В свое время первый дрессировщик хищников Николай Павлович Гладильщиков был гвоздем программы любого цирка. Пото-мок торопецких лесничих, чей род издавна славился громадной физической силой, родился 27 апреля 1895 года. Рано увлекся спортивной борьбой и в 27 лет на Всероссийской спартакиаде завоевал звание абсолютного чемпиона Республики. В этом же возрасте совершенно случайно он начал свою работу в качестве укротителя: он вынужден был применить свою громадную физическую силу в единоборстве с разъяренным медведем, сорвавшимся с цепи и подмявшим под себя ребенка.
…Так на Торопецкой сельскохозяйственной выставке состоялось первое знакомство с Мишуком. Этот случай изменил судьбу не только царя таежной глухомани, но и самого атлета, которому в будущем суждено было стать повелителем зверей. Теперь все его вечера заканчивались борьбой с косолапым партнером. Начались месяцы кропотливой дрессировки. Но и обладателю могучего торса поначалу пришлось нелегко. Нередко могучий инстинкт хищника просыпался в Мишуке. Атлета от внезапных вспышек ярости зверя спасало исключительное спокойствие, выдержка и подвижность тренированного тела. Вот как об этом времени вспоминал сам Николай Павлович: "Тяжело пришлось начинать. Пережили и холод, и голод. Помню, ни мне, ни мед-ведю нечего было есть… В Двинске меня с медведем как-то не пустили ночевать в дом, пришлось, обнявшись с ним, спать в сугробе…". Надо отметить, что уникальный дрессировщик вместе со своим воспитанником, передвигаясь по всей стране то на подводе, то на барже, умудрялся демонстрировать борьбу с 17-пудовым медведем на крошечных сценах клубов и красных уголков.
В 1923 году Гладильщиков стал уже настоящим артистом, с ним заключили контракт на выступления в Москве, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в летнем театре. Жюри присудило укротителю диплом за исключительную дрессировку хищ-ника. Работой дрессировщика заинтересовались кинорежиссеры. Николай Павлович снимался с Мишуком в фильмах: "Медве-жья свадьба", "Чашка чая", "Золотой запас", "Облава" и в научно-популярном фильме: "Рефлексы профессора Павлова".
В 1927 году дебютировал в Орехово-Зуевском цирке с большой группой дрессированных животных, в которую входили львы, медведи, гиены, волки, крокодилы и собаки (позднее соединил в одном номере львов, медведей, собак и петухов). Объедине-ния столь разнообразных животных не знала предшествующая практика мирового цирка. Увеличивая количество животных и варьируя их состав, усложняя и совершенствуя выучку животных, он вносил в свои выступления элементы народного юмора, используя при этом традиции русских скоморохов-медвежатников.
Свой метод дрессировки Гладильщиков применил и при решении не менее сложной задачи - овладения техникой борьбы с удавом. Он приобрел редкий экземпляр африканского тигрового удава, который вопреки своим исполинским размерам, был назван Крошкой. Удав потребовал многих месяцев упорного труда, прежде чем научился выполнять то, чего хотел от него ук-ротитель. Лишь постепенно Крошка привыкла к человеку, стала поднимать голову при звуке своего имени и перестала сжимать свои кольца вокруг груди и пояса дрессировщика.
Насколько талантлив был этот дрессировщик, можно судить хотя бы по тому, что специально для просмотра его аттракциона в Ленинград в 1934 году приезжал Лоренц Гагенбек - представитель крупнейшего в мире зоосада, в котором готовились группы дрессированных животных для цирков всего мира. Гагенбека заинтересовало в первую очередь то, что Гладильщиков создал смешанную группу хищников, то есть, проделал самую трудную в своем жанре работу.
Для тех, кто хоть немного имеет представление о нравах диких зверей, очевидно, сколько трудов и энергии вложил укротитель в дело всей своей жизни. Если еще учесть, что Гладильщиков получал совершенно "сырой" материал непосредственно из зоопарка и дрессировку надо было начинать с азов, с привития у зверя своеобразного доверия и уважения к человеку.
Заслуженный артист республики, орденоносец, обладатель исключительно сильной воли, ушел из жизни, не дожив нескольких месяцев до 85-ти, больше половины жизни было отдано любимому делу - укрощению зверей.
В настоящее время в цирке много интересных и талантливых укротителей, но старейшим и первым русским повелителем зве-рей является Николай Павлович Гладильщиков.
Ласковое обращение с животными, длительная и вдумчивая дрессировка, постепенное и терпеливое обучение их - вот основа его успеха.
С. СЕЙТМАМУТОВА.
Использованная литература: Н. Гладильщиков. "На арене - хищники". (Архангельск, 1957), В. Великанов. "Повесть об укроти-теле", (Пермь, 1958). По материалам сайта http://vesvladivostok.ru