Славна земля бердянская талантами. Сложно назвать ту сферу деятельности, где не отличились бердянцы, внеся свой вклад в развитие совершенно различных направлений на общегосударственном уровне.
Сегодня собеседник «Города» заслуженная актриса Украины, наша землячка Валерия Чайковская.
Несколько десятилетий своей жизни она отдала игре на сцене Театра юного зрителя в Киеве. А с 2004 года Валерия Викторовна, продолжая работать в театре, регулярно снимается в кино. Она востребована и как театральная актриса, и как актриса кино. Ежегодно Чайковская появляется в трех-четырех картинах. Сыграны уже около 80-ти ролей в театре и 30-ти ролей в кино. Причем, ролей очень разноплановых. Сама о себе Валерия Чайковская с улыбкой говорит так: «Я актриса украинского театра и российского кино». И в этой улыбке есть как радость, так и горькое сожаление по поводу того, что отечественного украинского кино фактически просто нет.
Наша землячка, выпускница школы №16, заслуженная актриса Украины
Валерия Чайковская сыграла около 80-ти ролей в театре и 30-ти ролей в кино
Россияне снимают фильмы в Украине, а украинский кинематограф в застое
– Валерия Викторовна, снимаясь главным образом в российских фильмах, Вам приходится ездить в Россию? Как в таком случае удается еще и не оставлять театральную сцену?
– Ездить никуда не приходится. Точнее, на съемки кинофильмов я периодически уезжаю. К примеру, три года назад я снималась в фильме «Российский треугольник» замечательного грузинского режиссера Алеко Цабадзе. Это глубоко психологический фильм о русском парне, который женился на чеченке, переехал жить в Чечню. Он – учитель в школе. А тут война, российская регулярная армия сражается с чеченскими вооруженными формированиями. И вот как быть, какую позицию занять? Кто этот парень? Русский? Или все-таки уже чеченец? Как, кем он себя ощущает в этом противостоянии, которое взорвало внутренний мир его семьи? Фильм очень хороший, такой человечный. Он был хорошо встречен в Грузии. Его показывали и были очень хорошие отклики в Украине. Правда, в России он не пошел. Но это уже другая тема, это политика.
В 2010 году я снималась в Польше во Вроцлаве. Там студия «АГМ» – это европейский «Голливуд». Интересно, что съемочная группа – польская. Режиссер фильма – москвич, я – украинская актриса – играю свекровь. Моя дочь в фильме – также украинская актриса Ольга Сумская. Внуки – российские актеры. Это комедия о взаимоотношениях в семье, очень своеобразной, но в то же время в чем-то похожей и на многие другие семьи. Я играю эдакую сварливую бабушку, которая сидит, в основном, в кресле, ничего не делает. А родного зятя называет не иначе как «тварюка», «скотина» и тому подобное. То есть, ездить приходится. Но, как правило, если говорить о российских фильмах, то россияне едут к нам. Объясняется это тем, что у нас дешевле выходят съемки. Экономически выгоднее проводить съемки в Украине, чем в России. Конечно, главные роли в таких фильмах достаются россиянам. А нас, украинских актеров, приглашают на роли второго плана. Но мы рады и этому, потому что нашего, украинского кино, сегодня фактически нет. Вот поэтому всем и говорю, что я актриса украинского театра и российского кино.
– В каких фильмах Вы еще снимались?
– Я снималась в восьми сериях «Мухтара», в таких больших сериалах, как «Территория красоты», «Соседи», «Ворожея», «Тормозной путь» и «Я тебя люблю» (Вячеслава Криштофовича), «Сумасбродка» (Владимира Тихонова). Сейчас снимаюсь опять же в российском сериале «Басни Митяя»…
– С какими известными актерами Вам доводилось играть?
