«Евгению Шаповалову удалось опустить городской совет до своего уровня»
За последние две недели в Киеве произошел ряд событий, которые изменили или еще могут изменить политико-экономическую ситуацию не только в столице, но и в регионах Украины. Во-первых, ничем закончились переговоры о создании коалиции между Партией регионов и Блоком Юлии Тимошенко. Как минимум, это означает, что никаких изменений в Конституцию страны внесено не будет, во всяком случае, пока. Во-вторых, всколыхнуло страну решение Конституционного суда по советам и мэрам. Оно гласит о том, что, независимо от вида выборов – очередные или внеочередные, сроки полномочий советов составляют пять лет, а мэров четыре года.
Поскольку в сотнях городов и тысячах населенных пунктов по тем или иным причинам происходят внеочередные выборы, это означает, что очередные выборы будут происходить в каждом городе бессистемно и хронически. Выборный процесс
в стране станет непрерывным.
Учитывая актуальность всех этих и целого ряда других вопросов, воспользовавшись приездом в Бердянск народного депутата Украины Валерия Баранова, мы попросили его дать свои комментарии и возможные прогнозы развития событий.
«Я лично против института президентства»
– Валерий Алексеевич, каковы настроения в парламенте в отношении Президентских выборов и выборов в местные органы власти? Несмотря на кризис, это, как ни странно, сегодня самые обсуждаемые вопросы. Потому что с выборами у нас всегда связаны определенные надежды на лучшее…
– Что касается выборов президента, то Верховная Рада еще не приняла постановление, которым устанавливается четкая дата. Но я думаю, что это произойдет в ближайшее время. Поскольку коалиция не состоялась, поскольку лидеры двух самых крупных фракций договориться в очередной раз не смогли, то полагаю, никаких неожиданностей тут уже не будет. Всенародные выборы Президента состоятся, и произойдет это в январе 2010 года. Выбрана будет одна из известных личностей, которая на протяжении ближайших пяти лет снова ничего не сможет изменить. Это мой пессимистический прогноз.
– Но Вы же всегда были оптимистом…
– Жизнь все больше заставляет быть реалистом. Что-то может измениться в нашей стране, когда к власти придут новые люди. Мне кажется, что это произойдет через 5 лет, когда закончатся полномочия Президента, которого мы выберем в 2010 году. Но есть и оптимистичный прогноз: возможно, я ошибаюсь, и на предстоящих выборах страна действительно изберет достойную личность, которая сможет все изменить. А вообще, если говорить обо мне, то я лично против института президентства. Ну какова его роль? Какая разница, как его избирать: всенародно или в парламенте? Мы четырежды избирали Президента всенародно, что это дало? Практически ничего. Приходили разные люди, а в стране ничего не менялось. Более того, именно Президент усугублял политическую и экономическую ситуацию в стране. Он всех учил, ни за что не отвечал, разобщал политические силы, критиковал то одно, то другое правительство. И что в итоге?... Кстати, в Европе институт президентства есть далеко не во всех странах. Скажу больше, наиболее развитые страны президента вообще не имеют. Я недавно побывал в Норвегии. Эта страна занимает первое место в мире по уровню жизни населения. Поста Президента там нет. В Норвегии парламент формирует правительство и назначает Премьера. Я когда ехал туда, думал, ну вот, узнаю, в чем секрет их успеха. А оказалось, секрета никакого нет. Там тоже есть политическая борьба, тоже могут кипеть политические страсти. Но на второй день после выборов политические силы, вошедшие в парламент, едут за город (есть у них там специальный дом в лесу) и собираются вместе, несмотря на все противоречия. В первый день они высказывают друг другу все, что думают. Условно говоря, выплескивают весь негатив. Этот первый день у них называется днем проветривания. А на второй день все садятся за один стол и уже без споров пишут, что их объединяет, а что разъединяет. Вот то, что объединяет – это и есть руководство к совместному действию. Профессионалы затем пишут конкретную программу, которая должна обеспечить выполнение тех пунктов, которые объединяют всех. Далее следует обращение к народу, в котором говорится о том, что парламент реализует в стране то-то и то-то. И после этого формируется правительство профессионалов, которое обеспечит выполнение поставленных в программе задач. Причем не всегда премьером становится лидер политической силы, набравшей наибольшее количество голосов. И все… Парламент начинает работать.
