8 февраля православная церковь в очередной раз отметила День памяти новомучеников и исповедников российских, установленный в 1992 году. В настоящее время в соборе Новомучеников и Исповедников Российских значится более 1700 человек. В этот же день святая церковь поминает и всех усопших, пострадавших за веру. В храме преподобного Серафима Саровского, стоящем на месте захоронения жертв политических репрессий на Волынском кладбище, была отслужена панихида по всем усопшим, невинно пострадавшим от гонений.
«Правовые нормы, созданные в интересах осуществления политики Сталина и его окружения, в конце 30-х годов превратили органы государственной безопасности в инквизиционный трибунал», - писал Геннадий Цветков, высокопоставленный сотрудник УФСБ по Тверской области, для Книги памяти жертв политических репрессий. В те годы священнослужителей и сектантов часто судили по части 2 статьи 58 (10) Уголовного кодекса. В Калининской области в 1937 - 1938 годах по статье 58 (10) было осуждено 10999 человек, из них приговорено к высшей мере наказания 4466 человек.
ПРОЦЕСС НАД МОНАХАМИ
Но судебные преследования организуются уже в 1927 году. В Осташкове был устроен показательный судебный процесс над монахами Ниловой пустыни во главе с епископом Гавриилом и архимандритом Иоанникием. Судили за «зревший заговор», «контрреволюционную деятельность», царские портреты в кельях, «укрытие ценностей», «связь с заграничной духовной эмиграцией».
Священник Покровской церкви Алексей Рассев в 2000 году опубликовал эссе «На периферии Большого взрыва», в котором раскрыл масштабы репрессий против защитников веры.
Гражданские власти особо не церемонились с ликвидацией «патриарших» приходов и монастырей. Только в Твери с октября 1928-го по сентябрь 1929 года было закрыто девять храмов (в Желтиковском монастыре, Вознесенский, Александро-Невский, Мироносицкий и другие). В Бежецком округе в 1929 - 1930 годах закрылись 92 церкви.
ДЕЛО КИМРСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ
Это вызвало волну недовольства со стороны верующих. Массовые выступления прошли 20 - 24 мая 1929 года в Кимрах. Поводом к протесту послужило решение властей закрыть Скорбященскую церковь.
«19 мая храм был заполнен молящимися, - читаем мы в житии кимрских новомучеников. - После службы о. Феодор Колеров зачитал распоряжение властей о закрытии храма. Он призвал верующих подчиниться этому распоряжению. Оглашенное решение власти потрясло прихожан, и они не пожелали подчиниться. На следующий день, когда пришла комиссия городского Совета описывать церковное имущество, ее встретила толпа и не допустила в церковь. Прихожане установили дежурство около храма. Иногда собиралась толпа до трехсот человек. В толпе скоро стали появляться молодые люди, выкрикивающие провокационные лозунги. Отец Феодор не раз выходил к народу и просил отдать храм, иначе пострадают невиновные. Только через три дня люди стали расходиться. Отец Феодор, староста храма Анания Бойков и Михаил Болдаков были арестованы. Началось следствие. Обвиняемых отвезли в тверскую тюрьму».
По этому делу было привлечено двадцать человек обвиняемых. Суд назначили на 20 октября. Делу придавалось большое политическое значение, поэтому пригласили корреспондентов центральных и столичных газет. Те писали: «Мы судим не группу верующих, которые были якобы против передачи здания церкви для культурных надобностей и поэтому оказали сопротивление. Мы судим нашего врага». Власти заготовили пригласительные билеты, по которым пускали в зал суда, и никто из родственников не был допущен на заседания.
Обвиняемые, несмотря на угрозы обвинителей и враждебное отношение специально подобранной публики, держались мужественно и не признали себя виновными. 27 октября был зачитан приговор: Колерова, Бойкова, членов церковного совета Дмитриева, Закурина и Болдакова осудили на смерть. Адвокаты подали кассации, но безуспешно. 20 ноября о. Феодору объявили, что расстрельный приговор утвержден. На полях канонника, бывшего с ним в камере, он написал: «20/XI, 21/XI, 22/XI - плач три дня».
29 ноября в утренних газетах напечатали, что священник, староста и мирянин Михаил Болдаков расстреляны. Однако о. Феодор был еще жив, и вечером ему дали свидание с женой Анной Михайловной и сыном. В житии сказано: «Священник вышел к ним худой, изможденный, но совершенно спокойный, внутренне умиротворенный и просветленный. Он знал, что его скоро убьют, знал, что Господь примет его страдания и жертву…» Место погребения мучеников и доныне пребывает в неизвестности.
ЛИШЕНИЕ ПРАВ
Партийцы и активисты ячеек Союза воинствующих безбожников (СВБ) организовывали «атеистическое ударничество». Антирелигиозное насилие санкционировалось губернскими и уездными руководителями.
К примеру, Рамешковский СВБ действовал, уповая на административные меры. «Мы 13 церквей закрыли, у нас церковников нет, и они плановой антисоветской работы не ведут», - доносили об успехах в антирелигиозной борьбе районное руководство президиуму Тверского окрсовета СВБ.
Чтобы снизить политическую активность духовенства, согласно избирательной инструкции, изданной Президиумом ЦИК СССР 28 сентября 1926 года, все служители культа были отстранены от участия в выборах советов (и в силу этого ограничивались в политических и гражданских правах, например в землевладении). В Тверском округе лишенное избирательных прав духовенство составляло 1046 человек, или 13, 2 процента к общему числу «лишенцев».
