Вячеслав Воробьев доктор культурологии, профессор. Явился миру в исторически богатый день 20 июня. В 1945 году в этот день в Москву было доставлено Знамя Победы, развевавшееся над Рейхстагом, а ранее в разные годы в этот день родились Юрий Визбор, Роберт Рождественский, Николай Дроздов. Вячеслав Михайлович моложе всех этих событий, и история у него другая. Свое начало она берет в 1950-м — в Весьегонске, небольшом городке под Калинином.
На улица Крылова есть небольшое одноэтажное здание за номером 20. На нем уже давно сказывается его возраст и красуется гордая надпись: «Государственная академия славянской культуры». Здесь очень часто можно застать Вячеслава Михайловича.
Справка. В школьные годы в составе краеведческого кружка ходил в дальние походы, изучая историю родных мест. В 1973 году, окончив исторический факультет Калининского государственного университета, становится археологом. Студентом участвует в археологических разведках и раскопках поселений и могильников каменного, бронзового и железного веков. Один из участников открытия в 1972 году верхневолжской ранненеолитической культуры 5 — 4 тыс. до н. э., признанного одним из крупнейших достижений в первобытной археологии во второй половине XX века. В 19 лет публикует первую научную работу. С 1975-го по 1986 год Воробьев — научный сотрудник и преподаватель истфака Калининского госуниверситета. В 1977 году возглавляет научно-исследовательскую группу «Свод памятников» и историко-археологическую экспедицию Калининского госуниверситета, которая за 10 лет открыла более трех тысяч археологических объектов, что стало высшим региональным показателем в СССР. Научная группа составила областной свод памятников, признанный Министерством культуры РСФСР эталонным для других регионов. В 1993 году становится одним из организаторов Тверского отделения Государственной академии славянской культуры, является профессором этой академии, читает несколько основных курсов, а также специальные — по топонимике и тверской усадебной культуре.
Все самое важное и значимое, что происходит с нами в жизни, берет свое начало из детства, считает Вячеслав Михайлович.
— Мне всегда везло на учителей, — говорит Воробьев. — К археологии меня пристрастил учитель географии, который был знаком со столичными учеными, и однажды уговорил их взять нас в экспедицию. С тех пор это стало главным делом моей жизни.
Вопрос «куда поступать?» разрешился сразу после того, как будущий ученый прочитал в институтской многотиражке, что на факультете активно идет работа по подготовке археологов. Ездить в экспедиции с поступлением не перестал, напротив, участвовал в них уже не как простой рабочий, а как исследователь. В эту пору у Воробьева появляется интерес к эпохе мезолита, временам, когда растаяли ледники, вымерли мамонты, жизнь на Земле полностью изменилась, наступала новая географическая эра.
— Люди оказались не приспособлены к новым условиям жизни, но у них хватило ума изобрести лук, стрелы, лыжи, приручить собаку. Это была эпоха великих изобретений, интереснейшее время! Эта тема стала основой моей кандидатской диссертации.
На сегодняшний день Воробьев является исследователем одного, по сути, направления — истории тверской земли во всем ее бесконечном разнообразии. Откуда же берется та масса нюансов, которая нашла отображение в множестве работ ученого? На этот вопрос ученый ответил с легкостью:
— Когда я стал заниматься археологией всерьез, я, само собой, читал специальную литературу, смотрел, изучал, много размышлял над этим. В какой-то момент я понял, что некоторые вопросы решить исключительно археологическими методами невозможно. Сначала немного вышел за пределы этой науки — занялся этнографией. С ее помощью можно было рассмотреть закономерность расселения на той или иной территории. Понять материальную, духовную составляющую явления. Письменных памятников уже не осталось, об этом нам могут сообщить только археологические находки, но их можно интерпретировать как угодно, и ошибиться очень легко. Нужен какой-то дополнительный материал, собранный у живущего населения, — фольклор, легенды, былины. У нас очень много говорящих названий населенных пунктов: Городища, Курганы — это уже моя любимая топонимия, наука о происхождении названий поселений. Так и потянулись ниточки самых разных векторов исследований.