А у нас, вы прекрасно знаете, после выборов начинается борьба за портфели, устанавливаются партийные квоты на министерские посты. Все это усугубляется борьбой лидеров партий между собой. И на местах тоже. Помните, как после «помаранчевой» революции Григорий Патей открыл у себя в офисе «ревком» и пытался расставлять в городе кадры, руководствуясь революционной целесообразностью. Мне тогда пришлось разъяснить Григорию, что он заблуждается, а кадры растут годами и должны быть умными и грамотными.. А ведь в приемной у него образовалась очередь за должностями. Это была их кадровая политика. В итоге в правительство приходят дилетанты, парламент не принимает нужных стране законов, реформы не идут, и все остается без изменений до новых выборов. Вот она вся разница между нами и той же Норвегией. На мой взгляд, эта разница сводится к двум принципиальным моментам. Первый: все зависит от состояния общества, от того, кого оно избирает во власть. Вот у нас народ все еще верит в сказки, в чудеса, потому и голосует часто за популистов, а не профессионалов. Наобещал с три короба – выбрали, а работать кто будет?
Второй момент: ситуация в стране зависит от тех лидеров, которых выбирают, от их видения приоритетов. И если у этих лидеров преобладает государственное начало – они могут договориться, могут пойти на уступки ради страны и общего дела. Если же у них преобладают личные амбиции, то будет бесконечный спор, бесконечное противостояние, и дела в государстве никогда не улучшатся. Вот и весь секрет.
До такого понимания должно дорасти и само общество, и лидеры. На это нужно время. К сожалению, в нашей стране этот процесс затянулся.
«Парламент Украины – заложник интриг между первыми лицами партий»
– Валерий Алексеевич, насколько, по-Вашему, работоспособна действующая Верховная Рада?
– А мы опять же возвращаемся к сказанному. Парламент Украины – заложник интриг между первыми лицами партий. И Верховная Рада никогда не сможет работать эффективно, потому что эти всем известные лидеры не могут договориться. Их личные амбиции преобладают над здравым смыслом и интересами страны. Конечно, можно провести новые перевыборы. Но что это изменит? В парламент придут те же самые известные всем нам лидеры, которые так же не смогут договориться. Только ситуация еще более может усугубиться, если в Верховную Раду пройдут националисты Тягнибока или космонавты от Леонида Черновецкого. А виной всему – наша порочная партийная система выборов. Это на сегодня главная беда Украины. Если бы парламент формировался на основе мажоритарной системы, то есть когда депутаты приходили бы от округов, а не от политических сил, или если бы при партийной системе выборов партийные списки были открытыми, вот тогда парламентарии могли бы договориться между собой. Потому что амбициозные лидеры утратили бы свою руководящую роль. В профессиональном смысле нынешние депутаты Верховной Рады очень подготовлены, образованны и квалифицированны. Они могли бы работать, и хорошо работать. Это касается абсолютно всех фракций. Я со многими познакомился, со многими общаюсь. Подавляющее большинство народных депутатов понимают пагубность складывающейся ситуации. Но они не могут реализоваться, им не дают лидеры, потому что партии связаны жесткой партийной дисциплиной. И по большому счету нынешняя Верховная Рада представляет собой выражение мнения и интересов только этих вот нескольких лидеров.
Вот, кстати, почему попытка двух крупных фракций договориться между собой была обречена на провал изначально. Двух царей одновременно не бывает. Сама по себе идея объединения правильна. Не время сегодня думать, кто под каким флагом, нужно заниматься общим делом. Но снова возобладали амбиции, снова личное начало победило начало государственное.
