В Страстную пятницу вспомним о гонениях и тяготах, обрушившихся на Русскую православную церковь в ХХ веке. Власти, ставившие своей целью уничтожение церкви, были беспощадны и к молодым людям, и к глубоким старцам…
В селе Яренском Калязинского уезда 7 января 1858 года в семье священника Алексея Косухина родился мальчик, нареченный Михаилом. Он окончил Московскую духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. В храм села Дымцова Максатихинского уезда он был назначен в 1907 году и прослужил здесь до своего ареста.
В тридцатых годах из родных у него остались братья, один из которых жил в Польше, другой — священствовал в Тверской области, и дочь-девица, которая и помогала престарелому отцу. До 1929 года отец Михаил имел хозяйство, состоявшее из лошади, коровы, трех десятин земли и пятидесяти семей пчел, но в том году все хозяйство и имущество было изъято, дом был отобран, и они с дочерью поселились в церковной сторожке. Самого священника власти тогда не арестовали и не выслали, полагая, что, поскольку священнику уже за семьдесят лет, то он сам вскоре умрет или не в силах будет служить — и тогда храм все равно будет закрыт.
В воскресенье 25 марта 1936 года председатель сельсовета велел выставить рамы в сторожке, и так как в это время на улице было еще очень холодно, то он надеялся, что священник сам уйдет, но этого не случилось. В тот же день отец Михаил после воскресного богослужения и проповеди сказал, что, поскольку сельсовет вынул у него в доме рамы, поэтому он обращается к прихожанам, чтобы они просили у власти рамы, так как на дворе еще холодно.
В храме в это время присутствовало около ста пятидесяти человек, и все они прямо из храма пошли к сельсовету. Председатель, напуганный идущей к сельсовету толпой, запер все двери и спрятался. Люди, найдя все двери запертыми, стали ходить вокруг дома и, зная, что председатель сельсовета находится внутри, кричали ему, чтобы он возвратил оконные рамы, но тот никаких признаков жизни не подавал, и прихожанам пришлось в конце концов разойтись.
Через год, при наступлении повсеместных гонений, отец Михаил был арестован и заключен в Бежецкую тюрьму. Незадолго перед этим священнику исполнилось семьдесят девять лет. Он тяжело болел и в течение нескольких месяцев не вставал с постели, передвигался только с помощью дочери. Приехавшие сотрудники НКВД, подняв за руки и за ноги, забросили его в машину и отвезли в тюрьму. Вызванный для медицинского освидетельствования врач поставил диагноз: миокардит, и как следствие, отечность ног, полное отсутствие зубов, старческая дряхлость. К физическому труду тюремный врач признал его непригодным.
Его обвинили в контрреволюционной деятельности. Тройка НКВД 10 августа 1937 года приговорила священника Михаила Косухина к расстрелу. В результате то ли действия следователя Голофаста, который допрашивал Михаила, то ли тяжелых условий содержания в переполненной камере тюрьмы, но у священника оказалось сломанным левое бедро, он не мог ходить и не смог бы добраться до места расстрела. 16 августа по распоряжению администрации тюрьмы отец Михаил был переведен в Бежецкую городскую больницу, где прожил, приговоренный к расстрелу, 29 дней, а затем скончался. Священномученик Михаил был причислен к лику святых.
Судьбу Михаила разделил и другой Косухин из того же села Яренского. На днях их потомок, чиновник админстрации, поведал нам, что в том же селе 6 марта 1881 года родился Николай Николаевич Косухин. Вероятно, племянник будущего священномученика. Николай Косухин окончил духовную семинарию в Твери и работал священником в селе Залазине (ныне Лихославльского района). Николая Косухина расстреляли в 37-м. Первый раз он был арестован 14 марта 1931 года Тверским ОГПУ по обвинению в антисоветской пропаганде и агитации (ст. 58-10 Уголовного кодекса). По постановлению тройки ОГПУ от 10 апреля 1991 года был заключен в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет.
Из протокола допроса известно, что семнадцать лет, в том числе в годы Первой мировой войны, отец Николай был «служителем культа» в селе Бобровка Ржевского уезда, затем перешел на ту же службу в село Княжево Бежецкого района и прослужил там с 1925-го по 1929 год. Церковь в Княжеве закрыли, и Николай Николаевич уехал в село Старое Славкино Саратовской губернии. Примерно через год он вернулся в Тверь и шесть месяцев находился без работы и своей квартиры. Однажды на станции Лихославль к нему подошла неизвестная женщина и предложеила ехать в Залазино. Ко времени ареста Николай Косухин состоял в разводе. С предъявленным обвинением он не согласился.
Второй раз Николай Косухин был арестован 11 августа 1937 года Кимрским райотделом НКВД. К тому моменту он работал фельдшером в Ильинской больнице и проживал в деревне Ромашкино Кимрского района.
Как и многие священнослужители, он обвинялся в «систематическом проведении контрреволюционной агитации, распространении провокационных слухов о скорой гибели советской власти, высказывании террористических настроений против руководства партии и правительства» и по постановлению тройки НКВД по Калининской области от 20 сентября 1937 года приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 23 сентября.
По версии православного Свято-Тихоновского богословского института (1996 год), священник Николай Косухин (Касухин) причислен к новомученикам и исповедникам Русской православной церкви.
В сентябре 1992 года В.Н. Соринкин, и.о. начальника подразделения Управления Министерства безопасности по Тверской области (так в то время называлось компетентное учреждение), сообщил, что «данных о месте захоронения в нашем распоряжении не имеется, известно лишь, что во время следствия он содержался в тюрьме в городе Кимры».
По первой судимости Н.Н. Косухин реабилитирован 26 октября 1989 года, по второй — 31 мая 1989 года.
В семейном архиве Н.Н. Косухина сохранились прекрасные фотоснимки тех лет, сделанные, в частности, известным фотографом-портретистом Я. Элленгорном.