманными адресами.
4. Вписывают данные своих знакомых, зачастую даже не предупредив их.
С одним из таких случаев мы столкнулись на практике.
К нам обратился клиент, в отношении которого возбудили дело за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Копий протоколов у него на руках не было, но на словах водитель пояснил, что его остановили поздно ночью в районе коллективных садов. Алкоголь он не употреблял, а принял спиртосодержащее лекарство. Алкотестер показал 0.098 мкг/л. Посторонних людей (понятых) при оформлении материала и прохождении освидетельствования не было. После составления всех протоколов он был отпущен вместе с автомобилем.
При ознакомлении с материалами дела выяснилось, что, согласно протоколам, понятые участвовали и при отстранении от управления и при проведении освидетельствования.
Суд первой инстанции не счел нужным вызывать понятых и назначил нашему доверителю наказание в виде лишения права управления транспортными средствами.
Мы обратились с жалобой на данное постановление в районный суд.
Внимательно изучив материалы дела, судья принял решение о вызове и допросе в качестве свидетелей инспектора ДПС, составлявшего протокол и понятых, которые якобы участвовали при оформлении материала.
На рассмотрение дела явились инспектор и всего один понятой, который прямо в судебном заседании заявил, что никогда не принимал участия в оформление административных дел и никогда понятым не являлся. Инспектор признался, что понятых при оформлении административного материала не привлекал, а вписал данные своих знакомых.
Конечно, акт освидетельствования на состояние опьянения был признан недопустимым доказательством, и постановление мирового судьи было отменено, а дело прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.