Сегодня проснуться знаменитым не так уж трудно, особенно если оказаться в рейтинговом телевизионном проекте. Но гораздо сложнее при этом «держать марку», сохранять профессиональное достоинство, раскрывать талант. В прошлом году сериал «Глухарь», снискавший множество поклонников, подарил телезрителям новых «героев нашего времени», одним из которых стал неоднозначный персонаж — подполковник Карпов, успешно сыгранный актером Владом Котлярским. Роль получилась. Резонанс в Интернете, всплеск интереса поклонников сериала побудили поближе познакомиться с человеком, создавшим на экране столь жесткий, однако не лишенный привлекательности образ.
— Влад, как вы попали в телесериал «Глухарь»?
— Совершенно случайно. Восьмой подряд милиционер в моей киношной карьере. Надо признаться, что на тот момент они мне уже надоели. Но, к сожалению, выбирать особо не приходилось. От совсем «кошмарных» сценариев я, конечно, отказывался. И когда мне снова предложили эпизодическую роль милиционера на одну серию, ее чуть было не постигла та же участь. Однако снялся, потом позвали снова.
— Могу сказать, что играли вы очень убедительно…
— Наименее удачным, на мой взгляд, стало первое появление — робкий, скромный, виноватый. Тогда я еще не знал, кто такой начальник СКМ. Времени на подготовку не было. После я проконсультировался с милиционерами и стал играть иначе. Кажется, получилось хорошо. Мне самому сериал нравится, честно скажу. И персонаж тоже. Играть кого-то другого я бы не хотел.
— У вас появилось много поклонников…
— Исполнение нравится мне меньше, чем поклонникам, поскольку я вижу ошибки. Хотя сейчас уже проще на них смотрю. Часто, когда впервые видишь себя на экране, думаешь: «Это ужасно, ужасно!», но потом привыкаешь…
— Вы с поклонниками общаетесь?
— По чуть-чуть. Аккуратненько. Вначале было очень приятно. Такое внимание. Чуть позже я растерялся… Стали на улицах узнавать, правда, не часто. И постепенно началось вторжение в личную жизнь...
— Есть у популярности положительные стороны?
— Есть. Однажды случайно нарушил правила дорожного движения, смотрю — меня машина милицейская догоняет… Остановили меня, попросили пройти в машину, начали спрашивать: «Почему нарушаете?» — «Ошибся…» — «Что делать будем?» — «Штрафуйте меня…» — «А где работаете?» — «Да нигде, тунеядец…» «Ну, понятно, — страж порядка начинает выписывать штраф, внимательно вглядывается и вновь спрашивает: — А где же все-таки работаете?» — «Штрафуйте… — тут я начинаю догадываться, что он вовсе не взятки добивается, и понять не могу, в чем же дело. Чувствую — напряженный какой-то: «Ну, где же все-таки работаете?» «Да выписывайте штраф! В чем проблема-то? — а сам вижу — мучается человек…» — «Ну я же вас знаю…»
В конце концов пришлось сознаться: «Может, в «Глухаре» видели?» — «Точно! Четко помню лицо и звездочки подполковника!»
— Отпустил?
— Отпустил. Сказал, что очень нравится сериал. Что смотрит его на пару с женой.
— После мастерской Гончарова вы не стремились попасть в театр Маяковского?
— К тому времени, как я ее закончил, Гончаров уже умер, мы стали никому не нужны. Конечно, пытался попасть в Маяковку, не получилось.
— Расскажите о своей театральной судьбе…
— После окончания мастерской попал к Розовскому, проработал полтора года. Однако, как говорится, мы с ним не сошлись характерами. После театральных вузов многие чересчур категоричны… Я к тому же по жизни человек принципиальный, упрямый — много с ним спорил. В результате со мной не продлили контракт. После «Никитских ворот» работал в одном маленьком театре «Артхаус», потом попал к Табакову в один спектакль… На этом моя театральная карьера и закончилась, но искренне надеюсь, что продолжится. Театр — это тренинг. Говорят, что актер в театре набирает, а в кино теряет. Сам чувствую, что мне не хватает Игры на сцене. В кино очень мало времени на продумывание, распределение, подробную работу с режиссером, выстраивание оптимального рисунка. Парадокс… Все друзья-актеры, служащие в театре, чертыхаются, все, кто вне театра, хотят туда попасть.
