В 1974 году (как давно это было! ) вышла книга Александра Мещерякова «Слепоглухонемые дети». К сожалению, как часто подобное бывает в жизни, автор не дождался сигнального экземпляра своей монографии, он успел подписать лишь верстку - и... обширный инф ркт (то, что раньше называли разрывом сердца) преждевременно оборвал жизнь великого ученого, педагога, человека, всю жизнь боровшегося с косностью. Эту книгу вскоре (в невероятно короткий срок) издали во многих странах мира. Поистине нет пророка в своем отечестве. Александр Мещеряков руководил в Загорске, недалеко от Москвы, интернатом для слепоглухонемых детей, и в книге он рассказал о принципах обучения, психологии общения со слепоглухонемыми детьми, о развитии дактилологии и дактилографии. (Читателю, наверн е, непонятны эти термины, чуть позже я их объясню. ) Учить - СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ?! Они же не слышат! Не говорят!! Не видят!!! Как же их учат, тех, кто лишен от рождения или после перенесенных болезней слуха, речи и зрения? При обучении используют тактильный способ. Тактильность - прикосновение. Тактильные ощущения - ощущения прикосновения. Дактилография - способ общения с глухим или слепоглухонемым собеседником, дактилология - своеобразная форма речи, при которой слова воспроизводятся пальцами рук. В интернат поступают дети с 3-4 лет и старше. Маленький человек не слышит, не видит и не говорит. Но у него уже есть чувства осязания, обоняния, есть все физиологические желания - есть, пить и так далее; он не лишен эмоций - радости, обиды, грусти; у него остаются стремления - играть, познавать мир, как и у всех детей; он любопытен, и, главное, способен мыслить, но в силу обстоятельств лишен возможности получать звуковую и зрительную информацию. Обучение таких детей требует кропотливости, усердия, терпеливости, особого внимания и заботы.
Скажем, мальчик хочет есть. Чувство голода ему понятно. Перед тем как покормить ребенка, педагог берет его руку в свою и проводит пальцем по запястью, а пос е этого кормит. И малыш запоминает ощущение прикосновения, этот безмолвный знак мысли, и он начинает понимать (я подчеркиваю: понимать, ибо самое главное - развить в ребенке мышление), что подобное прикосновение означает: еда. Затем делают два прикосновения, они означают: пить. Сначала одно прикосновение, затем пять, десять, различные комбинации прикосновений, и за каждой из них стоит то или иное действие, тот или иной предмет, то или иное понятие. Спустя время детей учат збуке, их знакомят с системой Брайля, чтением по точкам, когда каждая точка (точки не пишутся, а выдавливаются на бумаге), особые сочетания точек обозначают буквы, слова, которые можно складывать во фразы. Луи Брайль родился во Франции в 1809 году, ослеп в трехлетнем возрасте и в 26 лет разработал используемый до настоящего времени во всем мире рельефно-точечный шрифт слепых. В основе шрифта лежит комбинация из шести точек. Различные комбинации - шести очия - дают возможность обозначить цифры, знаки препинания, математические, химические, нотные знаки. Луи Брайль был талантливым музыкантом и, используя свою систему, преподавал музыку слепым. Среди воспитанников интерната, которым долгие годы руководил Александр Мещеряков, есть профессора, доктора и кандидаты наук. Выпускники интерната живут нормальной жизнью, имеют семьи. Вряд ли большинству людей известно имя Ольги Ивановны Скороходовой, доцента дефектологического факультета педагогического института имени А. Н. Герцена в Санкт-Петербурге. Ольга Ивановна, с детства потерявшая слух, речь и зрение, сумела получить обра ование, защитить диссертацию и прекрасно преподавала. Правда, при ней всегда был рядом помощник, передававший ее слова аудитории. Ольга Ивановна тактильно сообщала все, что она хотела сказать, ассистенту, а он был своеобразным ретранслятором, произно ил все, что «говорила» Ольга Скороходова. Для чего я в курсе «Соло на клавиатуре» рассказываю об обучении слепоглухонемых детей? Только для того, чтобы еще раз убедить Вас в возможности освоить слепой десятипальцевый метод набора. Главное - это желание. Имея его, человек способен научиться м огому, даже если он слепоглухонемой. А мы, имеющие зрение и слух, умеющие говорить, - для нас обучение слепому десятипальцевому методу, если мы сможем правильно себя настроить, может стать занятием, приносящим радость. Да, необходимо верить в себя, в свои силы, помнить, что каждый из нас, судя по данным ученых, использует свои возможности максимум на 10 процентов. Сколько нереализованных возможностей, сколько у каждого из нас резервов! Только не надо бояться начина ь, нужно решиться. Это как при обучении плаванию - войти в воду и не бояться.
