В прошлую пятницу, 13 мая, в рамках Года воинской славы в Торопецкой центральной библиотеке состоялись традиционные краеведческие чтения на тему: "Героические страницы Торопецкой истории". В краеведческих чтениях приняли участие ученые-историки, краеведы, учащиеся, представители общественности из Твери, Тверской области, Торопецкого и соседних районов.
С приветствием и самыми наилучшими пожеланиями к присутствующим обратилась С. М. Ермакова, заместитель главы администрации Торопецкого района. Светлана Модестовна поблагодарила гостей, которые не только нашли время приехать в наш город, но и подготовили доклады, а также работников библиотеки, бессменных организаторов краеведческих чтений, которые делают все, чтобы это уже традиционное для нас мероприятие не затерялось в суете, а стало гордостью торопецкого края.
Открыл чтения их постоянный ведущий доктор культурологии, заведующий кафедрой истории и теории культуры Тверского филиала Государственной академии славянской культуры В. М. Воробьев телефонным звонком в Москву Т. А. Еременко, дочери командарма Еременко, освобождавшего Торопец зимой 42-го. Татьяна Андреевна поблагодарила за память и пожелала успехов в проведении торопецких краеведческих чтений.
Перед присутствующими с докладами выступили: Е. Н. Цветков, учитель истории Октябрьской школы: "Нашествие Стефана Батория на торопецкую землю"; Л. И. Медведева, заведующая сектором краеведения Торопецкой центральной библиотеки: "Торопец в Отечественной войне 1812 года"; Л. В. Пажетнова, краевед из деревни Бубоницы: "Военная династия Янушкевичей"; В. М. Воробьев: "Командарм Еременко и Торопецко-Холмская операция"; С. М. Денисов, краевед из Западной Двины, корреспондент газеты "Авангард": "Герои и подвиги"; Ксения Иванова, учащаяся СОШ № 3: "Фронтовые письма"; А. А. Петров, сотрудник Центра краеведения и этнографии Тверского государственного университета: "Фольклор Торопецкого района времен Великой Отечественной войны"; Т. М. Кириллова, аспирантка кафедры экологии Тверского государственного университета: "История создания особоохраняемых природных территорий в Торопецком районе".
На краеведческих чтениях, проводимых, как уже отмечалось, в рамках Года воинской славы, очень "в тему" прозвучало выступление учащегося 10 класса СОШ № 2 Ильи Харитонова (руководитель Н. А. Курова) о его прадеде, пропавшем без вести во время Великой Отечественной войны, "Из дота № 8". Его мы и публикуем сегодня в нашей газете.
Из дота № 8…
Все дальше от нас героические события Великой Отечественной войны, уходят те, кто боролся с фашизмом, добывал Победу на фронтах и в тылу. Поэтому и важно изучать историю той войны через призму истории своей семьи. Как известно, "нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой".
Война коснулась и моей семьи. Мой прадед ушел воевать в самом начале войны. Мы долго о нем ничего не знали. И только в 2001 году стало известно, что во время поисковых работ были найдены останки моего прадеда Никитина Петра Константиновича и идентифицированы по солдатскому медальону. Это и послужило отправной точкой в моем решении узнать военный путь моего прадеда.
…В киноэпопее "Блокада" режиссера Михаила Ершова есть эпизод, где фашисты бомбят наши доты. Всего лишь одна из страниц той страшной войны…
Происходило это на Лужском оборонительном рубеже северо-западнее Кингисеппа в августе 41-го. Прорвавшись к реке Луге в середине июля, гитлеровцы в боях понесли потери и были вынуждены временно перейти к обороне, что дало возможность советскому командованию выиграть время, получить передышку в две-три недели. В эти самые недели по обоим берегам Луги и были созданы оборонительные сооружения - ДОТы. Аббравиатура расшифровывается просто - долговременная огневая точка (во время войны и позже название утратило заглавные буквы и стало обозначаться строчными). Доты представляли собой, как правило, железобетонные, относительно небольшие, оснащенные вооружением отдельные сооружения для долговременной обороны. Главная цель данных сооружений - остановить и продержать как можно дольше противника на дальних подступах к Ленинграду. Всего здесь было возведено 500 дотов и дзотов, вырыты траншеи и 200 км противотанковых рвов.
