20 мая сего года в средствах массовой информации многих стран, в том числе и в Украине, было сообщено о краже в одном из музеев Франции пяти картин мастеров ХІХ века Пикассо, Модильяни и др. общей стоимостью около 500 миллионов евро. Воры взломали одно из окон музея и через него вынесли картины.
Что поражает, так это низкий профессиональный уровень зарубежных воришек, ибо, выполняя свою «работу», они наносят вред музейным зданиям, взламывая двери, разбивая окна, делая подкопы, разбирая крыши и т.п. На фоне таких действий начинаешь гордиться бердянскими ворами, которые «умыкают» все, что захотят, из городского художественного музея, не нанося никакого вреда его зданию. И хотя исчезло из фондов музея, если верить директору музея Бучакчийской М. Н., уже несколько десятков картин, но все двери, окна и прочее при этом были оставлены в целости и сохранности. В результате из городского бюджета не было потрачено ни копейки на непредусмотренные ремонты. Последнее обстоятельство может послужить основанием для материального поощрения работников нашего музея.
Исчезновение картин в Бердянском художественном музее – это почти детективная история. Когда городские правоохранительные органы в 2008 году наконец-то поинтересовались фактом исчезновения в музее картин, то на свет появилось Постановление начальника Бердянского ГО УМВД Украины Нестеренко А. П. от 01.07.2008 года, где со ссылкой на опер-уполномоченного Бабак Д. М. было сообщено:
«Опрошенная по данному поводу гр. Бучакчийская М. пояснила, что за историю существования БХМ им. Бродского каких-либо фактов краж или бесследного исчезновения картин и других материальных ценностей не было».
Итак, все, вроде бы, в порядке. Но годом раньше та же гр. Бучакчийская М. Н. в так называемом каталоге «Бердянский художественный музей имени Исаака Израилевича Бродского» (2007 год) дала следующую информацию:
«С начала Великой Отечественной войны музей был эвакуирован, а в конце 1945 года музейная коллекция возвратилась в Бердянск. Невосполнимой утратой для музея оказалось … бесследно исчезнувшие 40 полотен мастеров ХІХ века».
О стоимости этих картин мы можем только строить предположения, хотя бы примерно ориентируясь на стоимость украденных во Франции картин мастеров ХІХ века.
Слушаешь или читаешь сообщения директора нашего музея – и не можешь сообразить: так пропали картины после их эвакуации в 1941 году, или же за историю существовании музея исчезновений картин не было?
В 2008 году, по-видимому, и работники Бердянского ГО УМВД Украины в этом разобраться не смогли, а потому решили не открывать уголовного дела по факту исчезновения картин из фондов музея.
Последующие события показали, что исчезновение картин во время эвакуации – это миф, все картины и другие экспонаты в 1945 году были нашему городу возвращены в целости и сохранности. Это уже после войны возвращенные художественные ценности стали исчезать, причем уносилось все, что было ценным: картины, изделия из фарфора всемирно известного завода Гарднера и др.
Кражи художественных произведений уже давно стали высокоприбыльным бизнесом, от которого страдают как государственные музеи, так и частные коллекции. Но в нашем городе «умыкание» музейных ценностей произошло не так, как это имеет место в других городах и странах: выкрадены были не только картины, но и их фотокопии, и даже негативы фотографий. И возникают сомнения в том, что такое могли сделать «залетные гастролеры»: слишком хорошо похитители знали, чем музей располагает и где это все находится.
А начались кражи музейных ценностей в нашем городе в далекие 1945-1947 годы.
С вторжением в 1941 году войск гитлеровской Германии и ее союзников на территорию СССР Правительство страны приняло решение об эвакуации музейных ценностей из г. Осипенко (ныне г. Бердянск) в г. Сталинград и передаче их на временное хранение в Сталинградский областной музей краеведения. Надо отдать должное работникам нашего художественного музея им. И. Бродского, которые оперативно упаковали все экспонаты музея и 7 октября 1941 года передали их представителям Сталинграда. Прием коллекции проводился в присутствии не только работников Сталинградского музея, но и представителей Сталинградского областного отдела по делам искусств, областного отдела народного образования. Список подлежащих эвакуации ценностей был оформлен актом, где подробно были указаны названия картин, их авторы, размер картин, техника их исполнения и даже инвентарные номера.
Никто тогда не предполагал, что гитлеровские войска дойдут до Сталинграда, но когда это случилось, то коллекция нашего музея была переправлена на другой берег р. Волги и оказалась в тыловом селе Цветочное Гнелинского района Сталинградской области. Это и спасло ее от уничтожения.
В августе 1945 года бывшая в то время директором Осипенковского музея краеведения Петерс А. В. по доверенности исполкома горсовета приняла от Сталинградского музея все ранее эвакуированные ценности, и они были возвращены в наш город. Поскольку во время войны здание художественного музея было разрушено, то полученные ценности были размещены в краеведческом музее, где они и находились до 1947 года.
27 декабря 1947 года была произведена передача музейных экспонатов из краеведческого музея во вновь открывшийся художественный музей им. И. Бродского. На этом событии следует остановиться подробнее.
Передача коллекции происходила без создания обязательной в таких случаях специальной комиссии, без присутствия при этом кого-либо из представителей отдела культуры горисполкома или представителей городской власти.
За несколько минут вынесли ящики с экспонатами из одного музея и отправили их в другой музей. Не имеющая никакого опыта в таких делах директор художественного музея Бражникова Е. К. понадеялась на порядочность и честность директора с многолетним опытом работы Петерс А. В.