– Об Ольге Сумской в сериале «Непрухи» я уже упоминала. В фильме «Я тебя люблю» мне довелось играть с Марией Шукшиной. Я снималась также вместе с Сергеем Никоненко, Артемом Ткаченко, игравшим главную роль в фильме «Меченосец», с Андреем Лобоцким…
А первый мой опыт, первая съемка в кино – когда мне было 17 лет, я играла с Савелием Крамаровым в фильме «Знакомство». Это комедийный актер, потрясающий мастер. Помню, как я все время хохотала, гладя на него, из-за этого все время приходилось прерывать съемки. И тогда режиссер говорит мне: «Смотри не в глаза ему, а на верхнюю пуговицу его рубашки, так ты отвлечешься».
Вообще, много было замечательных актеров. Но я называю только тех, с кем была в одном кадре, а не просто в фильме…
– А как Вы думаете, почему россияне находят возможности снимать фильмы, причем в Украине и с украинскими актерами, а у нас застой?
– Виной всему экономика. Появятся деньги – наверное, оживет и украинский кинематограф.
– Но ведь в России далеко не все фильмы снимают за государственные средства. Значит, там находятся те, кто хочет зарабатывать на кино или, как минимум, те, кто готов проспонсировать съемки фильмов.
– К сожалению, в нашей стране таких желающих немного. Поэтому у нас и застой. Помню, мы как-то обсуждали с Ольгой Сумской «Роксолану» – фильм, в котором она сыграла главную роль. Да, никто не спорит, и сама Ольга считает, что это был далеко не лучший фильм. Но она правильно говорит: «Если вам не нравится тот фильм, снимите лучший, с большими эффектами, с большей художественностью…» Но ведь лучшего нет.
– Скажите, а школа театрального искусства, я имею в виду вузы и училища – она еще жива? Есть желающие учиться тому, что в нашей стране пока не востребовано? Как Вы считаете?
– В Украине была и остается сильная школа подготовки актеров. Несмотря на все трудности, уровень сохраняется. Мой муж – доцент кафедры телережиссуры в театральном институте. Я частенько хожу на защиты дипломных работ. Вы знаете, то, что я вижу – очень интересный материал. Знаете, когда говорят, что сейчас такая-сякая молодежь – я с этим категорически не согласна. Молодежь есть всякая, но в том числе и очень талантливая, очень перспективная.
– Но куда идут выпускники, если в Украине не снимают кино?
– Они идут в театр, другие, к сожалению, уезжают в ту же Россию. И не только актеры, но и режиссеры. Те, кто понапористее, добиваются каких-то грантов. Поэтому творческая жизнь хоть и не бьет ключом, но она продолжается.
– А к чему у Вас самой больше сердце лежит – к театру или к кино?
– Театр и кино – разные вещи. Театр дает возможность окунуться в эпоху, изучить время, авторов, героев. Это все очень интересно и позволяет погрузиться в роль, прочувствовать, прожить вместе со своей героиней. В кино этого нет. Там все происходит намного быстрее...
– Где все-таки сложнее играть – на сцене театра или в кино?
– Безусловно, в театре. Не случайно все больше ярких актеров кино говорят о том, что они играют хорошо, потому что выдают то, что получили в театре. И это истинная правда.
Три пьесы в трех театрах
– А в театре у вас сейчас какие роли?
– Так сложилось, что я сейчас играю в трех театрах в трех прекрасных пьесах. Они абсолютно разные, но все очень эмоциональные – и тем интересные. В своем родном Театре юного зрителя у меня роль в спектакле «Лісова пісня», поставленном по одноименному произведению выдающейся украинской поэтессы Леси Украинки. В нынешнем году отмечается ее юбилей. Не без чувства гордости скажу, что наш театр за эту постановку получил государственную премию Леси Украинки. В сентябре мы везем его в Ялту на международный чеховский театральный фестиваль. И мы своим спектаклем будем открывать этот форум. Затем мы едем на Волынь – родину Леси Украинки, где также будет проводиться международный театральный фестиваль, и где мы тоже покажем «Лісову пісню».
