В минувшую пятницу 18 сентября 2009 года в краеведческом музее Кемеровской области открылась выставка, приуроченная к 90-летию со дня рождения Веры Даниловны Волошиной, диверсантки из особой части 9903 майора Артура Спрогиса, особоуполномоченного Во¬енного совета Западного фронта по организации раз¬ведывательно-диверсионной борьбы в тылу врага.
ПЕРВЫЙ РЕЙД
20 октября 1941 года в Москве было введено осадное положение. А на другой день Вера с товарищами ушла в первый рейд. По некоторым данным, они перешли линию фронта близ станции Завидово. Во время первого боевого задания ее группа успешно действовала в лесах Калининской области, на шоссе Калинин — Старица. Группа возвратилась только 6 ноября, в канун годовщины Великого Октября. Позади остались десятки пройденных по лесным чащобам и болотам километров, жаркие стычки с вра¬гом, уничтоженные фашисты, машины и штабы, порванная связь. Любопытно, что Вера Волошина участвовала в разгроме гитлеровской автоколонны на шоссе Старица — Калинин за три дня до того, как городским головой оккупированного Калинина стал ее земляк Валерий Ясинский, родом из села Куликовского (ныне в Мариинском районе Кемеровской области).
С собой разведчики принесли ценные разведданные, и в том, что обстановка на Калининском фронте несколько стабилизировалась, была и их заслуга. Спустя много лет А. К. Спрогис вспоминал: «Вера Волошина держалась уверенно, молодцом. К тому же мы знали, что она спортсменка-разрядница, меткий стрелок, парашютистка, владела немецким языком. Мы сразу решили: берем сибирячку в разведывательный отряд. Когда она в первый раз отправилась на задание, то вывела группу (командир потерялся) и еще десяток солдат. Мы отметили ее авторитет среди товарищей, учли решительность и во второй раз, когда группа уходила на задание, назначили ее заместителем командира группы».
ДЕВУШКА С ВЕСЛОМ
Несмотря на сугубую секретность ее миссии, облик Веры Волошиной знали все москвичи. Широкое распространение получила версия о том, что Вера стала моделью для одного из вариантов сверхпопулярной «Девушки с веслом» Ивана Шадра, хотя работа над этой скульптурой началась задолго до встречи Шадра с Волошиной. К слову, именно Шадр в 1927 году создал хрестоматийно известную скульптурную композицию «Булыжник — Оружие пролетариата».
Один из вариантов «Девушки с веслом» был установлен в столичном Парке культуры и отдыха имени Горького и довольно жестко раскритикован — судя по всему, за излишнюю эротичность и слабое соответствие образу молодого строителя коммунизма.
КОМСОМОЛКА, СТУДЕНТКА, СПОРТСМЕНКА
Вере Волошиной, сподвижнице Зои Космодемьянской, посвятила свой сборник библиограф городской библиотеки Прокопьевска Вера Ильина. «Долгое время обстоятельства гибели Веры Волошиной оставались неизвестными. По официальным документам она числилась пропавшей без вести при выполнении боевого задания в тылу врага, — пишет в предисловии В.Ф. Ильина. — Открылись многие архивные документы, в печати появились малоизвестные факты из биографии Веры Волошиной… Сборник по-новому раскрывает образ молодой девушки-патриотки».
Из официальной биографии Веры мы знаем, что родилась она в Щегловске (с 1932 года — Кемерово). C первых классов школы увлекалась физкультурой и спортом. В седьмом классе выиграла чемпионат города по прыжкам в высоту. Переехав в Москву по окончании десяти классов, с первого захода поступила в Институт физкультуры. Параллельно занималась в аэроклубе. В 1935 году талантливый скульптор и художник И. Д. Шадр получает госзаказ на создание серии скульптур для строящегося Парка культуры и отдыха имени Горького в Москве. В числе двадцати девушек Вера попала в мастерскую художника…
Выполняя прыжок с парашютом, Вера получила травму при неудачном приземлении, и ей пришлось оставить спорт. К началу войны Вера окончи¬ла три курса Института торговли. Узнав, что в ЦК комсомола началась запись добровольцев, она обратилась с просьбой отправить ее на фронт.
14 октября 1941 года ее зачислили в разведотряд в/ч 9903 особого назначения. Она выполнила ряд заданий командования. 21 ноября разведгруппа, где Вера была комсоргом, вновь перешла линию фронта. При возвращении группа попала под обстрел. Веру тяжело ранило, ее не смогли забрать, так как к месту обстрела быстро прибыли немецкие солдаты. Долгое время Вера числилась в списках без вести пропавших. И только в 1957 году удалось узнать о том, как она погибла. Местные жители сообщили, что Вера была повешена немцами 29 ноября 1941 года. Вера стояла на немецкой машине с петлей на шее и пела «Интернационал». Когда автомашина тронулась, девушка крикнула: «Прощайте, товарищи!» После отступления врага в середине декабря жители подмосковного села Головково (Наро-Фоминский район) сняли тело Веры с придорожного дерева и с почестями похоронили здесь же. Позднее ее останки были перенесены в братскую могилу в Крюкове.
