Воскресенье, 24.11.2024, 00:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 792
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа

Главная » Статьи » Мифы и реальность » Наша история

Он мог стать первым космонавтом

Он мог стать первым космонавтом

Он мог стать первым космонавтом

первым космонавтом В январе 2009 года исполняется ровно 60 лет отечественной программе подготовки к запуску в космос живых существ. Всего через четыре года после окончания Великой Отечественной войны в одном из институтов Министерства обороны СССР – Институте авиационной медицины – была создана сверхсекретная группа медико-биологических исследований на ракетах под руководством Владимира Яздовского. Из её первого состава сегодня жив всего один человек – полковник медицинской службы в отставке Александр Серяпин.

Александра Дмитриевича удивительная судьба. Он родился 6 декабря 1918 года в деревне Смирновка Моршанского района Тамбовской области. Деревенский паренёк закончил Ленинградское военно-медицинское училище, а затем академию. В качестве полкового авиационного врача участвовал в боях на озере Хасан и в Великой Отечественной войне. Был тяжело ранен в Берлине 9 мая 1945 года. Медсестра, оказавшая ему первую помощь, стала его женой.

Бурное развитие сверхзвуковой реактивной авиации в послевоенные годы поставило перед разработчиками множество вопросов, ответов на которые тогда не было. Резко увеличились скорости летательных аппаратов и их потолок, и важнейшей задачей стало обеспечение лётчиков кислородом на таких высотах. Вот тогда-то врач обычного авиационного полка Александр Серяпин по своей инициативе и решил определить, какое количество кислорода потребляет лётчик во время полёта на реактивном самолёте. Не имея специального оборудования и приборов, Серяпин сумел решить эту задачу и был приглашён в Москву с докладом. После этого ему предложили поехать на переподготовку в Ленинградскую военно-медицинскую академию. Через два года учёбы он стал научным сотрудником в лаборатории герметичных кабин и скафандров НИИ авиационной медицины в Москве. В этом институте и началось для капитана медицинской службы Серяпина главное дело его жизни.

Первой работой, которую поручили молодому ученому, стало определение количества кислорода, потребляемого лётчиками дальней бомбардировочной авиации за время длительного полёта. Это удивительным образом перекликалось с его давней самостоятельной работой в полку. Через несколько лет он снова вернётся к этой проблеме, но уже в связи с полётами человека в космос. Однако тогда, в середине 1950 года, ни о каком космосе, конечно, не было и речи. Но через два месяца после начала работы над проблемами дальней авиации Серяпин был вызван к начальнику института. «Работа шла очень интенсивно, – вспоминает Александр Дмитриевич, – не считаясь со временем. И вот в ноябре 1950 года поздним вечером сижу в лаборатории один, вдруг звонок секретаря начальника института: «Срочно зайдите!» Захожу в приёмную, спрашиваю: «Кто там?» Отвечает: «Покровский (директор института), Яздовский и какой-то очень симпатичный мужчина». Постучался, захожу, докладываю. Алексей Васильевич Покровский встал из-за стола, поздоровался. Возле доски стоит этот самый незнакомый мужчина. С мелом в руке. И на доске нарисована ракета. И цифры: 40 км, 100 км. «Вот, Сергей Павлович, – говорит Покровский, – это тот самый товарищ, которого мы рекомендовали вам. Просим его включить в нашу группу. Закончил военно-медицинскую академию, показал себя прекрасно по дальней авиации». Тот вытер руки, подходит, здоровается: «Ну что, будем знакомы?» Коротко рассказал, чем придется заниматься. Для меня, конечно, всё было из области фантастики. Но сразу предупредил – никому ни слова, даже жене. Не говоря уже о друзьях, знакомых. Слова «ракета», «высоты» должны быть исключены из вашего лексикона, даже среди ваших сотрудников!» Это был Королёв».

Так Александр Серяпин оказался в той самой сверхсекретной группе Владимира Яздовского. Никто в институте не имел ни малейшего представления о том, чем они занимаются. Работали в основном по вечерам и в выходные дни. В обязанности нового члена группы входило создание нужной атмосферы для собак в герметичной капсуле ракеты и тренировка их к полетам.

22 июля 1951 года на полигоне Капустин Яр в Астраханской области состоялся первый запуск советской высотной геофизической ракеты с двумя собаками на борту – Дезиком и Цыганом. Серяпин вспоминает: «Запуск состоялся рано утром, до восхода солнца. На высоте 100 км приборный отсек с животными отделился и стал падать до высоты 7 км, на которой открылся парашют. Первый полёт оказался очень удачным, собаки были живы. Когда мы их освобождали, подъехало много машин, в одной из которых был Сергей Павлович Королёв. Когда он увидел собак, по-моему, счастливее человека там не было. Он этих собак схватил, бегал с ними вокруг этой самой кабины. Поил их водой, колбасу давал, сахару. Потом взял их к себе в машину и говорит: «Они поедут со мной!»