– Кого Вы играете в этой постановке?
– Я играю мать Лукаша. Сам спектакль – это больше мистерия, нежели бытовая украинская драма. Непередаваемый эффект для восприятия создает зеркальная сцена. Благодаря зеркалам и у актеров, и у зрителей совершенно иное ощущение от того, что происходит на сцене. Постановку отметили многие критики.
– А в каких постановках Вы еще играете?
– Вторая работа в театре «Сузир`я». Сам театр размещается возле «Золотых ворот» в особняке Родзянко. Прекрасное здание, прекрасный зал. Это украинский ампир. Я давно мечтала попасть на сцену этого театра. Что интересно, там нет своей актерской труппы, туда приглашают актеров из других театров. Спектакль, в котором играю, я называется «Оскар Богу» по пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта «Оскар и Розовая дама». Там два главных персонажа – онкобольной мальчик, лежащий в онкобольнице, и так называемая «розовая дама». Розовая, потому что во Франции в розовое одеты волонтеры, то есть не медицинский персонал, а люди, осоз-нанно помогающие другим. Я играю эту «розовую даму». Необычность пьесы и спектакля в том, что, несмотря на всю серьезность темы – ведь больной раком мальчик неизлечим, он скоро умрет – тем не менее, пьеса насыщена юмором. По сюжету между пациентом и «розовой дамой», которая намного старше его, складываются такие отношения, что зритель просто забывает о страшной теме онкологии, о том, что герой умрет. Смех, радость, свет – вот какие ощущения возникают у зрителя. Эта «дама в розовом» – волонтер, помогающий и поддерживающий больного морально, она смогла так отвлечь парня от болезни, что не родители его становятся ему опорой в этот непрос-той период, а он – родителям.
Спектакль пользуется большой популярностью, мы выступали перед онкобольными, перед больными СПИДом, их привозили в театр на спектакль. Я сама слышала, как одна из зрительниц с диагнозом «ВИЧ-инфицированная», говорила: «Если бы я посмотрела этот спектакль год назад, я не оказалась бы в клинике».
Ну, а третья моя работа – в научном центре Леся Курбаса. Им руководят Лесь Танюк и его супруга Неля Корниенко – академик Академии искусств Украины. В этом центре поставила спектакль молодой режиссер Анна Александрович по пьесе Теа Дорн «Прусские девушки, белокурые как сталь». В постановке образы двух великих фигур: артистки Марлен Дит-рих и режиссера Лени Рифеншталь. Я играю Лени. Если в двух словах о сюжете – антифашистка Марлен Дитрих покинула Германию и уехала за рубеж, где все равно имела возможность раскрыть свой актерский талант. Лени Рифеншталь сначала снимала съезды нацистов, делала документальные фильмы. Вот когда показывают хронику с марширующими колоннами, с этим орлом на заставке – это ее кадры.
– То есть, Вам выпала роль нацистки…
– Нет. Судьба Лени Рифеншталь трагична. Увидев казнь невинных людей в Польше, она отказалась снимать фильмы для фашистов и отошла от дел. Но снятые ею ранее документальные фильмы союзники не забыли. После разгрома гитлеровской Германии эту женщину три года продержали в психиатрической больнице. Затем ей запрещали снимать и не давали раскрыть ее безусловный талант, хотя она не была нацисткой, отказалась с ними работать. Только в 75 лет она смогла снова заняться любимым делом. И то возвращение в кинематограф для нее начиналось с подводных съемок.
Эта пьеса не просто о судьбе Лени Рифеншталь. Через ее образ вообще поднята тема женщины в искусстве. Вот посмотрите, исторический факт: немецкий ученый фон Браун изобрел фауст-патрон, с помощью которого убивали людей. Когда закончилась война, американцы переправили фон Брауна в США. Там он безбедно жил, занимался наукой и был одним из тех, кто разработал шаттл для полетов в космос.