– Если все понимают пагубность партийной системы выборов, почему ее не отменят?
– Опять же потому, что это невыгодно основным политическим фигурам. Для них фракции – это отряды бойцов, а не законотворцев. А кто добровольно откажется от армии, которая обязана выполнять все приказы руководства? Владимир Литвин открыто говорит о необходимости отмены партийной системы и призывает сделать это. Но другие ведь молчат. Я думаю, что в ближайшее время надежд на отмену партийной системы нет.
– Даже на местном уровне?
– Как это ни печально, но да, и на местном уровне в том числе.
– А как Верховная Рада отреагирует на решение Конституционного суда, по которому теперь советы и мэры, избранные на внеочередных выборах, будут исполнять свои полномочия не до очередных выборов, как было раньше, а полную каденцию, то есть 5 лет и 4 года?
– Решение Конституционного суда абсурдно, и этот абсурд очевиден. Оно ввергает страну в хронические выборы. Понимают это и в Верховной Раде. Именно потому председатель парламента Владимир Литвин выступил на сессии и поручил юридическому управлению подготовить решения, которые бы сделали невозможным выполнение этого решения Конституционного суда. Применительно к Бердянску это означает, что выборы в городской совет состоятся в марте 2010 года, а мэра бердянцы будут выбирать в 2012. Так что у городского головы Евгения Шаповалова появилась возможность развить «Бердянский успех» до невозможного. С чем и поздравляю тех бердянцев, кто его избрал, и тех, кто не пошел на выборы. Но это, подчеркиваю, по ситуации на сегодняшний день. Если Верховная Рада примет решения, которые сделают невозможным выполнение решения Конституционного суда, то все вернется к прежнему состоянию, то есть выборы мэра и совета пройдут одновременно в марте следующего года. И это касается не только Бердянска, а всей Украины.
«Бердянский успех» или безграничный примитивизм?
– Коль уж мы логически подошли к Бердянску, давайте от большой политики перейдем к местной. За последние полгода политическая ситуация в городе существенно изменилась. Как Вы лично оцениваете ее на сегодня, и какова Ваша оценка, почему ситуация в Бердянском совете изменилась в прямо противоположную сторону?
– Ситуация изменилась, но Евгений Шаповалов какой был, такой и остался. Я не хочу критиковать действующего мэра за ямы на дорогах или кривые бордюры... Это было при мне, и будет при любом другом мэре до тех пор, пока городам будет не хватать денег. Но я очень переживаю за то, что разрушается. Лично мне сегодня больно ходить по проспекту, который мы все вместе с горожанами преображали, а теперь он заставляется страшными железными будками. Мне больно видеть неработающий фонтан на набережной, закатанную в асфальт часть пр. Ленина от ГДК до рынка. Когда -то мы планировали в этом месте парк. Здесь должна была быть пешеходная зона. Парк должен был быть продлен от храма до сквера у исполкома. Сейчас все это перечеркнуто. Вместо новой очереди проспекта бердянцам попытались замылить глаза и сделали автостоянку. Центральный рынок мы реконструировали под торговлю сельхозпродукцией. Сейчас же там опять лепят будки, где будут носками торговать.. Все это красноречиво говорит об уровне руководителей города, которые не выходят за рамки торговли шаурмой и пивом. Это уровень их бизнеса.
Мне больно и обидно, что неизвестно куда истрачен муниципальный займ. Мы брали его в свое время для того, чтобы сделать кровли, дороги и освещение улиц. Это было решение общегородского собрания. Решение побоку, работы не выполнены, деньги растрачены, а возвращать займ надо.
Больно и горько смотреть на развороченную набережную на Слободке. Ее обещали сделать, но бетонные развалины по-прежнему отталкивают от себя горожан и отдыхающих...