После Дезика и Цыгана последовала целая серия запусков «четвероногих космонавтов», включая знаменитых Лайку, Белку, Стрелку и других. И все они прошли через руки Александра Серяпина и его коллег. В экспериментах с собаками был впервые зафиксирован и один из самых важных факторов космического полета. «Просматривая киноматериалы, – говорит Серяпин, – мы увидели, что как только выключаются двигатели, в кабине поднимается пыль, хотя там всё было очень чисто. Но мы отчётливо видели пылинки. Что это такое? Предположили, что в это время наступает состояние невесомости. Решили проверить. Оставили в кабине гаечку. И видим: гайка эта летает, и собаки смотрят на неё. Вот тогда и убедились, что это невесомость. Но если с собаками ничего не происходит, наоборот, они успокаиваются после отключения двигателей, значит, невесомость не оказывает вредного воздействия!»

Вскоре в истории космонавтики наступила новая эпоха. В 1956 году на одном из совещаний главных конструкторов Сергей Королёв предложил запустить вместо собак человека. Александр Серяпин: «На такой же геофизической ракете. Все – за. Но сразу встал вопрос: кто должен лететь? Этот вопрос потом возник и с запуском на «Востоках». Мы настаивали, что должен лететь врач. Он грамотно опишет воздействие всех факторов полета. Инженеры доказывали, что должен лететь инженер. Но потом они согласились с нами. Сразу же 5 медиков подали рапорт о том, что согласны лететь на ракете на высоту 110 км. И нас уже пригласили на обследование в Центральный авиационный госпиталь. Но в это время в Советском Союзе была готова ракета, которая могла вывести на орбиту спутник с большим весом. И Сергей Павлович сказал: «Товарищи, мы будем готовить запуск на орбиту. Поэтому одновременно две большие работы мы не потянем. Давайте все силы бросим на запуск на орбиту». Вот так наш полет на высоту 110 км и не состоялся».

Первым живым существом, запущенным на околоземную орбиту, стала собака Лайка. Учёные-медики знали, что обратно на Землю она не вернется. В то время конструкторы космической техники ещё не умели возвращать животных. Поэтому отношение к ней было особое. Предусмотрели даже специальное устройство, в которое входил шприц с сильнодействующим снотворным. В нужный момент оно должно было сработать при нажатии кнопки, чтобы животное не мучилось. Вот такие новые задачи поставил орбитальный полёт.

Снова вспоминает Александр Серяпин: «При полётах на высотных геофизических ракетах нас никто не ограничивал ни в весе, ни в габаритах. Мы ставили туда и баллоны с кислородом, и крупные приборы. А когда встал вопрос о спутниках, Королев определил нам предельный вес и габариты, в которые мы должны были уложиться. И как нам обеспечить собак или человека, например, обычным кислородом? И тут я вспомнил переподготовку в Ленинградской военно-медицинской академии, которую я проходил в лаборатории авиационной и подводной медицины. А подводники уходят в длительное плавание, как они-то там обходятся, чем дышат? Поехал в Ленинград».

Вопрос был решён. Правда, не обошлось без проблем, так как применявшаяся на подводных лодках технология уже долгие годы являлась глубочайшей государственной тайной.

Александр Серяпин принимал участие и в подготовке всего первого набора кандидатов в космонавты. Одновременно продолжались и запуски на орбиту собак. Работы шли и в Москве и на космодроме Байконур. Александр Серяпин: «Мы готовили животных в монтажном корпусе в Байконуре для полёта на одном из «Востоков».

Вдруг заходит Королёв вместе с космонавтами. Подходит к нам, спрашивает: «Что вы делаете, расскажите». – «Готовим собачку». Королёв говорит космонавтам: «Ну, кто из вас хочет посидеть в «Востоке?» И тут первым говорит Гагарин: «Разрешите мне, Сергей Павлович!» Королёв разрешил, Гагарин снимает с себя китель, снимает ботинки – вот это очень понравилось Королёву, что он не в ботинках. Снял ботинки, подтянулся, сел, говорит: «Хорошо, прекрасно!»

Ранним утром 12 апреля 1961 года Александр Серяпин вместе с одним из руководителей полёта находился на верхней площадке, рядом с кабиной корабля-носителя «Восток». Он вспоминает: «Мы там размещали питание, как раз перед посадкой космонавта. Всё осмотрели. Вместе с нами на этой же высоте стоял солдат с автоматом. Вдруг телефонный звонок. Солдат взял трубку, потом говорит: «Кто из вас доктор? Вас к телефону!» Я беру трубку – Сергей Павлович: «Серяпин! Где космонавты? Почему они задерживаются? Что, я должен дозаправку делать? Топливо испаряется! Они уже опаздывают! Время посадки! Срочно давай, спускайся, вон моя машина, и поторопи их!» Только я спустился, как вижу – идёт автобус. А я уже на земле, хотя хотелось быть наверху при посадке космонавта. Но вот не удалось. Подъехал автобус, Гагарин доложил Государственной комиссии, что готов к полету».

Потом Александр Серяпин участвовал в разработке уникального лунного скафандра, в испытаниях орбитальной космической станции «Салют», в работах по подготовке первой советской экспедиции на Марс.

