К 20-летию независимости Украины правительство объявило едва ли не самую крупную за всю историю суверенного государства амнистию для заключенных. Единоразово из тюрем могут выйти приблизительно семь тысяч украинцев, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Досрочно освобожденными могут оказаться и около 60 подопечных бердянской исправительной колонии номер 77.
На свободу с чистой совестью
По имеющимся данным, сейчас в Украине около 155 тысяч человек отбывают наказания в тюрьмах за совершенные преступления. За годы независимости в стране осуществили около 10 амнистий. В среднем по результатам каждой из них на свободу выходили 3-4 тысячи заключенных. По положениям нового закона об амнистии досрочное освобождение может распространиться тысяч на семь украинцев, преступивших закон и понесших за это наказание.
В «БИК-77» за решеткой сейчас пребывают около 720 человек. Почти десятая их часть уже обрела или в самое ближайшее время может обрести личную независимость.
– Именно для бердянской колонии объявленная амнистия не является самой масштабной, – отмечает заместитель начальника по социально-воспитательной работе, майор внутренней службы Михаил Воронин. – К примеру, по итогам амнистии 2001 года у нас освободилось около 400 человек. Под новый законопроект попадает где-то 60 наших подопечных. Разница довольно чувствительная. Главные критерии, по которым заключенный может раньше вый-ти на свободу – совершенное преступление не должно относится к разряду тяжких и особо тяжких. Кроме того, это должен быть исключительно первый срок наказания, и человек должен уже отсидеть в тюрьме больше половины срока, который определил суд.
Каждый отдельный случай рассматривается специальной комиссией и судом. Окончательно эта инстанция и определит, заслуживает ли человек выйти на свободу. Этой возможности, скорее всего, будут лишены злостные нарушители порядка, предусмотренного в местах лишения свободы. И в бердянской колонии таковые тоже есть.
– Это два-три человека, – продолжает Михаил Воронин. – Но подчеркну, что все будет решаться в суде. Стоит отметить, что есть и такие заключенные, которые отказываются от возможности досрочного освобождения. И здесь дело не только в неопределенности и некотором опасении перед адаптацией человека на свободе. Дело в том, что по закону судебная амнистия не может применяться к одному гражданину Украины чаще одного раза за десять лет. Поэтому преступники, у которых осталось несколько недель или месяцев до окончания срока заключения, предпочитают досидеть до конца. Они понимают, что может произойти всякое, и возвращение снова в тюрьму также возможно. Поэтому не хотят терять вероятный шанс снова попасть под амнистию. Но есть также и другие примеры. На моей памяти одному заключенному оставалось четыре дня до окончания срока. Но он сознательно решил воспользоваться предоставленным правом досрочного выхода на свободу. Судья поинтересовался: зачем это вам, осталось же всего четыре дня? Но человек ответил, что их он хочет провести уже в статусе вольного гражданина страны.
Государство предоставляет заключенным шанс?
Мнения по поводу необходимости такого явления, как амнистия, у разных людей расходятся. Часть утверждает, что при нынешнем уровне преступности выход на свободу подобного количества потенциальных преступников может усугубить криминогенную ситуацию как по стране в целом, так и в отдельных городах, поселках и селах. Некоторые же считают, что если не каждому человеку, то хотя бы нерецидивистам и тем, кто не совершал тяжких преступлений, должен предоставляться шанс начать новую жизнь. Все же подавляющее большинство заключенных не хотят больше попадать в тюрьму. И это желание государство им должно помочь реализовать.
– У меня, как у сотрудника милиции, абсолютно нейтральное отношение к амнистии, – подчеркивает участковый инспектор милиции по линии работы с ранее отбывавшими наказания ГО УМВД Виталий Кучер. – Правительство приняло закон, и представители силовых структур обязаны его выполнять. Ни к самому явлению, ни к амнистированным нет никакого предвзятого отношения. У нас уже четко отработана схема работы и помощи не только досрочно освобожденным, но и тем, кто отбыл полный срок заключения. Поэтому ничего неожиданного в последней амнистии нет.
Но вопрос о том, настолько ли заботливо наше государство к бывшим заключенным, и о жизненных шансах, предоставляемых для совершивших преступление, плавно переходит в разряд философских. В Украине существует закон «О социальной адаптации лиц, которые отбывают или отбыли наказание в виде ограничения воли или лишения свободы на определенный срок». Самые интересующие людей пункты касаются предоставления жилья и рабочего места. На бумаге все выглядит довольно-таки неплохо. Но с реальностью, как это часто бывает, они не имеют ничего общего.
– Сотрудники колонии обеспечивают содержание людей под стражей, а о дальнейшей их судьбе нам объективно тяжело судить, – отметил Михаил Воронин. – Но государство фактически сбросило свои функции на местные власти. И надо сказать, что бердянский исполком довольно плотно занимается вопросами мониторинга за условиями отбывания наказания в колонии и социальной адаптации бывших осужденных. Я знаю, что помощь отсидевшим на свободе в Бердянске оказывают также некоторые общественные и религиозные организации. И за это им огромная благодарность.
Было бы неправильно сказать, что страна вообще открестилась от бывших преступников. Люди, с которыми мы общались, отмечали, что большую работу с ранее осужденными проводят городские центр занятости и управление труда и социальной защиты населения. Но в целом система, которая бы помогала людям становится на путь исправления, а не подталкивала к новым грехам, не работает. Закон предусматривает наличие специальных государственных реабилитационных центров. Но существуют ли они хоть где-то – большой вопрос. Во всяком случае, ни в Бердянске, ни в близлежащих городах таковых нет.
Практически любому преступлению трудно найти положительное объяснение. Но в нашей стране довольно часто условия жизни не позволяют вернуться в нормальное русло. По информации, предоставленной в «БИК-77», около 45 процентов вышедших из тюрьмы украинцев возвращаются туда снова. Для сравнения: в Европе этот показатель находится на уровне 30 процентов.
Украинские тюрьмы переполнены
К вопросу о целесообразности амнистии. Михаил Воронин рассказал, что к 70-летию октябрьской революции в 1987 году была объявлена одна из самых масштабных амнистий в истории СССР. Она спровоцировала небывалый всплеск преступности. И уже через год в союзе пришлось достраивать дополнительные тюрьмы, потому как уже имеющиеся не могли вместить всех осужденных.
Поиск в Интернете дал информацию, согласно которой амнистии в нашей стране происходят гораздо чаще, чем в большинстве стран мира. И причина проста – в украинских тюрьмах практически нет свободных мест.
По данным Лондонского королевского колледжа, в Украине 334 заключенных на 100 тысяч населения. Хуже с этим показателем обстоит дело лишь в девяти государствах мира: Южно-Африканской республике, Иране, Таиланде, Мексике, Индии, Бразилии, России, Китае, Соединенных Штатах. А во Франции, имеющей проблемы с радикально настроенными мигрантами, такой показатель не превышает 96 человек. В Германии – 88, Норвегии – 71.
Проанализируйте эти показатели на досуге. Как кажется, это один из красноречивых примеров того, чего действительно добилась наша страна за 20 лет независимости. Автор: Виктор КОВАЛЕНКО