– Громкое дело с разворовыванием государственных бюджетных денег на берегоукрепление косы. Какова у Вас информация по этому вопросу? А то у нас один зам мэра обнародует информацию об исчезновении четырех млн., обещает найти виновных. А второй зам говорит, что это все слухи и вымыслы.
– Обидно и очень неприятно, что мне удалось добиться для города выделения 10 млн. грн на берего-укрепление косы и 2 млн. грн на ГДК, однако большая часть этих денег исчезла в неизвестном направлении. А точнее, их украли. Счетная палата передала мне акт проверки, они в шоке, а я обещаю его обнародовать. По факту растрат возбуждено уголовное дело. Надеюсь, виновные будут наказаны. Но как мне теперь обращаться в бюджетный комитет? На последний мой запрос председатель комитета ответил следующее: «Я читал акты Счетной палаты, которая проверяла использование государственных средств в Бердянске. Деньги там были разворованы. Так где смысл в том, чтобы выделять Бердянску новый транш?» Но если б беспокойство вызывал только этот факт.
Мне очень обидно осознавать тот факт, что в город вернулся беспредел, царивший в 1990-е, что у людей пытаются отобрать приобретенную законным путем собственность. И эти действия власти нашли отражение еще в одном уголовном деле. Я имею в виду по ситуации вокруг «Кристалла».
Меня возмущает тот факт, что в городе установлены ранее не существовавшие правила откатов до 25% от освоенных бюджетных средств, а за разрешение на установку металлических навесов на проспекте и набережной нужно дать хабаря тысячу евро за точку.
Мне горько и печально осознавать, что в нынешнем году, впервые за много лет, муниципальная милиция не будет охранять общественный порядок на косе. Городская власть просто не смогла обеспечить выполнение этой задачи.
Очень тревожно становится от того, когда осознаешь, что осталось без государственной охраны водохранилище. Теперь кто угодно может провести диверсию, бросить туда что угодно и поставить под угрозу жизнь целого города.
Возмутительно, что горводоканал доводят до развала, что город может остаться без днепровской воды, за которую мы так долго и упорно боролись в свое время вместе с народным депутатом Иваном Михайловичем Бастрыгой.
Продолжать можно долго.
Но, въехав в Бердянск, я понял: во всем вышеназванном и заключается «Бердянский успех», о чем свидетельствуют многочисленные плакаты и билл-борды со счастливыми лицами бердянцев на них.
– Неужели в работе Евгения Шаповалова и его команды все так плохо? Какие-то сильные стороны Вы увидели или все-таки нет?
– Для себя лично, когда я анализировал ситуацию, то старался найти ответ на вопрос: «Ну не может же быть все так плохо? Должно же быть что-то и хорошее, с положительной стороны характеризующее Шаповалова как политика?» И я понял: есть – Евгению Шаповалову удалось опустить городской совет до своего уровня. Он смог победить, заставить, уговорить, подкупить тех, кто считал себя городским бомондом, цветом интеллигенции. Он переломил ситуацию в свою пользу. Лично я разочаровался во многих. Шаповалов просто вытер ноги о них с их же согласия. Стыд им и позор. Хотя, с одной стороны, то, что импичмент не прошел, правильнее сказать, его отозвали сами депутаты, это даже хорошо. Теперь у Шаповалова есть возможность проявить себя во всей «красе», чтобы все увидели и никто уже не заблуждался. Город насладится «Бердянским успехом» в полной мере. Увидят все, кто до этого и не видел. Только увидят не обещанный бесплатный проезд, не доплаты к пенсиям, не бесплатный медицинский центр, не мусороперерабатывающий завод, добывающий тепло из отходов, а безграничный примитивизм и брехню.
– Вы говорите, что вверху не могут договориться. А вы сами не пробовали договориться с Шаповаловым?
