Александр ЦЫГАНКОВ: "На конкурсе имени Кенеля все было честно"
Александр ЦЫГАНКОВ: "На конкурсе имени Кенеля все было честно"
Недавно наш сайт сообщал о IX Всероссийском конкурсе музыкантов и художников им. А.А. Кенеля, который прошел на минувшей неделе в столице Хакасии. На своем сайте мы огласили его итоги в номинации "Музыкальное искусство". Однако будет нелишним их повторить и чуточку конкретизировать.
Первые места завоеваны виолончелисткой Викторией Ногиной из Абакана и скрипачками Алиной Гаршиной (Саяногорск), Софьей Некрасовой (Красноярск), Полиной Образцовой (которая окончила абаканскую музыкальную школу им. А.А. Кенеля, а сейчас обучается в Новосибирской специальной музыкальной школе).
Первым аккордеонистом признан Игорь Саликов из Минусинска, а звание лучшего баяниста досталось Олегу Шароглазову из Абакана (получившему к тому же поездку-приз в детский центр "Орленок").
Лучшими гитаристами стали абаканцы Денис Герасимов и Дмитрий Устинов, а также новосибирец Василий Оркин.
Самая виртуозная балалайка звучала в исполнении абаканца Тимофея Южакова, а домра – у Анастасии Ивченко (Абакан) и Екатерины Токаревой (Новосибирск).
В отделении национальных инструментов победили Шинар Монгуш и Сай-Суу Дуу-Дарый из Кызыла (Тува), играющие на чагадане, и абаканские хомысисты Андрей Кичеев и Марина Султрекова.
Первое место на конкурсе отдано кларнетисту Владиславу Запорожцу из Абакана, ударнику Шоваа Монгушу из Кызыла и саксофонисту Артему Сыровацкому. Ну а лидеров-пианистов оказалось лишь двое – это юный абаканец Мурад Гаджиев и студент Новосибирской специальной музыкальной школы Марк Парфенов, которому по полному праву присудили гран-при.
Мастерство участников оценивали лучшие музыканты России, среди которых был известный домрист, народный артист России, профессор Российской академии музыки имени Генисиных и один из самых востребованных композиторов в нашей стране Александр Цыганков. Его сочинения играют практически на каждом российском конкурсе, и абаканские состязания не стали исключением. О том, каково это – оценивать исполнение собственных произведений со стороны, да к тому же в составе жюри, Цыганков рассказал нам в эксклюзивном интервью.
Профессиональный
член жюри
Перед тем, как вручить награды победителям, народный артист отметил хорошую организацию "кенелевского" конкурса, и наш корреспондент решил спросить, что он под этим понимает в первую очередь.
– Это четкая работа всех звеньев и, конечно, организация самих конкурсных прослушиваний, точных по времени и регламенту. Хорошая работа практически всей организационной группы, ее членов. Интересная информационная работа – музыканты знали все тонкости участия в этих соревнованиях. Очень внимательное отношение к членам жюри, я это ощущал постоянно. Проблем практически никаких не было – ни с бытом, ни с просьбами, с которыми мы обычно обращались. 18 апреля мы с Инной Васильевной (Шевченко – пианистка и супруга Цыганкова дали сольный концерт в Хакасской республиканской филармонии, где также были очень внимательны по отношению к артистам. У нас были хорошие звукорежиссеры, и гримерочка, и свет. Я уже около 40 лет являюсь гастролирующим артистом и знаю разное отношение к выступающим – кто бы ни приехал. Являясь к тому же профессиональным членом жюри, я часто бываю в разных регионах.
В Абакан я приехал из Владивостока, где проходил Международный конкурс молодых музыкантов, в котором принимали участие конкурсанты из Китая, Японии, Кореи и, конечно, всего Приморского края. Видел Золотой рог (бухта в заливе Петра Великого Японского моря, два моста и заход солнца, который можно было наблюдать прямо из моего окна. Вообще, я благодарен своей судьбе. Хотя работать в жюри очень непросто – ошибочно думать, что мы там просто сидим и слушаем.
У меня есть маленькая запись всех участников, играющих не только на моем инструменте – домре, но также на балалайке и гитаре. Я часто провожу мастер-классы и "круглые столы" по мотивам этих записей. Беру в руки инструмент и показываю, какой игры мне бы хотелось и как это сделать. Конечно, это напряженная работа. Если подходить к ней вот так, по-настоящему. А по-другому и нельзя. Вы только представьте, сколько на конкурсе участников (в четырех возрастных категориях "Струнно-щипковых инструментов" – 48 человек, каждый из которых потом подходит и спрашивает: "А какие у вас замечания по нашей игре?"
– Нередко музыканты сетуют на необъективность даже самых престижных конкурсов. Как вы думаете, почему это происходит? И каковы гарантии, что в Абакане все было честно?
– В Германии я участвовал в международном конкурсе профессиональных исполнителей на мандолине. Главный принцип этого конкурса – в жюри не допускаются музыканты, чьи воспитанники играют на конкурсе. У нас такого практически нет. Но в Хакасии мои студенты не играли. Вместе с Владом Домогацким и Андреем Кугаевским (которые также находились в жюри) мы просто выставляли баллы и по итогам определяли победителей. У нас все очень хорошо совпадало. Не было каких-то проблем и споров в отношении того или иного конкурсанта.