Справка. После тяжелой травмы позвоночника Воробьев приостанавливает полевую деятельность. В 1988 году он возвращается к археологическим разведкам и раскопкам, но уже как преподаватель кафедры общественных наук Тверского областного института усовершенствования учителей. С 1988-го по 1991 год организовал краеведческие полевые семинары для тверских учителей. В 1991 году Воробьев открывает в ТОИУУ первую в России кафедру краеведения и становится ее заведующим до преобразования кафедры в 2002 году в лабораторию краеведения, в которой он является научным сотрудником. Формирует методические основы преподавания краеведения в школе.
— История с травмой не самая веселая, но вполне обычная для археологической экспедиции, — рассказывает Вячеслав Михайлович. — В 1984 году в начале октября мы были в районе верхней Мологи. Я со своим помощником шел по маршруту. Пойма в том месте была узкая, и в другое время мы бы пересекли ее без проблем, но незадолго до этого прошли обильные дожди, вода поднялась, образовался толстый слой ила. Один неосторожный шаг в сторону — и я буквально рухнул в это болото практически во весь свой рост. Я прекрасно знал, что в таких случаях нужно горизонтально раскинуть руки. Но в планшете у меня была карта, которую мне дали с условием: сам умри, а карту спаси! Что я и делал, погружаясь в болото все глубже и глубже. Слава Богу, Володя шел буквально в двух шагах впереди. Парень он молодой, прошел службу в армии, реакция была хорошая, сноровки и сил достаточно. Он ловко подхватил меня и вытащил. Засосало меня очень крепко — так, что лопнул один из межпозвоночных дисков.
После этого происшествия Воробьев работал еще год, а потом травма дала о себе знать. От походной жизни пришлось отказаться, и археолог стал думать, чем заниматься дальше. В это время в ТОИУУ как раз открылась кафедра общественных наук, и директор института предложил ему ее возглавить.
— Я проработал там два года — преподавал гуманитарные дисциплины, такие как философия, социология, — рассказывает Воробьев. — Со временем понял, что это не вполне мое. И мне пришла идея открыть кафедру краеведения. Тогда она была единственной. Их и теперь две или три в стране, созданные по нашему подобию. А с 1997 года предмет краеведение стал преподаваться во всех школах области.
Такое ноу-хау, как выездные семинары, пользовалось большой популярностью среди учителей. Занятия проводились в настоящих полевых условиях — с ночевкой в палатках, археологическими экскурсиями по топонимике, изучением местного населения, деревенской архитектуры, храмов.
— Впоследствии преподаватели могли не просто цитировать учебник, а делиться с учениками своим собственным опытом, что, согласитесь, гораздо интересней.
Справка. Воробьев — создатель обширной компьютерной базы данных по краеведению в ТОИУУ. Его авторские текстовые разработки имеют объем почти 30 Мб на электронных носителях. Написал более 30 работ по проблемам археологии, таких как «Духовная история Верхневолжья», «Камень. Бронза, Железо». Более 60 публикаций в СМИ, пять учебных пособий для студентов и учителей. В 1996 году авторский коллектив под его руководством выпускает учебник для школ «История Тверского края». Автор «Тверского топонимимического словаря», в котором приведены названия всех населенных пунктов области (около десяти тысяч) и их значение.
Как говорит сам Вячеслав Михайлович, краеведение — очень обширная, но все же часть его деятельности. Он уделяет много внимания и истории культуры, и гражданской истории России. Не последнее место среди его интересов занимает церковная история. Но все это опять же через призму географического пространства и в преломлении к родному Тверскому краю. Каков ландшафт данной местности и в чем заключается его связь с событиями, которые происходили в его пределах? Это Воробьев называет исторической географией.