Альберт Шпеер – архитектор. Он строил стадионы, и вообще довоенный Берлин – это город, во многом спроектированный этим человеком, которого ценил Гитлер. То есть, Шпеер обслуживал нацистский режим, а в конце войны стал министром фашистского правительства. Но, пройдя денацификацию, он больше никогда не подвергался нападкам и спокойно дожил до старости.
И вот третий пример: дирижер Герберт фон Караян. Он руководил оркес-тром, который играл на фашистских парадах и съездах, он был членом НСДАП. Но после войны опять же жил нормально. А вот женщину – Лени Рифеншталь – упрятали на три года в психушку и потом не давали работать.
«Мы были детьми пединститута»
– Валерия Викторовна, а давайте, если не возражаете, поговорим о Вас. Ведь Вы наша землячка, родились и выросли в Бердянске? Ваш папа был математиком, преподавал в БГПУ (тогда еще – педагогическом институте). Мама работала горкоме партии. А вы вдруг взяли и махнули в театральное. От кого ж у вас актерские задатки?
– При всем моем уважении и любви к папе, актерские таланты, голос – я поющая актриса – это от мамы. Она была яркая артистичная личность с оперным голосом. Вообще моя мама из Днепродзержинска. Когда началась война, ее с семьей эвакуировали в алтайский край. Там ее голос услышала профессор Ленинградской консерватории, занималась с нею. Хотела забрать маму в консерваторию. Но семья жила трудно. Дочь не только не на что было отправлять в консерваторию и учить, но она еще и нужна была в семье как помощница. Поэтому мама никуда не поехала, и певицы из нее не вышло.
Определенные творческие начала я получила и от папы. Да, он был математиком и человеком очень сдержанным. Родом он из польских селений в Кировоградской области. Это места, где родился Николай Кулиш, Тарковский, Саксаганский, Карпенко-Карый. Вот атмосфера и природа там, видимо, какие-то особенные. Мой папа писал стихи. Для него математика – это была не сухая наука, а романтика. Он написал пьесу о Лобачевском, писал задачки в стихах…
Что касается нас с братом, то мы были детьми пединститута. Мы жили во дворе вуза, дружили с детьми профессора Рвачева, папа брал нас на все вечера и концерты, которые проводились в институте. Более того, поскольку пианино дома у нас не было, я готовила домашние задания в музыкальную школу, занимаясь в актовом зале института, где стоял рояль.
Помню, как папа был очень разочарован, когда я отказалась идти по его стопам. Утешением для него был мой брат. Тот тоже стал математиком.
– А Вы, наверное, еще в школе ходили в театральный кружок?
– Нет, мне нравилось петь. Я занималась в оркестре Реваза Дудаева. До сих пор его вспоминаю с большой благодарностью. В этом оркестре играл Толик Вапиров, Славик Самойлов, Юра Омеличев, Валера Сазонкин. Думаю, известные вам имена.
– Безусловно. Выходит, Вы вместе с ними были в одном музыкальном коллективе?
– Да, в этом коллективе я пела. А еще я занималась в музыкальной школе. И теплыми словами хочу вспомнить моих учителей – В. Я Сазонову и Н. В. Смирнову. Благодаря им я получила прекрасную музыкальную подготовку, которая мне очень пригодилась в жизни и в моей актерской профессии. Я играю на фортепиано, пою на русском, украинском, немецком и английском языках.
– Тем не менее, Вы выбрали путь не певицы, а актрисы.
– В этом немалую роль сыграла Ада Степановна Хасап – моя любимая учительница в школе №16, которую я окончила. Ада Степановна преподавала украинский язык и литературу. Преподавала так, что я просто влюбилась в этот предмет. Она читала нам Лину Костенко, Ивана Драча – тех авторов, которые в то время даже не были широко известны. Когда в Киеве я поступала в театральный, читала Василия Симоненко, его нам также дала Ада Степановна. Помню, приемная комиссия замерла. Мало того, что меня приняли практически без обсуждения, так я потом еще и записывала в блокнот моему будущему преподавателю этот стих – так он ей понравился.