– То есть за участников "струнно-щипкового отделения" можно не волноваться?
– Да-да, абсолютно. Ну, может, кто-то подумает, что Андрей Кугаевский из Новосибирска мог радеть за своих земляков. Но, по моим наблюдениям, он очень критически судил и новосибирских музыкантов, в какие-то моменты даже жестко. Влад Домогацкий оценивал гитарную школу. Нам очень понравился один гитарист, но, по словам Влада, участник допускал много неточностей – это как раз те специфические для гитариста вещи, которые мы можем в достаточной мере не понимать. Очень хороший балалаечник Тимофей Южаков, ему бы побольше внутреннего огонька. Сильные ребята были во второй и третьей группе, четвертая группа гитаристов была прекрасная.
"В их возрасте я не играл такие сложные произведения"
– Вас, человека, который объехал столько конкурсов, наверное, трудно чем-то удивить. И все-таки это случилось?
– Участники удивили меня своей стабильностью, подготовленностью. Не было каких-то срывов и серьезных остановок. Качество проделанной педагогической работы налицо. Пианист Марк Парфенов, получивший гран-при, конечно, играл блестяще. Мне также очень понравился балалаечник Александр Федоров своей раскованностью на сцене. Не все у него было убедительно с точки зрения художественных эталонов, и это помешало ему получить первую премию – у него вторая. Думаю, у педагога более высокого уровня образовательной системы он будет очень хорошо играть. Бесспорно, это перспективнейший музыкант.
– Правда ли, что десятки лет назад юные музыканты были не такими продвинутыми, как сейчас?
– Моя супруга, оценивающая на конкурсе игру пианистов, сказала: "Когда мы обучались, то не играли такие сочинения, как сейчас ребята играют". Я тоже на этой ступени развития не исполнял такие сложные, порой даже концептуальные сочинения. Мне понравилась девочка из Красноярска, которая играла две части сонаты Тамарина. Это философская музыка, специально написанная для домры и рояля, и она ее поняла. Вообще сейчас появляется много интересной музыки для народных инструментов. Это Подгайц, Броннер, Татьяна Сергеева. Я серьезную сонату написал. Появляются сочинения, которые смело можно отнести к сфере академической музыки. Наиболее талантливые дети их осваивают и играют.
Национальной музыке нужна пропаганда
– Как воспринимались со стороны ваши произведения, исполняемые на конкурсе?
– Очень интересно было слушать. Какие-то советы по их исполнению я, конечно же, дал. У автора всегда есть определенные пожелания к исполнению собственных произведений.
– Вы вкладывали один смысл в произведения, а прочтение было немного другим?
– Ну, конечно. Каждый их играет по-своему. В моих сочинениях много эффектных эстрадных обработок, которые ребята и брали в основном. Как правило, они изобилуют приемами игры, которые используют на домре. Они достаточно сложные. Не всегда, конечно, исполнение было качественным. Но иногда участники играли очень хорошо – удалось почувствовать дух. Были также эстрадно-джазовые пьесы, соединенные с народной мелодикой, которые тоже нужно было суметь сыграть, чтобы осталась русская душа и сохранился при этом джазовый стиль с точной, ритмичной синкопой.
– Как вам первый визит в Хакасию? Понимаю, что вы очень немного успели здесь посмотреть, но, может быть, остались какие-то особые ощущения?
– Как-то уютно здесь. Сам город небольшой. Я почувствовал большое внимание к хакасской культуре, к народным инструментам, танцам, пению. Перед филармонией размещена скульптура музыканта, который играет на национальном инструменте. Очевидно, у вас заинтересованы в сохранении традиционного уклада жизни, культуры, музыки и всего, что с ней связано. В Абакане хакасскую музыку я услышал впервые – интересно и самобытно. Очень интересные и яркие пьески у Татьяны Шалгиновой. Девочка в нашем отделении даже получила специальный приз за исполнение ее сочинения "Горный колокольчик". Когда мы его слушали, в голове сразу же возник образ гор и предгорья. Благодаря музыке, ты чувствуешь эту красоту. Представляешь колокольчик в виде природных капель. Девочка замечательно это передала.
Мне кажется, в вашей республике стараются сделать все, чтобы хакасская культура все-таки не растворилась. Хотя в российских регионах это часто происходит. Отчасти этому потворствуют столичные СМИ, которые стремятся интегрироваться в Европу и Америку, а самобытной культуре, фольклору оставляют последнее место. Я считаю, что это неправильно, потому что и для национальных инструментов существует профессиональная школа, которая задействована на всех ступенях музыкального развития. Конечно, исполняется иной репертуар, но вместе с тем и классика звучит. Тех, кто играет на этих инструментах, можно назвать не только народниками, но и академическими исполнителями. Конечно, такая музыка нуждается в большей пропаганде и легализации. Культура есть культура. Понятно, что наибольшее распространение получает поп-музыка, но уж очень она интенсивно внедряется в музыкальное пространство. Это связано опять же с бизнесом. Все равно должен быть какой-то баланс. Люди должны иметь возможность слышать и настоящую музыку. Даже если говорить о классике, то в СМИ только и слышишь имена Мацуева, Спивакова и Башмета. Как будто больше никого нет! Надо находить возможности, чтобы россияне видели и других талантливых музыкантов.