— Вот вы знаете, где ставили храмы? То, что обязательно на возвышенности, это известно всем. Но кроме того, это непременно устье реки или переход из одного русла в другое, либо какой-нибудь наезженный тракт. Почему? Дело в том, что пути передвижения, торговые пути, складывались веками, на их пересечениях образовывались поселения, мастерские, лавки. И где бы ни обосновался человек, он строил часовню или храм. Так и сложилась некая закономерность — храм там, где поселение, поселение — где дорога, дорога там, где позволял ландшафт. Все решает природа. Иногда разложишь карту местности и видишь, что разыскиваемый храм мог стоять только здесь.
Как глубоко верующий человек, к тому же историк, Воробьев считает, что рано или поздно все храмы будут восстановлены. Не через пятьдесят, так через пятьсот лет, но это случится. «Намоленное место свое возьмет» — так говорит ученый. В сельской местности, скорее всего, так и будет. Но что делать с городом, с его планировкой и доминантами? Как будет смотреться восстановленный храм среди стекла и бетона?
— Сейчас много споров о целесообразности возвращения к жизни храма Александра Невского на привокзальной площади. Скажу честно, у меня нет однозначного мнения по этому поводу. Как бы грубо это ни звучало, но в современной планировке вокзала храм, возможно, несколько неуместен. Город изменился. Здесь уже все по-иному, и храм не вписывается в эту картинку. Может быть, имеет смысл ограничиться поклонным крестом, чтобы обозначить, что когда-то здесь стоял храм, место святое, и застраивать его не надо. Но у церкви свои каноны, и я не стал бы безоглядно вставать ни на ту, ни на другую сторону.
Справка. Воробьев — автор 600 литературных пародий на стихи современных поэтов, издал книгу иронического литературоведения «Любовь, литература, история и водка». Является поклонником футбольного клуба «Челси» с 1961 года.
Увлечение пародией настигло Вячеслава Михайловича в начале 80-х годов. Характер, по его собственному признанию, имел всегда язвительный, захотелось побаловаться, немного поерничать. Начинал со стилистических пародий — забавный стишок в манере того или иного поэта. Но скоро это ему наскучило.
— У очень немногих авторов есть свой, узнаваемый стиль, — говорит Вячеслав Михайлович. — А тех, у кого он есть, — к примеру, Ахмадуллина, Вознесенский — уже столько раз пародировали, что это уже неинтересно.
Тогда пародист Воробьев решил заняться следующим: из контекста произведения выдергивается фрагмент, где есть какая-нибудь нелепость, погрешность, и доводится до абсурда.
— Этот прием использовал в своем творчестве Сан Саныч Иванов, правда, его манера изложения более жесткая, иногда до обидного сатирическая. Я это делал несколько мягче, интеллигентнее, что ли.
С известным сатириком Воробьев даже обменялся парой писем после того, как Иванов прислал ему отзыв на некоторые пародии, которые краевед опубликовал в журнале «Крокодил».
Поклонником английского футбола Воробьев стал заочно. С самого детства читал много хороших отзывов об игре футболистов «Челси» и постепенно стал наблюдать за командой.
— А потом к ним пришел вратарь московского «Торпедо», — рассказывает Вячеслав Михайлович. — Я стал болеть еще и за нашего «торпедовца» в английской команде. Мне нравилась их строгая организация игры, в ней есть геометрия, логика, мощнейший волевой настрой. Так я и сложился как поклонник «Челси».
А вот к тверскому футболу профессор равнодушен. И вообще, как это ни странно, не считает себя патриотом родного города.
— Я не человек большого города, — говорит Воробьев. — Я не соразмерен ему. Мне нужно ходить пешком, знать почти всех, каждый уголок. А в большом городе слишком много того, к чему я не имею никакого отношения. В такой среде мне некомфортно, я не могу построить в ней свой микромир. В этом смысле мне очень подходит Торопец. Так что я не патриот Твери. Я патриот Тверской области.