Спору нет, в таких условиях духовенство вело и антисоветскую борьбу, но чаще всего антисоветизм священников сводился к осуждению тех мероприятий, которые дискриминировали, ущемляли их права, унижали человеческое достоинство. Их контрреволюционность не более как осуждение насилия, творимого властью над крестьянством и духовенством в ходе коллективизации.
Священник Борисоглебской церкви в Твери А.С. Шумович в мае 1930 года был приговорен к высылке на три года в село Жабницы возле Бологого за будто бы активное участие в контрреволюционной деятельности. Суду подверглись священники Е.П. Вишняков, С.Н. Воскресенский, М.П. Пигальский, Д.П. Попов, М.И. Сперанский, Н.И. Троицкий; монахини А.В. Лизунова, М.В. Суверстова, А.Г. Смирнова, Ф.Е. Татушина, Д.А. Козлова, А.К. Кузьмичева, А.Е. Морозова, М.Ф. Соловьева, С.М. Туманова и многие другие.
ГЛУМЛЕНИЕ НАД ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЯМИ
А беззакония переходили в форменное издевательство. «Примером могут служить случаи мобилизации служителей культа… для очистки свинарников, конюшен, уборных и пр.», - отмечалось в письме заведующего секретариатом ВЦИК председателю ЦКК ВКП (б) Г.К. Орджоникидзе.
Из 410 служителей культа Тверского края были репрессированы: в 1930 году - 31 человек (7,5 процента); в 1931 году - 46 человек (11,4 процента); в 32-м - одиннадцать человек (2,6 процента), в 33-м - 27 человек (6,4 процента).
В букваре, изданном в 1934 году, дети читали: «Классовый враг разбит, но не добит. Некоторые кулаки, торгаши, бывшие помещики и попы пробрались на фабрики, заводы и колхозы. Они скрыли свое прошлое. Они назвались рабочими и колхозниками. То тут, то там они мешают нашей стройке. Они портят машины. Подстрекают отсталых рабочих и колхозников на прогулы. Но вредят и воруют так, что сразу не догадаешься».
ДЕЛО ВЛАДЫКИ ФАДДЕЯ
В ряде случаев НКВД заводил следственные дела на служителей культа, называя их «контрреволюционно-монархическими группами». Так, архиепископ Фаддей (Успенский) будто бы руководил церковно-монархической организацией и имел тесную связь с ликвидированной церковно-фашистской организацией в Кашине (участники которой числом около пятидесяти были приговорены к высшей мере наказания). Владыка якобы давал задания участникам на насаждение контрреволюционных церковно-монархических групп и повстанческих ячеек по Карельскому национальному округу, руководил сбором средств на построение нелегального монастыря, вел контрреволюционную, антисоветскую агитацию. Начальство областного НКВД констатировало существование контрреволюционных групп церковников в Лихославльском, Максатихинском, Новокарельском и Козловском районах.
Большой утратой для клира и мирян была гибель в застенках НКВД бывшего митрополита Тверского и Кашинского Серафима, архиепископа Фаддея, архимандрита М.Н. Соколова, благочинного П.А. Благовещенского, протоиереев А.А. Ильинского и М.В. Пузыревича, расстрелянных в 1937 - 1938 годах. В эти годы были расстреляны две сотни священников. Карательный конвейер не щадил даже стариков. В 37-м были расстреляны перешагнувшие семидесятилетний рубеж священники С.М. Уклонский, И.И. Колобовников, Ф.Е. Беляев, Н.А. Лебедев, М.Г. Рюриков, Н.А. Стретенский, И.И. Чистяков, И.С. Шаблонов. Не помиловали ни 85-летних псаломщика Н.С. Воробьева и церковного старосту А.Д. Широкова, ни 17-летнего псаломщика Н.С. Воробьева.
Прихожане храмов Тверской епархии теперь вспоминают имена священномучеников: епископов Иоанна (Троянского) и Аркадия (Остальского), священников Николая Маслова, Николая Бородавкина, Иоанна и Иакова Бойковых, Иоанна Никольского, Александра Соколова, Михаила Люберцева, Александра Ратьковского, Михаила Косухина, Михаила Богородского, Иоанна Василевского, Иоанна Софронова, Василия Малинина, Константина Колпецкого, Измаила Кудрявцева.
К лику святых по представлению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора причислены тверские священномученики: митрополит Серафим (Чичагов), архиепископы Фаддей (Успенский) и Петр (Зверев), протоиереи Феодор Колеров, Николай Дмитров, Димитрий Беневоленский, Григорий Раевский, Владимир Мощанский, Илия Громогласов.
Молите Бога о нас, святые отцы…
Десять лет назад в серии «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской православной церкви ХХ столетия» издан отдельный том этой серии с рассказами о тверских священниках - жертвах политических репрессий.
МЕСТА ЗАХОРОНЕНИЙ
Еще в 1995 году Управление ФСК по Тверской области подготовило заключение, которое подписали начальник управления Г.П. Виноградов и областной прокурор В.Н. Парчевский. В заключении сообщается, что места массовых захоронений жертв политических репрессий находятся в районе села Медного и на Волынском кладбище в Твери. Захоронения производились в общих могилах. Около ста человек захоронено непосредственно на территории Управления НКВД в том месте, где ныне находится новое здание медицинской академии. При его строительстве были найдены человеческие останки, сильно пострадавшие от воздействия кислотных грунтовых вод