Восточная мудрость гласит: «Истинно могуч тот, кто побеждает самого себя».
У каждого, читающего эти строки, есть возможность испытать себя. Если Вы сумеете себя заставить (уговорить, приказать, убедить, уломать, обработать, сагитировать), если Вы пре долеете себя, то обязательно добьетесь результата. Не знаю, удалось или нет Вас убедить, но еще раз повторю: верьте в себя, начинайте заниматься. Я надеюсь, что Вы меня правильно поняли. Каждый учитель рассчитывает на правильное понимание учеников.
Давайте выполним слово, данное себе, - начнем заниматься, ибо это в дальнейшем сулит нам немало и личных выгод. Мы способны записать авторучкой 20-30 слов в минуту, а на пишущей машинке, как правило, более 50-60 слов в минуту - увеличение скорости пи ьма минимум в два раза. На клавиатуре компьютера скорость возрастает - ее можно довести до 100 слов в минуту.
Если тот или иной текст приходится писать рукой более часа, то на компьютере для этого достаточно 10-15 минут. Не говоря уже о том, что, пол зуясь ручкой, карандашом, мы больше устаем, чем если работаем, сидя за клавиатурой. Главное - верить в свои силы, верить в себя. Во время обучения нужно помнить конечную цель: «Я хочу научиться набирать текст на клавиатуре. Я научусь! » А теперь, пожалуй, самое важное предупреждение для тех, кто уже набирает, но так называемым зрячим методом, подсматривая, и для тех, кто пишет двумя-четырьмя пальцами, но их это не устраивает, и они решили овладеть слепым методом. Требование достаточно жесткое: во время прохождения курса набирать что-либо, кроме наших заданий, увы, как это ни печально, не рекомендуется. Если Вы действительно решили научиться, если Вы действительно хотите быстро пройти курс, то нужно сразу приучаться набирать правильно. Понимаю, могут возникнуть сложности на работе, особенно если в Ваши профессиональные обязанности входит набор на компьютере. В этом случае Вы должны объяснить руководству и коллегам, что сейчас занимаетесь обучением и набирать Вам пока нельзя. Но вот через одну-две недели Вы с удовольствием приступите к работе и сможете набирать необходимые материалы намного профессиональнее, быстрее и качественнее. Как быть в тех ситуациях, когда общение с компьютером в период обучения все же неизбежно? Предположим, очень надо получить письмо по электронной почте или отправить его. Опять скажу: лучше этого не делать. Но если Вы меня не послушаете, тогда постарайтесь свести потери к минимуму. Пройдете то или иное упражнение, запомните, каким пальцем какую букву набирать, и при необходимости набора пользуйтесь полученными знаниям, но ни при каких условиях не смотрите на клавиатуру. Повторяю, чем меньше набора во время обучения зрячим способом, тем быстрее Вы достигните результата. Наверное, скучно было это все читать? Наградой Вам будет Ваша же улыбка.
Несколько случаев из жизни компьютерных фирм:
Звонок в фирму: - Можно ли сдать обратно ваш товар, если он нам не подходит? - А в чем проблема? - Мы тут у вас монитор приобрели, а он ничего не печатает!
Приходит мужик в компьютерный салон: - Я у вас вчера Компьютер прикупил...
- У вас проблемы? - Сгорел он...
- Нет проблем, он на гарантии. А что у вас сгорело ? - Все! - Ну так не бывает. Процессор цел? - Сгорел.
- А винчестер? - Сгорел.
- А память? - Сгорела.
- А монитор? - Сгорел.
- Господи! Что же вы с ним делали? - Да у меня пожар вчера был... .
Звонок: -У вас мыши есть? - Нет...
- А когда будут? - Не знаю...
- Это 'Демос'? - Нет, квартира...
В одну тульскую фирму, торгующую комплектующими и аксессуарами, заходит тетка деревенской внешности и говорит: - Я тут у вас коврик для мышей купила. Так вот мыши по нему бегают и не дохнут! Может его водой надо поливать?