Мы привыкли ругать чиновников. Но ни одно государство в мире без них не обходится. Более того, благополучие в странах напрямую зависит от уровня профессионализма госслужащих, причем абсолютно на всех уровнях власти. Чем качественнее они работают, тем эффективнее вся государственная машина.
Органы власти на местах теряют квалифицированные кадры
А вот на Украине наблюдается парадокс: чиновников у нас, вроде бы, и много, а вот работать скоро будет некому. Во время пребывания в родном округе народный депутат Валерий Баранов объехал все территории и везде провел встречи. И не было ни одного населенного пункта, где бы сотрудники органов местного самоуправления не поднимали одну и ту же проблему: страна фактически уравняла в заработной плате дворников и сторожей с чиновниками. У всех зарплата 980 грн. Но сторожа и дворники могут трудиться на нескольких работах, у них есть время заниматься домашним хозяйством. А госслужащие, как правило, работают даже больше восьми часов, на них лежит огромная ответственность. Выполнение функциональных обязанностей требует соответствующих знаний и опыта. И все это за минимальную заработную плату.
Стимулов для совершенствования и карьерного роста также практически нет. Разница в оплате между чиновниками низшего уровня и специалистами среднего звена просто смешная. А ответственность возрастает. Так кому нужна дополнительная головная боль?
К чему все это ведет? К тому, что кадры просто уходят. А перспективная грамотная молодежь не стремится на работу в органы власти. Работать за минималку никто с таким грузом обязанностей просто не хочет.
В результате, к примеру, в Куйбышевской райгосадминистрации из 95 госслужащих в нынешнем году уволилось 20. И попробуй им найди еще замену.
Вот и получается: поскольку зарплата у чиновников маленькая, грамотные специалисты в органы власти идти работать не спешат. Значит, профессионализм чиновников падает. Органы самоуправления держатся сегодня во многом за счет старых кадров, которые всю жизнь проработали на госслужбе и сегодня либо уже добирают необходимый стаж, либо просто дорабатывают до пенсии. В итоге выходит, что профессионализм, опыт и знания в чиновничьей среде не накапливаются, не развиваются и совершенствуются, а иссякают.
И вот один из примеров. Без денег жить плохо. Но когда в нынешнем году, благодаря усилиям народного депутата Валерия Баранова, сразу целый ряд территорий Запорожской области получил государственное финансирование на социально-экономическое развитие, проблем появилось еще больше. Потому что возникли трудности с использованием средств, с подготовкой проектов, проведением необходимых процедур. В ряде мест это далось весьма трудно. И причина как раз в том, что остро не хватает сейчас специалистов в органах власти.
С другой стороны, низкий уровень оплаты труда государственных служащих ведет к другому печальному явлению – к коррупции. Эта беда нашего государства берет свое начало не только из безнаказанности коррупционеров, но вырастает, в том числе, и из мизерных зарплат. Но это отдельная тема для разговора. Пока же констатируем тот факт, что на Украине и на следующий год увеличения заработной платы чиновникам, роста доплат за ранг не планируется. Величина заработной платы будет меняться только в зависимости от изменений минимальной заработной платы. И понятно, что в государственной службе это не вызывает никакого оптимизма. Они как были на уровне дворников, так и остаются. Но это тупиковый путь. А есть ли выход?
Выход только в реформировании системы управления
Комментируя ситуацию, народный депутат Валерий Баранов отметил:
– Хочу обратить внимание на то, что в проекте бюджета страны на 2012 год предполагается не увеличение, а сокращение расходов на содержание всех министерств и ведомств, в том числе и на Верховную Раду. Планируется сокращение парка автомобилей в органах исполнительной власти. Я был одним из инициаторов всего этого. Но считаю, что мы должны идти дальше и смотреть глубже. За 20 лет независимости мы пришли к тому, что государство уже не в состоянии прокормить весь чиновничий аппарат. Это суровая реальность. Когда-то нам рассказывали о том, что советская система породила ненужную армию чиновников, бюрократизировав государственные механизмы. Но на Украине уже в 3,5 раза больше чиновников, чем было 20 лет назад в УССР! И парадокс ситуации состоит в том, что при таком количестве служащих в органах местного самоуправления все равно не хватает работников. Почему так происходит? Потому что рост количества чиновников произошел не столько за счет сотрудников аппарата исполнительной власти (хотя и поэтому в том числе), сколько за счет увеличения различных контролирующих служб.
Но что мы имеем в итоге от такого роста контроля? Один из примеров: рыбные запасы в Азовском море сегодня охраняют и рыбинспекция, и экологическая инспекция Азовского моря, и пограничники, и другие. Однако рыбы больше не становится. Наоборот – запасы уменьшаются.
В строительстве мы дошли до того, что для получения сегодня всех согласований, заключений необходимо полтора-два года, если не больше. И только после этого мы можем приступить непосредственно к строительным работам.
Подобных примеров можно приводить еще много. А говорит это все о том, что огромное количество чиновников и служащих требует не только невероятных затрат на содержание, но и тормозит развитие как страны в целом, так и ее отдельных регионов. И вывод тут может быть только один: необходимо срочно проводить административно-территориальную реформу в государстве. Необходимо сокращать и упразднять ряд контролирующих служб. Необходимо сокращать в том числе и органы власти на местах. Но только сокращать нужно не людей, а функции. Потому что, если мы сократим просто людей, это только добавит проблем.
Пойдет ли страна таким путем? Буквально в начале ноября президент Украины провел расширенное заседание Кабинета Министров. Виктор Янукович подтвердил готовность идти курсом реформ в стране и высказал ряд критических замечаний в адрес ряда министров. Надеюсь, это послужит серьезным толчком к активизации реформаторских процессов. Вся страна на сегодня подошла уже к тому рубежу, на котором ничего не менять уже просто невозможно.