Похоже, Абакан всерьез вознамерился вернуть себе былую славу джазовой столицы Сибири. Совсем недавно при переаншлаге (в ход пошли даже банкетки и стулья) в филармонии прошел концерт блистательной американской вокалистки Николь Генри. Уже 13 июня к нам приедет итальянский саксофонист Росарио Джулиани. Тем приятнее, что наравне с именитыми гастролерами залы собирает и наш родной концертный оркестр Абакана. 28 мая оркестр под управлением Штарка и молодая вокалистка Екатерина Полева презентуют публике новую программу с интригующим названием THAT OLD BLACK MAGIC. В разгар репетиций наш человек встретился с Екатериной Полевой, чтобы поговорить о музыке, "храбром сердце" и, конечно же, о "той старой черной магии" – магии джаза.
LED ZEPPELIN
вместо колыбельных
– Катя, ты, кажется, поешь с самого детства. "Виноваты" родители?
– Я родилась в музыкальной семье. Мама очень хорошо пела, голос у нее от природы. В молодости она была вокалисткой в музыкальном коллективе, и, как это часто случается, вышла замуж за своего же "звукача". Родила меня и брата, и с выступлениями было покончено. Но именно родители привили мне музыкальный вкус и любовь к пению. Мама пела мне с первых дней моей жизни, а папа заботился о том, чтобы я знакомилась с хорошей музыкой с пеленок. Едва я научилась лежать на спине, как он, пока мама не видела, надевал на меня наушники и включал свой любимый Led Zeppelin. Сколько себя помню, у нас в доме всегда было много пластинок, до сих пор хранятся бобины с записями и катушечные магнитофоны.
Родители отдали меня в музыкальную школу учиться играть на виолончели. Особым трудолюбием я там не отличилась, но помимо занятий на инструменте мы еще и пели. Там меня заметила преподавательница, поставила в солистки. Я была очень горда, что наконец-то и у меня что-то получается лучше, чем у других, и даже начала заниматься пением сама, помню, как писала себе на бумажке тексты английских песен – русскими буквами.
Когда мне было лет 12, меня впервые отправили на вокальный конкурс. Там я познакомилась с Мариной Геннадьевной Штарк и стала петь в ее хоре "Каданс". Эта встреча многое определила в моей судьбе, хотя поначалу я побаивалась своего педагога – она казалась мне такой строгой. Марина Геннадьевна дала мне многое не только в профессиональном плане, но и, если можно так выразиться, в человеческом.
– В школе модно слушать и петь совсем другую музыку. Ты из-за своих музыкальных пристрастий не чувствовала себя "белой вороной"?
– Не могу сказать, что я была совсем уж чужой среди одноклассников. Но, конечно, некоторые трудности возникали. В детских коллективах ведь принято следовать общей моде, не выделяться. Мои ровесники слушали "Smash" или "Руки вверх!", а я – "Aerosmith" и "Bon Jovi". Кто-то ходил на дискотеки, а я бежала в хор. Когда оказалась в институте, поняла, что все трудности школы были не зря: в вузе, а особенно на инязе, куда я поступила, индивидуальность и собственное мнение были в цене.
– Мы с тобой все время говорим о рок-музыке, но ведь ты много поешь в эстрадных программах филармонии, а совместно с оркестром под управлением Штарка собираешься порадовать нас джазом...
– Я люблю хорошую музыку. Было бы довольно скучно слушать только джаз или только рок. Хорошей может быть даже поп-музыка. Есть много красивых вещей в русской народной музыке. Был период, когда я даже рэп слушала. Конечно, не в стиле "тачки- крутые-девчонки" и т.д. Мне, например, очень нравится Эминем. У него хорошие тексты и характер пробивной. Так что мои вкусы весьма широки, наверное, единственным направлением, в котором я никогда не смогла бы работать, останется махровый шансон.
Если пение – работа
– Но ведь тебе приходится работать не только на сцене, но и, как и большинству артистов, на корпоративах и в ресторанах. Тебя не коробят выступления для жующей публики?
– Мне приходилось наблюдать, как артисты работают в разных заведениях, где музыка и качество исполнения – уже не главное. В какой-то момент артист начинает думать: а зачем мне это? Все равно никто не слушает, не понимает. И поет уже абы как, причем со временем эта привычка переносится и на сцену. Я для себя проблему решила довольно просто: надо найти место, где ты сможешь и за деньги петь то, что тебе самому нравится. Сейчас, например, работаю в пабе "Fox’s tail". Пою блюз-рок, рок. Эта музыка – в "формате" заведения, и публика приходит с соответствующими вкусами. Среди посетителей много моих знакомых. Так что я всегда прихожу на работу в хорошем настроении.
– Несведущие люди вообще не считают пение работой…
– В нашей работе, как и в любой другой, есть своя "текучка". Например, когда разучиваем сложные вещи – подолгу приходится повторять одно и то же. Бывает, это изматывает. Но у нас замечательный педагог – Татьяна Маслова. С ней и часы репетиций пролетают незаметно.
– Ты не раз побеждала в различных вокальных конкурсах. Но ведь уже, наверное, поняла, что пением на жизнь зарабатывают лишь единицы?
– Мне часто говорят: найди себе работу, а петь будешь дома. Наверное, многие артисты могли бы заниматься чем-то еще, но не уходят со сцены, потому что то, что мы испытываем, когда зал нас любит – невозможно измерить деньгами. В Кемерове после моего выступления зал аплодировал мне еще несколько минут. В какую зарплату это можно оценить? Такого чувства эйфории не способна дать ни одна "нормальная" профессия. Хотя, конечно, я подумываю о том, чем еще, кроме музыки, зарабатывать себе на жизнь. В этом году заканчиваю учиться на переводчика. Совсем недавно на конкурсе "Формула успеха" получила приглашение на работу от торгового дома "Премьер" и компании "Юг Сибири". Но точно знаю: чем бы я ни занималась, без музыки жить не смогу.
Храброе сердце
– На "Формуле успеха" ты всех поразила не только голосом, у тебя еще и проект оказался весьма интересным.
– Я очень надеюсь, что он будет реализован. Я назвала его "Храброе сердце". Идея – в специальной премии для горожан – может быть, обычных людей, совершивших храбрые поступки. Такие люди есть, они живут рядом с нами. Я пригласила их в зал, и их истории действительно потрясают. Мужчина гулял в парке с дочерью. Мама другой девочки попросила его посмотреть за детьми, пока она сбегает домой. Откуда-то из-за угла появилась огромная собака и бросилась на детей, защищая девчонок, мужчина подставил свою спину. Получил множество укусов, зато дети не пострадали. Или вот пример: женщина – почетный донор. Да, у нее есть специальный значок, но ведь, благодаря ей, возможно, остались в живых другие люди. А стараниями другой храброй женщины на свет появилась я. Вернее, храбрых женщин было сразу две – моя мама, которой врачи из-за проблем со Здоровьем не рекомендовали рожать, и она даже написала специальное заявление, в котором всю ответственность за исход родов брала на себя. И врач, которая даже не была акушером в этой больнице – просто консультантом. Когда пришло время мне появиться на свет, она, хотя это и не входило в ее служебные обязанности, всю ночь провела рядом с моей мамой. Мне кажется, простая человеческая доброта и храбрость заслуживают поощрений. И хорошие примеры тоже бывают заразительны.
– Но наша жизнь порою бывает очень жесткой. Ты провела несколько месяцев в Америке, где все, наверное, благополучнее, устроеннее, чище. Не хотелось остаться?
– Я поехала в США по программе Work&travel. Конечно, впечатления оказались незабываемыми. Мы не только работали, но и путешествовали и отдыхали. Стоит ли говорить, почти все свободное время я проводила в разных клубах, где играли хорошую музыку, много общалась с музыкантами, даже сходила на прослушивание в один колледж, и меня пригласили поучиться, но учеба там платная, а попытка получить грант не увенчалась успехом из-за того, что мне не дали визу. Вернувшись домой, я сильно скучала по Америке. Но со временем поняла, что это не очень хорошо: когда ты живешь там, тебе хватает на еду, есть какая-то работа, есть, где жить – легко успокоиться и не стремиться к большему. В России человек вынужден стараться быть успешным. В США можно просто быть. У нас надо быть кем-то.
– С этой целью многие пытаются уехать в города побольше.
– Я уже немало поездила по России. Мне нравится наш Абакан. Он не похож на другие города. Пусть он и столица региона, но он уютный, чистенький, все в нем под рукой. И то, что у нас тут своя публика, которая знает нас в лицо – очень приятно, хотя и налагает особую ответственность.
Когда за спиной –
целый оркестр
– Легче петь сольно или при поддержке оркестра?
– Одному на сцене всегда трудно – никто не прикроет. В то же время работать в квартете или дуэте – еще труднее: надо слышать не только себя, но и чувствовать партнеров. Работать с оркестром тоже непросто, но если музыканты играют в свое удовольствие – то ты спиной чувствуешь их энергетику, их поддержку.
– А тебе не было страшно, когда ты впервые пришла в оркестр под управлением Штарка? Все же там сидят солидные люди, с разными званиями и академическим образованием.
– Конечно, поначалу я их боялась. Андрей Георгиевич Штарк то и дело говорил мне: "Катя, ну что ты все время в углу стоишь, как наказанный ребенок?". Потом я поняла, что музыканты – тоже люди. Большинство из них, кстати, веселые, простые в общении, несмотря на свои образования и звания. И все – большие профессионалы. Оркестр Штарка умеет играть разную музыку, но программа, которую мы готовим сейчас, видимо, особенно близка музыкантам. Даже на репетициях они играют с таким удовольствием, что от некоторых проигрышей у меня всякий раз мурашки по коже бегут.
– Это будет джазовая программа?
– Новый концерт назвали в честь известного джазового стандарта. Но мы будем играть не только джаз. К моему большому удовольствию, Штарк включил в концерт песни из репертуара "Aerosmith" и Дженис Джоплин. 28 мая мы будем петь и играть то, что очень нравится нам самим. Уверена, что и зритель это почувствует.
Концерт состоится 28 мая в Абакане, в АДМ. Начало – в 18.00. Справки и заказ билетов по телефонам: (3902) 235-488, 233190 (АДМ), 357565 (филармония). Билеты – от 150 рублей. Билеты можно приобрести в кассах АДМ и Хакасской республиканской филармонии.