— В актерском мастерстве принято оправдывать своих персонажей… Вы оправдываете своего героя?
— Да. Есть такое правило: актер — адвокат своей роли. До серии с расстрелом угонщиков оправданий было достаточно… Все было как-то «в меру». Сначала я совершенно потерялся. Не понимал, как дальше играть. Способность совершить подобный поступок изначально должна прослеживаться в линии поведения героя. Я не предполагал, каким будет финал. Если бы знал, возможно, играл бы иначе.
— Теперь вас мучает моральный вопрос?
— Нет. Чисто технический актерский вопрос. Для себя я оправдал данную историю тем, что у Карпова не было другого выхода. Данный поступок остается на моей, то есть на его, совести. Мои знакомые милиционеры, которым я показывал серию, говорили, что можно было «решить вопрос» проще…
— И как же?
— «Замочить» одного Глухарева, и все. Нанять бомжа, наркомана… Конечно, в сериале «убрать» главного героя просто невозможно. В реальной жизненной ситуации убийство четырех человек — это ЧП. Как «я» из этого выкручусь — загадка. А так — «пришил» следователя, следом бомжа, обоих закопал в лесу… Вот «нормальная» житейская милицейская логика. Милицейский взгляд на мир — это отдельный большой разговор. Однако с точки зрения сценаристов сюжет выстроен правильно. И зрителей эта история «зацепила»… В связи с этим хочу сказать отдельное «спасибо» сценаристам. Такие сценарии сейчас редкость. Актерский состав тоже сильный. Но! Этих же актеров в плохой сценарий — и ничего не получится. Все начинается с хорошего материала — мое стойкое убеждение. Есть гениальные режиссеры, которые могут из «фигни» сделать «конфетку». В таком случае масштаб режиссера должен быть колоссальный.
— Сериал «Глухарь» хотя бы немного отражает реальность?
— Объективно говорить сложно. Отчасти правдив. Отчасти сказка. Думаю, что слоган первого сезона «Первый сериал, которому веришь» во втором можно изменить на «Первый сериал, которому не хочется верить…» Жесткая реальность отражена в фильме, возможно, даже излишне мягко…
—Исходя из информации, полученной в Интернете, для ваших поклонниц Карпов олицетворяет типаж идеального супруга. Как вы думаете, почему?
— Наверное, потому что человек надежный. Принципиальный. В каком-то смысле порядочный. Самое главное, с ним не страшно. А вообще мой типаж нечто для меня загадочное… Потому до этого в кино мне доставались роли вполне заурядных людей в погонах. Карпов – персонаж яркий и жесткий. В театре я вообще играл мягкие роли…
Мягкие? И какие же?
Почтальон Печкин, кот Леопольд… По натуре я человек добрый. С удовольствием сыграл бы что-нибудь сказочное — Иванушку, например… Это мое… Поэтому Карпов давался очень тяжело. В актерской профессии есть понятие «роль на сопротивление». Но возможно, что именно благодаря сопротивлению на экране возник такой неоднозначный персонаж.
— Традиционный вопрос: забавные ситуации на съемках, приколы…
— Мне не до приколов. Роль настолько трудно дается, что каждый раз я «заморочен». Однажды текст не мог пять раз сказать… Смеялась вся съемочная группа… Стоят передо мной Антошин и Тарасов… Глаза веселые — ждут, когда я уже в следующий раз запнусь…
— А как вы расслабляетесь?
— А я и не напрягаюсь. Люблю спорт.
— Какой именно?