Наиболее тяжелые бои шли на левом берегу Луги, возле одиннадцати дотов Дубровинского оборонительного узла, во главе которого стояли командир 263-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона капитан А. Т. Голышев и комиссар батальона старший политрук А. С. Гупалов. К вечеру 21 августа фашисты обрушили шквальный артиллерийский огонь на дот № 17, где находились Голышев и Гупалов, и предприняли очередной штурм, который в очередной раз был отбит. Ночью гитлеровцам все же удалось подойти к доту почти вплотную. Вражеские солдаты пустили в ход огнеметы, в доте начался пожар. И только тогда нашим бойцам пришлось оставить его и перебраться на правый берег реки. В бою смертью героев пали капитан Голышев и старший политрук Гупалов. Бессмертный подвиг совершил гарнизон дота №10 Дубровинского узла обороны. Вместе с оставшимися бойцами 263-го пулеметно-артиллерийского батальона он удерживал небольшой плацдарм на левом берегу Луги в районе села Салы.
А в это время на правом берегу Луги геройски сражались защитники Кошкинского укрепленного узла во главе с командиром 152-го отдельного батальона старшим лейтенантом А. М. Королевым и батальонным комиссаром И. В. Шараповым. Дот № 8, где находился командно-наблюдательный пункт батальона, фашисты штурмовали дважды. Но наши отразили атаки противника. Лишь после того, как гитлеровцы блокировали дот и подорвали его в двух местах, часть красноармейцев решила отходить. Огнем прокладывая себе путь, они вышли из вражеского кольца в расположение советских войск. Но вышли, как мы узнаем позже, не все…
Таким образом, можно сделать вывод, что доты выполнили свое основное стратегическое предназначение - противнику не удалось сходу прорваться к Ленинграду. Да, ценой больших усилий и больших потерь с нашей стороны. Но и большого мужества и самоотверженности наших бойцов, геройски защищавших подступы к городу.
До наших дней сохранился лишь дот № 8. Именно там во время раскопок и был найден медальон моего прадедушки, в котором удалось прочесть: "Никитин Петр Константинович, красноармеец. Уроженец: Калининская обл., Торопецкий р-н., Михайловский с/с, д. Лепехино".
Мой прадед жил в деревне Лепехино (возле Речан). Он ушел на фронт, оставив дома жену и четверых маленьких ребятишек. В 1942-м им пришло извещение: П. К. Никитин пропал без вести. И только 10 лет назад в ходе поисковых работ, проводимых в районе деревни Кошкино Кингисеппского района Ленинградской области поисковым отрядом "Форпост", были найдены останки прадеда.
В нашем семейном альбоме хранится фотография, где вместе с поисковиками у дота № 8 мой отец. Благодаря раскопкам удалось восстановить развитие тех далеких событий. Дот № 8 был хорошо подготовлен к обороне. Здесь имелось три пулемета, большой запас патронов и ручных гранат. С фашистами защитники встретились 23 августа. Сражение было жестокое, так как во время раскопок найдено не менее пяти снарядов, деформированных от ударов в бетон. Поздним вечером фашисты подорвали северную часть дота. Взрыв был настолько сильным, что погибли все оставшиеся защитники дота. Но фашисты не оставили в покое и мертвых. Они подтащили огнеметы и выжгли в доте все, что могло гореть…
Останки найденных солдат, защитников дота № 8, были преданы земле 22 июня 2002 года в городе Кингисеппе. Вместе с моим прадедом захоронили еще 13 погибших на месте сражения воинов.
Подвиг защитников дота № 8 (как и других, о которых я узнал, исследуя военный путь прадедушки) - достойный пример мужества, стойкости и преданности воинскому долгу, своей Родине. А сколько еще неизвестных защитников Отечества спят в сырой земле! Об этом нельзя забыть, как нельзя забыть имена павших героев-освободителей, отдавших свои жизни ради того, чтобы жили мы. Среди этих героев и мой прадед. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru