Открытое письмо секретарю Союза писателей России, председателю Правления Приморского отделения СПР Александру Ткачуку.
Уважаемый Александр Ткачук, в мартовском номере газеты «Арсеньевские вести» за 2010 год, прошла публикация к всемирному Дню поэзии, посвящённая Геннадию Лысенко.
В ней была аннотация к подборке его стихов за моей подписью. Видимо, те вопросы, которые были в ней подняты, вы лично приняли на свой счёт. Иначе, как объяснить появление в очередном альманахе «Литературный Владивосток» статьи под названием «Вынуждены ответить»?
В моей статье речь шла о том, что поэт Геннадий Лысенко – «классик дальневосточной ветви русской поэзии», по определению профессора Сергея Крившенко, незаслуженно забыт. Нет ни его мемориальной доски на «Серой лошади», ни его современных изданий. И это факт.
Правда, вы написали, что в номере альманаха за 2008 год на стр. № 152 опубликовано одно(! ) стихотворение поэта, вспомнили о подборке его стихов в «Литературной газете Приморья» (2009 г), и даже в вышедшем июньском альманахе за 2010 год тиснули его стихотворение в восемь(! ) строк. Собственно, всё.
Но в моей статье шла речь не о разовых публикациях, а о поэтических сборниках его стихов, которых просто нет! Они не переиздавались с прошлого века.
О каких сборниках вообще можно говорить, если для прекрасных стихов поэта, коренного дальневосточника, в альманахе, издаваемом вами, не нашлось не только разворота, но и странички?
И к юбилею города, который он воспевал и в котором столько прожил? Я скажу больше – и НИКОГДА не найдётся. Ведь тогда придётся признать, что он лучший на поэтическом Олимпе Приморья. А претендующих на это место (бывших советских поэтов) и так хватает.
Относительно мемориальной доски на «Серой лошади». Фраза из вашей статьи (альманах 2010, стр. 298): «... монументально обозначить пример суицида в писательском помещении, освящённым православным священником, считаем неуместным», лично меня повергла в изумление. Так вот, значит, где собака зарыта? Дескать, допился до чёртиков и сам в петлю залез, и не зачем о нём вспоминать.
Когда я сталкиваюсь с подобной позицией, я думаю о том, где бы мы все были, если бы видели не творчество и то наследие, которое оставили, например Цветаева, Маяковский, Есенин, а то, что они свели счёты с жизнью? А Есенин к тому же был неравнодушен к алкоголю и хулиганил бывало!
К счастью, нашлись те, кто бережно обошёлся с их стихами и, благодаря этому, мы можем прикоснуться к богатейшему творческому наследию, составляющему золотой фонд русской классической литературы.
Лично мне нет дела до того, какие проступки были в жизни Геннадия Лысенко, это остаётся за кадром. Мне интересны прекрасные, звучные стихи, которые он оставил. Я хотела бы иметь сборник его стихов в своей библиотеке. На стенде в вашей писательской организации стоит разная литература, но его книжечка, пусть даже скромно изданная, отсутствует.
Недавно мне пришлось побывать в Москве. Гуляя по Арбату, я обратила внимание, как много там мемориальных досок, не только поэтам и писателям современности, но даже поэт Денис Давыдов, герой Отечественной войны 1812 года, не забыт!
Что касается Лысенковских чтений. Вы уверяете, что они проводились, но мы о них не знали, сами, дескать, виноваты. А это что, секретная кодовая операция была? Если во втором по величине городе края – Находке – о них слыхом не слыхивали?
Впрочем, откуда вам знать, как живут в литературных организациях края? Сколько раз вы были в Находке за последние 10 лет? Один, два, или даже три раза сподобились?
К вам не однажды обращались руководители литературного клуба «Элегия» с просьбой помочь решить проблему с Примтеплоэнерго – результат нулевой.
Не только проблемы экономического плана, но и непосредственные творческие проблемы давно не входят в круг ваших интересов. Откуда вам знать, как работают молодые авторы в Находке, или в Кавалерово, или, например, в Тернее? Может быть, у нас проводятся ежегодные литературные краевые съезды, конференции, или, упасть не встать, творческие мастерские?
Лично у меня (да и не только) давно сложилось впечатление, что вы занимаете должность не по уровню вашего сознания. Если бы на вашем месте был человек, понимающий великую ценность и значимость того, что дал Геннадий Лысенко, то мемориальная доска на «Серой лошади» давным-давно висела, а может, и памятник бы поставили к юбилею города, (на проведение которого было затрачено 200 миллионов). Дети в школьных учебниках по краю изучали бы. Я верю, что это время наступит.
То, что Лысенко повесился в писательской организации Владивостока, говорит о многом. Ёщё живы и прекрасно здравствуют те, кто его травили. Но ещё большее преступление – скрыть от людей его творчество, вымарать имя. Замылить так, как будто его не было, а он был!
Он оставил после себя прекрасные стихи – поэзию, возвышающую душу. И не хотел прогибаться под бездарностей, только недоуменно вопрошал: «Не понимают, значит впрямь кустарь я?»
Кустарями оказались другие, неспособные возвыситься до того, чтобы порадоваться чужому успеху, разделить удачу, проявив благородство. Проще отделываться отписками, марая бесценную бумагу в альманахах.
Что касается мемориальной доски на «Серой лошади» и сборников поэта Геннадия Лысенко, то вряд ли они при вас когда-нибудь появятся.