Комиссар РОБЛЕС: «За ваши требования стоит бороться!»
Комиссар РОБЛЕС: «За ваши требования стоит бороться!»
Недавно в Латвии с визитом побывал комиссар по правам человека Совета Европы Альваро Хиль-Роблес. Его отец в свое время был министром обороны Испании, и именно он назначил будущего каудильо, генерала Франко начальником штаба, за что потом и поплатился – когда его протеже стал диктатором, семья Роблес подверглась преследованиям и вынуждена была бежать. Альваро появился на свет божий в изгнании. Получил юридическое образование. Защита прав человека – его конек. Известный в Испании юрист, работавший над созданием новой конституции страны, он 11 лет был омбудсменом в своей стране. Теперь он стал омбудсменом «всея Европы». В нашу страну его привело не простое любопытство.
– Омбудсмен – это призвание или профессия? И обязательно ли для этого быть юристом?
– Главная задача омбудсмена – вести борьбу с администрацией, защищая человека от ее произвола. И хоть быть для этого юристом и не обязательно, но в такой борьбе знание закона отнюдь не лишнее оружие. Но главное качество омбудсмена, по-моему, его независимость.
– Что нужно для ее достижения? Материальные ресурсы? Солидный штат сотрудников?
– Это никогда не помешает. Прежде всего потому, что работа заключается в проверке жалоб граждан, а для этого нужно передвигаться по стране, встречаться с людьми, добывать нужную информацию. Но прежде всего я имею в виду, что омбудсмен должен понимать, что в своем мнении не должен ни от кого, и в первую очередь от властей, зависеть, уметь отстаивать свою позицию. Только так он сможет реально защищать права человека.
– Можете назвать главные проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, исполняя обязанности комиссара СЕ?
– Я вижу три основных блока проблем, характерных для нарушений прав человека на континенте. Первый – те, что ведут к вооруженным конфликтам, варварским войнам, которые, к несчастью, еще до сих пор случаются в Европе. Второй – те, что проистекают из бедности. К сожалению, бедных людей еще очень много, и бедность порождает огромные проблемы – проституцию, торговлю людьми, в том числе и детьми. Бедность унижает человеческое достоинство и, как следствие, приводит к девальвации ценности личности, ее жизни. Третий – это нарушения прав человека со стороны властей и их администраций.
– И какой из этих блоков привел вас в Латвию?
– У вас, на мой взгляд, существуют проблемы в отношениях жителей с администрацией, с полицией, не все в порядке в судебной системе и в тюрьмах, в сфере здравоохранения, в положении нацменьшинств, в частности – их образования, и это хорошо известно и в самой Латвии.
– Но складывается впечатление, что о проблемах с образованием нацменьшинств до визита в Страсбург наших русских школьников там не ведали. А если и знали, то не придавали им значения. Уж не потому, что ЕС уж очень нужна Латвия и ее туда берут безо всяких условий?
– Не только в Латвии я серьезно интересуюсь проблемами образования. Ведь школьники – это наше будущее, как каждой отдельной страны, так и ЕС в целом. И очень важно, чтобы каждый ребенок мог нормально учиться в своей стране на своем родном языке без какой-либо дискриминации. Конечно же, Латвия очень важна для ЕС, где нет ни больших, ни маленьких стран, и каждая из них ценна для осуществления великой идеи Единой Европы. Но каждая страна, в этом участвующая, должна нести и свою ответственность в соблюдении стандартов строительства этого проекта, его идеи. А во время встречи с министром образования г-ном Шадурскисом у меня сложилось впечатление, что он готов к диалогу и что он не стремится к полному сворачиванию образования на русском...
– Однако в интервью латышской прессе он говорил нечто совсем другое – о том, что к 2007 году русских школ останется в лучшем случае две-три...
– Я услышал то, что мне говорил министр и другие официальные лица. Но если будут приняты какие-то решения, идущие вразрез с уважением прав меньшинств, уверяю вас – комиссар СЕ об этом узнает.
– А проблема четверти жителей страны, не имеющих ее гражданства, не беспокоит комиссара по правам человека? И как ее, на ваш взгляд, можно решить?
– Она не может не волновать, и не только меня, но и всех жителей Латвии. Но если вы полагаете, что я могу дать рецепт ее решения, то это не совсем так. Это решение должно найтись в Латвии. Ведь очень важно, чтобы все жители Латвии смогли как можно скорее стать гражданами и на равных приняли участие в осуществлении построения будущего вашей страны в Европе. Для этого и гражданам, и негражданам нужно развивать между собой и властями диалог, чтобы решить эту проблему.
– В последние годы немало ваших коллег из СЕ побывало в Латвии. И все заявляли, что все у нас с нацменьшинствами в порядке. Но вот сами меньшинства почему-то недовольны своим положением. И в чем же смысл этих визитов в таком случае? В том, что работа у вас такая? И есть ли смысл меньшинствам от них ожидать реальной пользы?