Но вскоре она начала понимать, что ее крепко «подставили». Ей «забыли» дать акт о передаче коллекции из краеведческого музея и список экспонатов, а об акте передачи музейных ценностей из Сталинградского музея в Бердянский краеведческий музей было сказано, что он «вдруг» куда-то исчез.
Сопоставив то, что она получила, со списком экспонатов, отправленных в 1941 году в Сталинград, Бражникова Е. К. обнаружила серьезную недостачу. Понимая, чем ей это грозит, она забила тревогу. В 1949 году контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов СССР была проведена проверка музейных ценностей Осипенковского художественного музея им. И. Бродского, и актом от 11.10.1949 г. установлено, что Петерс А. В. не додала в 1947 году художественному музею 19 картин, 42 ценных книги о живописи и др. При передаче ценностей художественному музею Петерс А. В. провела оценку экспонатов по произвольно завышенным ценам, чем перекрыла стоимость недостающих картин и экспонатов. Так, отправленную в 1941 году в Сталинград литературу стоимостью 295 руб. 50 коп. она самовольно оценила в 1947 году в 6355 руб. 56 коп.
Таким образом, имело место элементарное мошенничество. К моменту проверки КРУ Петерс А. В. уже в музее не работала, и о ее дальнейшей судьбе ничего не известно. Делал ли кто-нибудь попытки поиска исчезнувших картин? Это удивительно, но ни в городской прокуратуре, ни в городском отделении УМВД Украины на этот счет нет никаких сведений, о результатах проверки КРУ в 1949 году им неизвестно, никто в этой организации не обращался по поводу исчезнувших музейных ценностей. Возможно, это объясняется тем, что события происходили в то время, когда в городе после войны царили разруха и голод, городским властям было не до музейных проблем.
О событиях с исчезновением музейных ценностей жители города не были проинформированы, и потихоньку дело «спустили на тормозах». Поскольку никто не был наказан, это послужило причиной того, что картины и в дальнейшем продолжали исчезать. О пропавших в 1980 двух картинах году в городе многие узнали, но и на этот раз ни в прокуратуру, ни в милицию городские власти не обратились, уголовное дело заведено не было, вскоре украденные картины списали с баланса фондов музея.
Сегодня директор музея Бучакчийская М. Н. уже говорит об исчезновении 40 картин мастеров ХІХ века, и конца потерям не видно.
В 2009 году появилась надежда, что сложившаяся в художественном музее ситуация будет наконец-то изучена и будет поставлен шлагбаум на пути дальнейших краж музейных ценностей. Распоряжением городского головы №250-р от 06.05.2009 г. была создана комиссия по определению состояния музейных экспонатов и установлен регламент ее работы, согласно которому рабочие заседания должны были проводиться ежеквартально, а к 18 марта 2010 года результаты работы комиссии должны были быть рассмотрены на заседании Координационного совета по вопросам охраны историко-культурного наследия.
Прошло больше года, и за это время комиссия собралась только однажды – 29 июля 2009 года. На этом заседании был зачитан ответ директора Волгоградского областного краеведческого музея на запрос о судьбе коллекции художественного музея им. И. Бродского и впервые на официальном уровне было сообщено, что все картины после эвакуации были возвращены в наш город в целости и сохранности, а, следовательно, исчезновение их и других экспонатов произошло уже после 1945 года.
Такой информации оказалось достаточно, чтобы определенной группой городских чиновников был организован саботаж, направленный на срыв работы комиссии. После июля 2009 года комиссия больше ни разу не собиралась, заседания Координационного совета не проводились. Таким образом, распоряжение городского головы не было выполнено.
И возникают вопросы.
1. Почему некоторые работники исполкома позволяют себе не выполнять распоряжение городского головы?
2. Если ближайшее окружение городского головы безнаказанно не выполняет его распоряжений, то, может быть, и рядовым жителям города можно так же поступать?
3. Нужна ли городу власть, распоряжения которой игнорируются?
И последнее.
В каждой городской газете мы получаем информацию о работе городского отделения УМВД Украины. Из этих сообщений создается впечатление, что главная задача нашей милиции – поймать тех, кто ворует кошельки, мобильные телефоны, срезает провода для сдачи их в пункт приема металлолома и т.п. Но прошли месяцы и годы, а мы так и не знаем, куда делось многомиллионной стоимости оборудование Первомайского завода, обувной фабрики и других предприятий города. Кто ответил за неоднократную кражу платины на заводе «Стекловолокно»? Куда делся памятник «Взятие Азова» стоимостью в несколько сотен тысяч долларов? Этот список можно еще долго продолжать. Если действующая структура ГО УМВД не в состоянии дать ответ на эти и подобные им вопросы, то какие другие правоохранительные организации это могут сделать?
20 июня сего года в одной из программ телевидения прозвучало сообщение о задержании в Германии преступной группировки во время передачи ими покупателю украденной ранее из Одесского художественного музея картины Караваджо «Поцелуй Иуды». Большая часть грабителей состояла из жителей Украины. Задержание их оказалось возможным только потому, что поиском картины стали заниматься сразу же после ее пропажи. Картина будет возвращена в Украину.
А можно ли вернуть в Бердянск похищенные из художественного музея произведения искусства, или городская прокуратура и ГО УМВД об этих хищениях до сих пор ничего не знают? Складывается впечатление, что они об этом и не хотят знать. Автор: Георгий СУКАЧ По материалам сайта http://vesvladivostok.ru