Из небытия Вера вернулась в 1957 году, когда «Комсомолка» опубликовала заметку кемеровчанина Валентина Калачинского «Она сражалась рядом с Зоей». Эстафету подхватил московский журналист и литератор Георгий Фролов. 27 января 1966 года в газете «Правда» вышел очерк Фролова «Орден дочери». В сентябре, когда начались торжественные мероприятия, посвященные Московскому сражению, секретарь Президиума Верховного Совета СССР Георгадзе вручил в Кремле матери Веры орден Отечественной войны I степени. И лишь 6 мая 1994 года Вере указом президента Бориса Ельцина присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
До этого кемеровчане не раз поднимали вопрос о присвоении звания Героя Советского Союза отважной разведчице, но кому-то в верхах трудно было отказаться от стереотипов. Зачем-де? Волошина, мол, заслуживает геройского звания, но ведь две большие иконы в одном углу не вешают.
ИСПРАВЛЕНО НКВД
Но существовала, видимо, более основательная причина для отказа. Ее обнаружил и обнародовал в 2003 году дотошный исследователь Н. Галкин.
Было известно, что Веру в 1936 году удочерил второй муж Клавдии Лукьяновны — Даниил Степанович Волошин. Ходили слухи, что настоящий отец Веры — чуть ли не белый офицер, погибший в Гражданскую войну. Вера уважала отчима, а родного отца не помнила и едва ли что знала о нем, поскольку Клавдия Лукьяновна умела хранить тайны. Так вот, Н. Галкин выяснил, что безымянный отец Веры погиб в декабре 1919 года. Именно тогда в Щегловске раз¬вернулись многодневные боевые действия. Сначала анархистские части Григория Рогова выбили колчаковцев из Щегловска. Затем роговцам пришлось покинуть Щегловск под напором армии Колчака, отступающей через город. Окончательная победа осталась за Красной армией: остатки колчаковцев оставили город и устремились на восток.
Ответ о том, кто же был пер¬вым мужем Клавдии Лукьяновны, нашелся в церковных метрических книгах, хранящихся в Госархиве Кемеровской области. Отцом Веры был гражданин города Щегловска Николай Васильевич Хохолков. В советское время в эту запись были внесены весьма существенные поправки. Фамилия отца Веры — Хохолков — оказалась зачеркнутой, и над ней четким почерком вписаны два слова: «Волошина Даниловна». Чернилами алого цвета помечено: «Исправленным фамилии и отчеству верить». Чуть пониже стоит круглая печать Управления НКВД по Западно-Сибирскому краю, поставленная в период 1932 — 1937 годов.
ОФИЦЕР И ДОЧЬ КУПЦА
Жизнь и судьба Клавдии Лукьяновны состояла из сплошных вопросов. Н. Галкин на основании разнообразных свидетельств пришел к выводу, что мать Веры — Клавдия Лукьяновна происходила из богатой купеческой семьи города Томска. Образование ее изначально было связано, скорее всего, с медициной. По своему образовательному и культурному уровню Клавдия Лукьяновна, несомненно, выделялась на фоне реалий того времени, и дочь свою она старалась воспитывать в том же духе.
До замужества Клавдия Лукьяновна носила фамилию Кобзева. Это была фамилия Лукьяна (или Луки) Кобзева — купца или, как бы мы сейчас сказали, предпринимателя, имевшего в Томске фабрику по изготовлению пряников.
По мнению Галкина, знакомство Клавдии Кобзевой с Николаем Хохолковым произошло по инициативе, скорее всего, Николая Васильевича. По некоторым косвенным данным, будучи довольно красивым молодым офицером, он долго и упорно обхаживал свою будущую невесту, пока не получил ее согласия. Брак был зарегистрирован 28 октября 1912 года. В графе «Звание, имя, отчество, фамилия и вероисповедание жениха, которым браком» читаем: «Крестьянин Вятской губ., Яранского уезда, Кукарской волости, дер. Подгорной Николай Васильев Хохолков, православного вероисповедания, первым браком». В графе «Лета жениха» проставлена цифра 20. Избранник Клавдии Кобзевой был очень молод.
Будучи офицером, отец Веры погиб, по всей вероятности, от рук роговцев, либо красных партизан, либо красноармейцев.
…Вера прожила 22 года. Всего лишь. Такой, вечно молодой, она осталась в памяти одноклассников и всех, кто знал ее. 29 ноября 1941 года в десяти километрах от этого места, в центре деревни Петрищево, была повешена Зоя Космодемьянская. Месяцем раньше немецкой авиабомбой была уничтожена статуя девушки с веслом в Парке Горького.
И она, и ее отец сполна отдали долг Родине, какой ее понимали и принимали.