Вряд ли цирк достаточно назвать просто профессией — профессию можно поменять. Цирк же — это особый стиль жизни не только самого человека, но и почти всегда его последующего рода. Сегодня цирк явно потерял лидирующие позиции в сфере развлечений — так утверждать можно уже потому, что общественность нынче очень мало знает о современном цирке и об истории циркового искусства вообще. Некоторые представители молодого поколения вообще думают, что в России есть только два цирка — на Цветном бульваре и на проспекте Вернадского. У российского цирка много проблем, и сейчас именно тот момент, когда руководство Росгосцирка вплотную занялось их решением. Много средств и усилий вкладывается в реконструкцию зданий по всей стране, появляется множество идей, которые должны вывести цирк на совершенно иной уровень. И главное, есть люди, которые знают, как вновь сделать его интересным. Один из таких — Вилен Шевченко. Это в его руках сегодня находится судьба многострадального Тверского цирка.
Два с половиной месяца назад Вилен Владимирович сменил на посту директора цирка его прежнего руководителя Илью Тетруашвилли.
— Собственно, о директорстве никогда не думал. Но за годы, когда сам работал на арене и разъезжал с гастролями по миру, я насмотрелся самых «вкусных», интересных программ и знаменитых цирков. Захотелось и у нас в стране применить этот опыт. Именно это и послужило основной мотивацией прихода в Росгосцирк, где я занимался организацией различных программ. Я достаточно застал советского цирка, чтобы видеть разницу с тем, что он из себя представляет сегодня. Большие, развернутые красочные номера ставились тогда за счет государства. Сегодняшним коллективам не по карману содержать дорогие номера. Сейчас в Росгосцирке идут большие изменения, новый директор хочет реорганизовать структуру, сделать ее более совершенной, создавать больше разнообразных аттракционов, качественных номеров — то, чем славился когда-то советский цирк.
За два месяца, что Шевченко пребывает в Твери и в кресле директора, дел у него накопилось по горло, в цирке он, можно сказать, круглосуточно. Приходит в восемь утра, уходит не раньше десяти вечера, а иногда и не уходит — пару раз пришлось заночевать прямо на работе. Кроме ежедневных хлопот «по дому» и подготовки к атаке детей, которая ожидается в новогодние каникулы, Вилен Владимирович занимается разработкой официального сайта, которого раньше не было у Тверского цирка. Одним словом, про досуг у директора можно даже не спрашивать — времени на него не хватает катастрофически.
— Я даже не успел толком увидеть город, — с сожалением говорит мой собеседник. — Мне понравились набережные и горсад — я приехал как раз в сентябре, стояла золотая осень, и было очень красиво. Пройтись пешком, я считаю, вообще лучший способ узнать город. Но тут мы опять возвращаемся к нехватке времени! Тем более сейчас, зимой, когда световой день очень короток. Но что я успел заметить, что культурная жизнь в Твери протекает весьма активно. Если брать мою сферу деятельности, то я с удивлением узнал, что здесь очень много самодеятельных цирков. Небольшие группы в школах или ДК занимаются, сами ставят номера. В начале ноября мы собрали восемь таких групп и устроили им встречу с артистами, которые гостили тогда в нашем цирке, провели небольшой мастер-класс. Видно, что ребята хотят этим заниматься, но им не хватает грамотного руководства и организации. Вот, в числе прочего, мы будем заниматься еще и таким взаимодействием.
Родители нашли ребенка в опилках
Вилен Шевченко — представитель второго поколения артистов цирка. Отец начал работать на манеже в десять лет, мать в четырнадцать, выступали в жанре воздушной гимнастики. Как и все дети, «родившиеся в опилках», Вилен с первых шагов впитал все навыки, необходимые цирковому артисту. Этот мир приучает к труду с детства — родители с утра на манеже, и хотя ребенок и предоставлен сам себе, но атмосфера постоянного труда затягивает, невольно заставляя в него включаться. Вместе с младшей сестрой объездили за родителями весь Советский Союз и, вполне закономерно, вслед за ними вышли на арену — сделали парный акробатический номер. Начинали в цирке у Никулина на Цветном бульваре. Факт биографии, несомненно, яркий, но, согласитесь, для нас, читателей, более, нежели для моего героя. Не забывайте, он «вырос в опилках» — играл среди реквизита знаменитого иллюзиониста Эмиля Кио и медведей прославленных дрессировщиков Филатовых. Поэтому и воспоминания о Юрии Владимировиче лишены восторженных эпитетов, Вилен рассказывает о нем сдержанно и, что называется, по делу.
— Что за человек был Никулин — это, конечно, тема отдельного разговора. Я запомнил, что директором он был образцовым. Больше всего впечатляло его отношение к людям, к каждому сотруднику — любому, кто обращался к нему с проблемой, он старался помочь. Случалось, он уборщице уделял внимания не меньше, а если понадобится, и больше, чем народному артисту. Можно сказать, опыта руководителя, я набрался именно у него — вспоминая Юрия Владимировича, я понимаю, как нужно работать с людьми.