– Он предложил встретиться, и мы поговорили. Я согласился не обижать его, пусть сам докажет свою состоятельность, а он пообещал не заниматься популизмом и не поливать меня грязью. Через 30 минут после встречи выступил по «ТВ Бердянск» некто Ткаченко как большой специалист в ЖКХ и заявил, что Баранов разрушил коммунальное хозяйство, а на следующий день там же вышел фильм о том, как якобы Баранов и компания разграбили город. Как я должен был на это реагировать? Я ему об этом по телефону доходчиво сказал. Нельзя работать с необязательным человеком.
– Валерий Алексеевич, а каково Ваше личное отношение к концессии? А то Евгений Шаповалов в ходе выборов вроде бы и говорил, что борется против Вашей политики. А потом и займ начал использовать, и проспект ремонтировать. А в вопросе концессии исполком так вообще теперь на Вас все стрелки переводит – Баранова, говорят, идея была, и договор при вас составляли. Шаповалов только реализовал Ваш замысел. То есть Вы, получается, в этом деле для Евгения Ивановича практически идейным вдохновителем являетесь?
– Концессия – это единственно правильное направление в организации работы коммунального хозяйства. Этим путем идет весь мир. В Украине мы были одними из первых. Сегодня этим путем идут уже многие города.
В свое время мы начали прорабатывать вопрос передачи водоканала в концессию с «Чистой водой», которая работала России и даже в дальнем зарубежье. Была составлена болванка договора, но после моего ухода в Верховную Раду работа затормозилась. Впоследствии руководитель «Чистой воды» звонил мне, рассказывал, что встречался с Евгением Шаповаловым и предложил сотрудничество ему. Однако сотрудничества на тот момент не получилось. Директор «Чистой воды» вообще был в шоке от уровня Шаповаловской команды и его познаний в коммунальном хозяйстве. Затем это предприятие было продано. Новым собственником стали Луганские предприниматели, которые смогли найти общий язык с бердянским мэром, и процесс пошел по сценарию Шаповалова. Результат этого процесса известен. И в ближайшее время Бердянск ожидает новая серьезная проверка на уровне Кабмина по всем фактам развала горводоканала и недопущения остановки подачи воды в город.
Так что сама идея концессии вполне правильна. Но вопрос в том, как она реализуется.
Никогда не говори никогда
– Вы в Бердянск возвращаться не собираетесь? Имею в виду участие в следующих выборах мэра. Теперь ведь городской голова может быть одновременно и депутатом Верховной Рады?
– Насчет возможности совмещать должность мэра и народного депутата – это большой вопрос. Один закон разрешает это, другой запрещает. Но дело даже не в этом. Мне стало интересно работать в парламенте. Мы вместе с моими коллегами в комитете по вопросам хилищно-коммунального хозяйства подготовили и уже приняли как закон программу реформирования ЖКХ в Украине и ряд законопроектов под нее. Это серьезная работа и, к слову, единственная подготовленная реформа в стране. Но, с другой стороны, меня лично удручают все эти политические разногласия в Верховной Раде. Парламент мог бы быть намного более дееспособным, если бы не амбиции известных всем политических деятелей. Мы об этом уже говорили. Когда я шел на работу в парламент, я думал, что вот именно там принимаются решения, которые определяют судьбу страны. Но во всей этой политической рутине мне кажется, что в родном городе, на местах всем нам удавалось сделать больше, чем здесь, сидя в Киеве. К тому же я был и остаюсь в душе бердянцем. Да, в Киеве у меня есть своя квартира, там больше возможностей. Но душа моя тут – в Бердянске. Именно потому, не таясь, скажу, что на выборы в городской совет обязательно пойдет Блок Баранова, в нем не будет предателей и «бомонда». Минимум 25% в горсовет мы наберем. Об этом говорят исследования. Что касается должности городского головы, пока рано что-либо говорить. Неясно даже, когда будут выборы. Осенью 2007, уходя на работу в Верховную Раду, думал, что в кресло мэра никогда больше не вернусь. А сегодня стыдно за город и его разрушенный имидж. И знаете, одно из жизненных правил гласит: «Никогда не говори никогда». Автор: Павел ИЩУК