Сегодня кандидат медицинских наук, лауреат Государственной премии, почётный доктор Российской академии космонавтики, почётный академик Международной академии астронавтики Александр Серяпин живёт в Москве. Совсем недавно ему исполнилось 90 лет. Как говорит сам Александр Дмитриевич, ему повезло в жизни. Он оказался причастным к одному из самых величайших событий в истории.

Александр МЕЛЬНИКОВ, «Известия»







На минувшей неделе депутаты Земского собрания района наградили Ивана Никифоровича Чернова нагрудным знаком "За заслуги перед...

Кстовчанину Михаилу Мещанинову 33 года, но он продолжает играть в солдатики, посвящая своему хобби все свободное время.

КОМБАТ, БАТЯНЯ! БАТЯНЯ, КОМБАТ…
КОМБАТ, БАТЯНЯ! БАТЯНЯ, КОМБАТ…

Кстовские ветераны войны в Афганистане приняли участие в мероприятиях, посвященных 17 годовщине вывода советских войск из этой...
Кстовские ветераны войны в Афганистане приняли участие в мероприятиях, посвященных 17 годовщине вывода советских войск из этой...

ЗАЧЕМ СУВОРОВ ЗАРЫЛ НА КАВКАЗЕ СУНДУК
ЗАЧЕМ СУВОРОВ ЗАРЫЛ НА КАВКАЗЕ СУНДУК

Объединяются дети войны
Объединяются дети войны

ПОИСКОВИКИ ОЛЕНИНА НАЧИНАЮТ СЕЗОН
ПОИСКОВИКИ ОЛЕНИНА НАЧИНАЮТ СЕЗОН

ПЕРВЫЙ ПАТРИАРХ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
ПЕРВЫЙ ПАТРИАРХ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Дорогами дружбы
Дорогами дружбы

Долгий век Владимира Трубина
Долгий век Владимира Трубина

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Наша история | Поместил: Roman (22.10.2012)
Просмотров: 1140 | Теги: лето, москва, медицина, собака, александр, история, Советский, Ленинград | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Советы для женщин]
Лечение рака груди в Германии (0)
[Советы автомобилистам]
Что такое транспондер и какие они бывают. (0)
[Строительство и ремонт]
Разновидности и характеристики ламината (0)
[Советы автомобилистам]
Покупайте летние шины и литые диски в Санкт-Петербурге в гипермаркетах «Колесо» и на официальном сайте интернет-магазина (0)
[Полезные советы]
Частые поломки электроплит: причины и способы решения (0)
[Вредные привычки]
Преимущества Торпедо вшивания в клинике Детокс в городе Москве (0)
[Строительство и ремонт]
Преимущества выбора и покупки чердачной лестницы на сайте интернет-магазина ru-complect.ru (0)
[Полезные советы]
Накрутка лайков Вконтакте от сайта VIEWS.SU (0)
[Полезные советы]
Где заказывают накрутку подписчиков во "ВКонтакте"? (0)
[Строительство и ремонт]
Основные требования, выдвигаемые для пожарных водопроводов (0)
[Полезные советы]
Как быстро стать популярным на платформе Likee (0)
[Бизнес и финансы]
Средства виртуализации рабочих мест vdi от лучшего решения Termidesk (0)
[Компьютерная безопасность]
Русская ОС Astra Linux 1.8 развивается и крепнет (0)
[Строительство и ремонт]
Преимущества дома из клееного бруса (0)
[Отдых в России]
Для незабываемой встречи с проституткой в Москве посетите сайт moskva-kiski.com (0)
[Полезные советы]
Как выбрать адвоката для помощи в суде: особенности и важные нюансы (0)
[Здоровье]
Для излечения варикозного расширения вен в Москве обращайтесь в Центр флебологии (0)
[Строительство и ремонт]
Покупайте нерудные материалы в компании ТК АЛГОРИТМ на её официальном сайте algnm.ru (0)
[Отдых в России]
Чем интересно Еврейское кладбище в Санкт-Петербурге (0)
[Товары для дома]
Ультрасовременные ванные (0)
 


Самые читаемые статьи

Какова история футбольного клуба "Халл Сити" (Hull City Association Football Club)? (0)
Самые гуманные диеты сезона (0)
НЛО контролирует электронные системы наших вооруженных сил (0)
История туризма и экскурсионной деятельности в России (0)
Кто кого изучает? (0)
Кто изобрел первый велосипед? (0)
Ухоженные ножки бежали по дорожке… (0)
Бой с ленью (0)
Toyota Corolla показала лучший результат на краш-тестах (0)
Какие существуют классы парапланов? (0)
Омолодиться по-тибетски (0)
В ожидании чуда (0)
Замена шин (1)
Nissan Murano 3.5 (0)
Азбука Световой Сигнализации (1)
ВАЗ 11183 (0)
Страна души (0)
Какова история развития и изменения футбольных мячей? (0)
Весенние маски для лица (0)
Как ухаживать за велосипедом? (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2024