– Я не знаю, что говорили другие визитеры. Но знаю, в чем заключаются мои обязанности. Я приехал для того, чтобы увидеть ситуацию с меньшинствами в вашей стране своими глазами, оценить ее, встречаясь с представителями власти, общественных организаций и обыкновенными людьми. Побывать в тюрьмах, полицейских участках, школах, больницах, домах престарелых. Затем напишу доклад и обращусь с ним в Комитеты министров СЕ, в ПАСЕ и в правительство вашей страны. В нем будут конкретные рекомендации правительству. Им можно следовать или не следовать, но они будут теми, которые я сочту необходимым дать. И на мое мнение никто и никак не сможет повлиять.
– Недавно ПАСЕ приняла резолюцию, касающуюся и Латвии, как страны, не ратифицировавшей Рамочную конвенцию по защите прав меньшинств, рекомендовав сделать это как можно скорее. А наши власти считают, что теперь, когда страна и так уже в ЕС, эту рекомендацию можно и проигнорировать. Не проигнорируют ли они и ваши рекомендации? И есть ли у евроструктур элемент давления, способный принудить выполнять рекомендации ЕС?
– Латвия как член Совета Европы не может быть нечувствительна к тому, что означает суть членства в этой организации. Это прежде всего уважение к Евроконвенции по правам человека. И ратификация РК была бы важным шагом, доказывающим приверженность Латвии к евроидее. По-настоящему зрелая демократическая страна должна исходить не из давления на нее, а из понимания своих интересов и интересов международного сообщества, основанных на добровольном выборе их соблюдения.
– Однако складывается впечатление, что СЕ применяет к нацменьшинствам Латвии заниженные стандарты, по сравнению с другими странами, например, с нацменьшинствами в Македонии или Словакии? Неужели для того, чтобы евроструктуры всерьез отнеслись к проблемам русской диаспоры, ей необходимо действовать по сценарию борьбы за свои права в Косово?
– Мне кажется, что СЕ, ПАСЕ и Кабинет министров очень большое внимание уделяют этой проблеме – тому порука ряд резолюций, там принятых. По-моему, проблему русского меньшинства Латвии можно решить, работая в одном направлении – путем диалога с большинством достичь его уважения к меньшинству.
– Вы говорите «диалог». Но вначале такой диалог был. Большинство само пригласило к нему меньшинство, предложив ему – давайте проголосуем за независимость нашего государства и будем строить его на принципах общего равенства и свобод. И меньшинство согласилось. Но, добившись независимости, большинство тут же отобрало у меньшинства право голоса. Теперь его просто не слышат – оно практически лишено права парламентским путем отстаивать свои нужды. Акции протеста меньшинств, их выступления за соблюдение своих прав, даже многотысячные, власти предпочитают не замечать. Так как же в такой ситуации диалог налаживать и права свои защищать?
– Насчет защиты прав: я исхожу из того, что ваши требования легитимны, а раз так, то за них стоит бороться. И нужно убеждать других, что раз они легитимны, то к ним нужно прислушиваться и соглашаться. Важным шагом для успеха было бы стремление к массовой натурализации. Чем больше будет граждан из представителей меньшинств, тем громче будет их голос, тем сильнее будут аргументы. В странах демократии это именно так.
– Но беда в том, что гражданство для многих получить весьма сложно – не все могут позволить себе заплатить пошлину, да и экзамен по той же истории выдержать...
– Властям следовало бы максимально облегчить процедуру натурализации, в особенности для пожилых людей, и сделать либо символическую пошлину, либо вообще ее отменить.
– Но меньшинству априори не получить в парламенте «контрольного пакета» голосов для реализации своих чаяний...
– Уверяю вас, что и 40% населения страны в любом государстве Европы – это такая сила, с которой не считаться нельзя. Диалог возможен. И мне все же кажется, что в последнее время для него начал налаживаться позитивный процесс, власти все же стали прислушиваться к мнению меньшинств. Это очень важно. Я побывал в Даугавпилсе и встречался там с учениками русскоязычных школ. Мы говорили наедине, чтобы их не смущало ничье присутствие, и вполне откровенно. И мне стало грустно оттого, что ни у одного из них нет друзей среди латышей.
А ведь очень важно, чтобы у детей этой страны были друзья всех национальностей, и к этому нужно стремиться. Но при этом мне было очень приятно отметить, что не только среди школьников, но и взрослых людей некоренных национальностей никто не сомневался в необходимости изучения латышского языка. И это очень важно. Это значит, что для того, чтобы и большинство и меньшинства стали с уважением относиться к языкам и культурам друг друга, нужно не столь уж большое обоюдное усилие. Так давайте же уважать их непохожесть и специфичность, и то и другое только обогащает вашу страну в целом. Я хочу пригласить всех жителей Латвии постараться разбить недоверие и подозрительность друг к другу. Вскоре ваша страна станет полноправным членом единой Европы. Нас ждет общее европейское будущее. И на его пороге мне хотелось бы сказать: «Давайте перестанем смотреть в прошлое, посмотрим в будущее и все вместе будем его строить!»
– Не кажется ли вам, что там, где живет большинство представителей меньшинств, следовало бы предоставить им право обращаться в институции власти на их родном языке, хотя по нынешним законам это не предусмотрено?
– В ЕС это абсолютно нормальная практика. Я бы на месте ваших властей пошел гораздо дальше, предоставив постоянным жителям вашей страны, негражданам, право участвовать в муниципальных выборах. Правительству стоило бы над этой возможностью глубоко подумать и ее осуществить, отбросив страхи и недоверие.