Задерживаться долго на одном месте для артиста цирка не свойственно, он, по большому счету, космополит — редко бывает привязан к дому и почти никогда не принадлежит конкретному цирковому коллективу. Из программы в программу номера кочуют очень просто — если организатору нужен номер, он ищет его по разным циркам, по картотекам и выбирает лучший на его взгляд. Так однажды Шевченко посчастливилось работать под руководством «солнечного клоуна» Олега Попова. Но возвращался он всегда на Цветной бульвар.
Своего будущего Шевченко никогда особо не планировал, предпочитал не слишком далеко идущие планы — задумки появляются и исчезают, одни планы сменяются другими. Важно выделить из этого потока самое ценное, не пропустить и направить все силы на реализацию задуманного. Как сейчас, например.
Вопрос — ответ
— Принято считать, что цирк — это развлечение преимущественно для детей или для взрослых, которые хотят не несколько часов окунуться в детство.
— Так принято считать в основном в России. Между тем, если обратиться к истории, цирковое Искусство никогда не считалось детским. Сегодня свидетельством этому остается Дю Солей — у них совсем другая целевая аудитория, в номерах больше драматургии и принципиально нет животных. Тем не менее это цирк. Не знаю, чем объяснить иное восприятие цирка у нас, может, тем, что дети наиболее благодарная публика и артисты стараются выстраивать свои программы под них.
— Что делать, если человек не любит цирк?
— Мне вообще трудно представить, как его можно не любить, но если так вышло — заставить мы его не сможем, это точно. В наших силах только делать качественные программы, увлекательные настолько, что, посмотрев их, он, скорее всего, переменит свое отношение к цирку.
— Что постоянного есть в жизни циркового артиста, если он так часто меняет место жительства и людей вокруг себя?
— Отношения между людьми. Дружба — она, кстати, в цирке бывает очень крепкой как раз потому, что все вокруг тебя постоянно изменяется и возникает необходимость в человеке, на которого всегда можно положиться.
— Вы строгий руководитель?
— Нет. Я считаю, директору необязательно держать всех в ежовых рукавицах — это не лучший способ. Главное — мотивировать людей, чтобы коллектив четко понимал: что от него хочет руководитель, какие цели он перед ними ставит, и чтобы в достижении их участвовали все. Я открыт к общению и принимаю любую точку зрения, если человек грамотно аргументирует ее.
— Как расслабляетесь?
— А я, если можно так сказать, не напрягаюсь. Вернее, все трудности и стрессы на работе воспринимаю как должное. Они есть и всегда будут, я к ним просто готов.
— Главное в вашей жизни? Боюсь, я знаю ответ, но все-таки — вдруг вы меня удивите.
— Нет, не работа. Главное — это взаимоотношения с близкими и гармония внутри себя самого. Все остальное вторично. Когда все в порядке дома и в собственном мироощущении, решать проблемы гораздо проще.
Мой герой объяснил, как в семье с фамилией Шевченко мог появиться ребенок с такими скулами и разрезом глаз: один из дедов был корейцем — единственный представитель расы, но каким-то образом его гены дали о себе знать в облике потомка. «Самурай» — все время вертелась у меня ассоциация с внешностью и темпераментом собеседника, несмотря на то что этот титул не имеет никакого отношения к корейской культуре. Вот и за новое дело он взялся со свойственной восточной натуре уравновешенностью, ведь сейчас именно тот период его жизни, когда пришло время строить планы и отдавать все силы их реализации.
Справка
Выступления бродячих артистов с их балаганами, дрессированными животными, нехитрыми трюками и тряпичными куклами тверичи знали еще во второй половине XIX века. Обычно такие представления давались на ярмарках и народных гуляньях, проходивших на Почтовой, ныне Советской, площади. Именно с этих шапито и началась в Твери цирковая традиция. Архивы рассказывают о некоем Иване Якубовском, построившем в 1899 году временный деревянный цирк. Днем рождения Тверского цирка принято считать 14 ноября 1924 года — в этот день состоялось первое выступление на манеже нового стационарного деревянного здания. Цирк был очень удобен — здесь было фойе, кассы, буфет, административные помещения, гримерки для артистов, бытовые комнаты для проживания и даже конюшня на 15 лошадей. Не каждый город мог похвастаться таким продуманным проектом здания. Правда, жизнь его оказалась недолгой — цирк сгорел уже через год после открытия. Потом его ждало еще немало перипетий — цирк преодолел и войну, и несколько небольших потопов. Здание, каким мы его знаем сегодня, появилось в городе 9 декабря 1971 года на площади Победы, ныне Тверской.