В августе целых три праздника связаны с именем Божьим, с именем Спасителя. В народе они носят единое название — Спасы.
Первый Спас, медовый, отмечается 1 (14) августа Его официальное название — Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня. В Россию он пришел из Константинополя. Императрица-вдова Елена, мать императора Константина, в 325 г. совершила поломническую поездку в Палестину и отыскала на Голгофе остатки креста, на котором, согласно Еванелию, был распят Спаситель. Она перевезла их в Константинополь.
Ежегодно 1 августа святые обломки переносили (износили) из императорского дворца, где они хранились, в главный царьградский собор — храм Святой Софии. На Руси этот праздник совпал с окончанием медосбора. К августу все деревья и кустарники уже отцвели, на лугах пусто. Зато в ульях и бортях благодать божия, забиты медом под завязку.
Первопоселенцы, те кто пришел в Приморье вместе с моряками и пограничниками, первые годы просто на пару с медведями обирали в тайге диких пчел; было не до бортничества. Приходилось учиться сеять хлеб на новом месте. Но потом борти завели многие крестьянские семьи. Тем более, что приморская тайга, в отличие от русского леса, медоносами сверхбогата, и пчелки могли кормиться с ранней весны до позднего лета.
Весна только вступает в свои права, а по берегам ручьев, речек и озер уже зацвели ивы. Пчеловоду очень повезет, если его пчелы будут жить там, где заросли ивы тонкостолбиковой, или по научному — ивы Тунберга. При благоприятной погоде во время её цветения пчелы не только успевают пополнить запасы корма, но и дать мед на выгонку.
Но в раннем меде есть и опасность. Среди сырых редкоствольных лиственничников и на марях растет болотный вереск. Небольшой, всего до полуметра кустарник, покрытый желтовато-белыми цветками размером с горошину, пчелами охотно посещается. Мед с этого вереска для них безвреден. Но для человека этот золотисто-желтый с горьковатым привкусом мед настоящая отрава. Потому хороший пчеловод его и оставляет пчелам на прокорм.
Мед, добываемый в Приморье, исчислялся тысячами пудов. Во всех селах заводились пасеки. Первоначально это были борти, а потом появились и рамочные ульи. Славился своими пасеками Свято-Троицкий Николаевский монастырь, что в народе назывался Шмаковским. На его двух пасеках стояло 700 ульев. Во Владивостоке на Семеновском базаре монастырь держал свою медовую лавку. Воска монастырские пасеки давали столько, что пришлось святым отцам строить свой свечной (притом высокодоходный) завод.
Торговало медом и Анучинское товарищество. И перед августом медовые ароматы Семеновского рынка даже перебивали вонь трущоб Миллионки. Первый Спас горожане встречали достойно.
А через пять дней, 6 августа (по-нашему 19) праздновался второй, яблочный Спас.
Это был серьезный, относящийся к числу двунадесятых, праздник Преображения Господня. В Евангелиях от Луки и от Матфея рассказывается о том, как однажды в сопровождении верных учеников Иоана, Иакова и Петра Иисус поднялся на гору Фавор, где предался молитве. Уставшие спутники заснули. Но когда неожиданно проснулись, то увидели Иисуса как бы парящим в воздухе. «И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, ризы же Его сделались белыми, как свет».
А затем раздался «глас из облака глаголющий: Сей есть сын мой возлюбленный, в котором есть мое благоволение; Его слушайте».
В России к августу в садах проходил основной сбор яблок, на ветках оставались только поздние сорта. Яблоки нового урожая несли в церковь — святить, а потом щедро оделяли ими ближних и дальних, своих и чужих. Яблоками Россия была богата.
В Приморье дело обстояло сложнее. Российские сорта здесь плохо приживались: какие гнили, какие вымерзали. Правда, рассказывали садоводы, что жена протопопа Николая из Никольска-Уссурийского Елена получила из города Козлова от своего дяди Ивана Мичурина саженцы выведенной им яблони, которая и климат приморский выдерживает, и яблоки отменные приносит. Сам протопоп семенами и привоями щедро делится. Так ведь в Никольск еще ехать нужно.
В городе хорошие яблони были редкостью, в слободках росли в основном дички. А на яблочнай Спас и в российских городах яблоки всегда покупали на рынке. Во Владивостоке это были привозной товар из Америки, Японии или Китая. Горожанин побогаче посылал за яблоками на Светланскую в магазины «Американский» или «Калифорнийский», менее состоятельные покупали яблоки в «Крымском» или у Термихайлова. А обыватель шел прямиком на рынок.
На праздник Преображения в церкви не протолкаться. Яблоки в корзинах, плетушках и узелках. Праздник церковный, и потому весь причт в особых ризах. Священник читает молитву о плодах и винограде садов господних и начинает окропление яблок. Потом ими щедро будут оделять всех молящихся. Веселый праздник — яблочный Спас.
Веселый-то веселый, да не для всех. Сразу после дня Преображения Господня в школах и гимназиях начинаются осенние переэкзаменовки и приемные экзамены. Даже для поступления в первый класс гимназии нужно показать знание начал Закона Божьего. Кто поступал в четвертый класс, уже писал диктанты и рассказывал содержание не только Нового но и Ветхого Завета.
А лето еще продолжалось, и впереди был третий Спас.
В российских губерниях его называли ореховым, или хлебным, так как совпадал с окончанием основных полевых работ и началом сбора лесного ореха — лещины.
Официально праздник посвящен «перенесению в 944 году в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа» и празднуется по юлианскому 16-го, а по григорианскому календарю 29 августа. Но был особо любим третий Спас за то, что закончился накануне скучный двухнедельный Успенский пост. 15 (28) августа — День Успения Пресвятой Богородицы проходил торжественно.
В приморских селах только одних церквей «Во имя Успения Пресвятой Богородицы» было 10. И владивостокский кафедральный собор тоже носил название «Успенский».
Выносилась плащаница — изображение Богоматери в гробу, обходили храмы крестным ходом. Зато на следующий день шло «разрешение вина и елея». Все кондитерские завалены заказами на торты, пирожное и слоёнки. Всюду сытные, а кое-где и парадные, обеды. Успенский пост — ау!
Но особые торжества проходили в станице Донской, что неподалеку от станции Шмаковка. Станичная церковь освящена «Во имя Донской иконы Божьей Матери», и престольный праздник приходится на третий Спас. Ох и лихо праздновали его выходцы с Дона, основавшие станицу в 1895 г. Были и скачки, и рубка лозы, и старинные казачьи песни про «Тихий Дон».
А впереди была чудесная приморская осень и «бабье лето».