— А все что ни назовете, практически всем занимаюсь: горные лыжи, параплан, парашют, скалолазание, виндсерфинг…
— Вы прямо мечта российских женщин: сильный, смелый, ловкий, умелый? Они пишут в Интернете, знакомиться хотят… Как вы на это реагируете?
— Критично. До того как я стал «медийным», сидел в кафе, никто особо внимания не обращал. В жизни я не такой, как на экране. Это все дурная современная слава. Точнее, дурные ее проявления. У меня есть друзья-красавцы, на которых часто «западали». Я же до выхода в свет «Глухаря» особым «обожествлением» не пользовался. И самый большой комплимент я получил не от женщин, а от сотрудников милиции, написавших на одном из форумов, что Карпов — настоящий опер. Вот самое ценное. Потому что одно дело — простой зритель, другое — профессионал.
— Вернемся к образу идеального мужчины. Вопрос о домашних обязанностях: готовить любите?
— Совершенно не люблю, но если это делаю — делаю хорошо. Но случается это пару раз в году.
— Что для вас испытание?
— Испытание — это шанс стать умнее, опытнее и счастливее. У меня в жизни были сложные этапы, благодаря которым я стал сильнее.
— Верите в астрологию, предсказания?
— Нет. Хотя астролог одной моей близкой знакомой предсказал: «У него этой весной будет много съемок…» Второй сезон «Глухаря» начал сниматься ровно 1 марта. Но я все равно не верю. Вот в психологию, например, верю.
— Отчего же?
— Два года отучился на психфаке МГУ.
— О-о-о! И как вас туда «занесло»?
— С последних классов школы хотел в актеры, но поскольку не получалось, успел отучиться сначала два года на геологическом, потом два на психологическом. В первый раз я поступал на актерский еще в 89-м году. Затем не каждый год, но пробовал. В результате все равно добился своего и в 98-м году поступил.
— Есть люди помимо педагогов, которых вы считаете своими учителями?
— Хороший вопрос. Думаю, что нет. Я рос очень упрямым ребенком. Родителям, наверное, было трудно… Бывает, когда начинаем вместе вспоминать мое детство, я рассуждаю: «Вот взяли бы и прямо сразу отдали меня в музыкальную школу…» Они: «Как отдали? Как сразу?» Я: «Ну с самого начала, лет с пяти, с трех…» Они хором: «Да ты с самого рождения делал все только так, как сам хотел…»
Но если отвечать ваш вопрос шире и рассматривать учителей не как «гуру»… Конечно, родители мне все дали. Сам я многим увлекался, читал и до всего доходил своим умом. В актерской профессии учителями считаю, конечно же, Гончарова и педагогов его мастерской. Гончаров — великий дедушка. Чудо, что попал к нему. Когда он входил в аудиторию, то производил на нас скорее впечатления ужаса, нежели величия. Его метод «шоковой терапии» многие не выдерживали, хотя курс был взрослый. Гончаров повторял: «Театр будущего — исповедальный театр». Что внутри у тебя как у человека — оно и зрителю интересно.
— Какой экзамен в жизни стал для вас самым ответственным?
— Каждый день на съемках в этой роли — экзамен. В актерской профессии не бывает старых заслуг, каждый раз нужно заново доказывать. Я понимал, что роль хорошо написана, но не ожидал, что она вызовет столько зрительских симпатий. Если бы на этом поставили точку, я бы расслабился. Но не получается, съемки-то продолжаются.
— Не боитесь, что роль станет настолько знаковой и потом вы не сможете вылезти из этой «шкуры»?
— Подозреваю, что могут появиться «клоны». Если последует приглашение сыграть нечто подобное — гарантированно откажусь. Уверен, что роли лучше, чем Карпов, не будет. Это современный Жеглов, как мне кажется. С удовольствием возьмусь за другие жанры.
— Например, за роль героя-любовника?
— Слабо себе это представляю. Хотя в Карпове я тоже себя сначала слабо представлял… Все может быть…