– То есть, Вы поступили с первого раза?
– Да, я поступила сразу же.
– Насколько я знаю, в киевском Театре юного зрителя вы проработали практически весь период своей актерской деятельности. Как туда попали?
– Когда я училась уже на последнем курсе института, к нам пришел режиссер этого театра. Пригласил меня на роль. Я сыграла, мне понравились и атмосфера в театре и актерский коллектив. Понравилась, судя по всему, и моя игра, потому что ко мне подошел режиссер и сказал: «Смотри, у нас с октября появится ставка. Если ты готова поработать до этого времени несколько месяцев бесплатно, мы тебе эту ставку отдадим». Я согласилась и с тех пор работаю в Театре юного зрителя.
– Скажите, а бывают такие ситуации, когда предложенная роль не устраивает Вас, можете ли Вы от нее отказаться?
– Я работаю в государственном театре. Мы, если хотите, как служащие, поэтому не имеем права отказаться. Но актеры такие люди, что находят способы увильнуть, к примеру, пойдя на больничный. Но это крайне редко, а для молодых такой вариант вообще невозможен.
– А если это не каприз, если Вы, как опытный актер, видите себя в другой роли, что, с режиссером все равно не спорят?
– В принципе, слово режиссера все равно определяющее, тем не менее, с мнением опытных актеров режиссер считается. Во всяком случае, в нашем театре дискуссия возможна. Но я знаю театры, где это категорически невозможно.
– Чем занимается ваша дочка Варя? Не пошла по стопам мамы?
– Отчасти. Вообще-то ее специальность – переводчик. Она даже начинала писать кандидатскую диссертацию, но бросила и не защитила ее. Сейчас Варя вся в музыке. Собрала группу, пишет песни. Исполняет их на украинском языке. Готовит к выходу свой диск.
– А в каком стиле она работает?
– Специалисты говорят, что это арт-рок.
– И насколько успешны ее начинания?
– Говорить пока рано. Да и многое ведь зависит от раскрутки. А это деньги, которых нет. Вот, например, сняла недавно клип. Свои услуги предложил выпускник театрального института, будущий режиссер. Ему нужна была дипломная работа, в качестве таковой он решил снять клип. Договоренность была примерно такой: я снимаю бесплатно, вы мне ничего не должны, я – вам ничего не должен. На том и сошлись.
– А лично у Вас какие планы на будущее?
– В театре планы строить нельзя. К примеру, я в нашем театре долго играла молодых женщин. Но вот в театр пришло молодое поколение. Труппа у нас небольшая – 25 человек. Десятеро из них – это старшее поколение. Естественно, наступил момент, когда мы начали терять роли. Это объективно. И вот я сижу, думаю о том, что больше нужно заняться кино. А тут приходит записка из «Сузир`я»: меня приглашают играть «розовую даму». А это та роль, о которой хочется говорить, это та роль, которая нравится. Это новая жизнь. Вот и получается, что планировала одно, а получилось – другое.
– Что ж, от имени наших читателей я желаю Вам еще много хороших ролей, а нам – видеть свою землячку на экранах телевизоров. Спасибо, что согласились пообщаться.
– Спасибо и вам, но я не могу попрощаться, не сказав, что в Киеве сегодня работают четыре актрисы из Бердянска. Помимо меня и хорошо известной бердянцам Татьяны Назаровой, это еще две молодые и очень талантливые девушки: Алла Сергийко (она актриса Театра на Подоле, ее супруг – известный режиссер Сергей Маслобойщиков) и Алла Масленникова (Театр драмы и комедии на Левом берегу). Уверена, мы о них еще не раз услышим и увидим их. Так что бердянцы действительно очень талантливые люди, и это касается не только театра и кино. Автор: Павел ИЩУК По материалам сайта http://vesvladivostok.ru