«Мы созданы для абсолютной свободы» В Риге, в здании Ассоциации национальных культурных обществ Латвии (АНКОЛ), прошла выставка известного рижского художника Николая Уварова, которой он отметил свое 65-летие.
Обращаясь к собравшимся со вступительным словом, президент ассоциации Раффи Хараджанян отметил, что из работ мастера пришлось отобрать лишь маленькую толику, которая уместилась в данный зал. Затем он предоставил слово председателю правления (членом которого является и Николай Уваров) Узбекского культурного общества Алиму Абдусаидову, который подчеркнул, что Николая Уварова большинство узбеков считают народным художником своей страны, что и вполне понятно, ибо русский Николай родился в Ташкенте, образование получил в России, а живет в Латвии. И земляки с удовольствием посещают все его выставки, а таковых за последние 20 лет было около пятидесяти. Затем под аплодисменты собравшихся он вручил виновнику торжества цветущую веточку хлопка, специально доставленную из Ташкента, и другие подарки, в том числе узбекский халат.
С добрыми пожеланиями к Николаю Уварову обратился Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в ЛР Рауль Чилачава, искусствовед Светлана Хаенко, представитель татарского культурного общества Дамир Рафиков, многие другие.
А пресс-секретарь Юрия Кайде, инициатора и главного координатора проекта миротворческой благотворительной организации «Чаша мира», ставящей своей целью сближение народов через культуру, Мудите Межениеце сообщила, что недавно в Москве Юрием Кайде митрополиту Кириллу были переданы 11 работ Николая Уварова, которые до этого были пересланы в посольство Латвии в России. На следующий год эти произведения войдут в экспозицию большой выставки в Санкт-Петербурге, которую организует «Чаша мира».
Затем всем желающим было предложено отведать настоящий узбекский плов.
А мы взяли у виновника торжества экспресс-интервью.
– Для меня сейчас начался новый отсчет времени. Я только что понял, что ничего не умею, и надо правильно рассчитать время на оставшуюся беговую дорожку, чтобы успеть сделать задуманное.
– И что в нем самое главное?
– Окончательный возврат к природе, поскольку социум мне уже надоел. Да и вообще, это информационно-энергетический паразит, который сосет из нас соки и отвлекает от главного генерального пути. Ведь для чего создан человек? Для любви? Это второстепенно. Мы созданы для абсолютной свободы. Но при этом на нас лежит и абсолютная ответственность за совершаемое нами и вокруг нас.
– То есть в вашем творчестве люди отходят на второй план?
– Портрет сейчас абсолютно не интересует. Во-первых, портреты у меня совершенно безжалостные. Во-вторых, когда я их рисую, то волей-неволей перекачиваю его информационное поле. Разве это надо? Человек как тупиковая цивилизация на данном этапе меня не интересует. В отличие от того времени, когда не было людей, паслись кони, вокруг была первозданная природа. Оттуда подпитка идет!
– Мрачный взгляд на жизнь человека.
– Зато это реализм. Столкновение с реальностью. Мы же живем в мире мифов и легенд. Надо это отряхнуть.
– Зачем? Свою карму портить и уходить от своего предназначения? Один мудрец сказал, что романтизм – это одна из форм полного идиотизма. Поскольку это понятие происходит от чтения
т. н. рыцарских или женских романов. Необходимо повернуться к реальности. А она лицом к лицу стоит с истиной. Но дело в том, что слова истины, провозглашенные 2 тысячи лет назад, до человечества толком так и не дошли. Поэтому иногда истина появляется в образе «жареного петуха» (показывает сюрреалистическую картину). Дело в том, что я отношусь к евроскептикам, хотя официально в этой партии не состою. Учеными всего мира неоднократно говорилось, что мы живем в эпоху техногенных, технологических, экологических катастроф. Западная цивилизация – энергозатратная, построенная на безудержном потреблении и истощении ресурсов. И поэтому она должна прийти к кризису через 30–40 лет.
Через это же время, по некоторым прогнозам, уровень Мирового океана повысится на метр. Значит, Амстердам станет городом-муляжем (никакого песка не хватит для строительства дамбы), как и Лондон, как и многие другие города.
– Что подталкивает к созданию того или иного сюжета?
– Если можно, я стихом отвечу:
Приветствую тебя,
Благословенная бессонница –
Ночной досуг
Для откровенных
разговоров с Сущим.
– Был ли у вас наиболее счастливый период в жизни, в творческой деятельности?
– У меня все периоды были такими. Начиная с окончания факультета станковой графики Латвийской академии художеств в 1971 году. Распределили меня на РЭЗ, в бюро технической эстетики. Тогда я занимался проектированием международных выставок по заказу Министерства электротехнической промышленности СССР. Потом завод и оформительство мне надоели, я бросил высокооплачиваемую работу и ушел преподавателем рисования в школу на 70 рублей. Учил детей восприятию мира. Тем более что школьная программа «утка – в профиль, кубик – в фас» меня абсолютно не устраивала. И я на уроках, а это был расцвет брежневизма, 1973–74 гг., читал им Брэдбери, братьев Стругацких... Наверное, гены. Дело в том, что мои родители были учителями, а дедушки и прадеды по отцовской линии – священниками с екатерининских времен. Могу признаться, что никогда не делал халтуру.
– А когда начали творить?
– Не поверите, но с детского садика. Меня «открыла» воспитательница, когда я нарисовал ей иллюстрации к сказке «Маша и медведь». Но сознательно – в 9-м классе, когда стал заниматься в студии Дома работников культуры на улице Авоту. Преподавателем был замечательный акварелист Эдгар Юркелис. 60-е годы, только-только открылись каналы информации, появились первые работы импрессионистов, люди стали возвращаться из сталинских лагерей, были такие и в нашей студии. И мы, 16-летние пацаны, два года, пока я ходил туда, слышали разговоры о жизни, о той варке, что выпала на их судьбы. Потом была служба в ракетных войсках стратегического назначения. 3,5 года дали немало. К слову, никакой дедовщины, издевательств у нас и в помине не было.