Кирилл, церковный мастер, упоминается в записях под 1374-76 годами. В первой псковской летописи: «Мастер Кирила постави церковь в свое имя святым Кирил оу Смердиа моста над Греблею». Разночтения во второй летописи: «... постави церковь в свое имя святого Кирила Архиепископа Иерусалимского», в третьей летописи: «Сам мастер Кирилъ постави церковь в свое имя...». Шестоднев 1376 года содержит запись на полях о возведении храма: «Сего же лета Кюрил святыи свьршишь».
В ХIV-ХV веках Псков был стольным городом боярско-вечевой республики. И вот Вече Псковской республики, за какие-то очень большие заслуги перед ней, разрешает мастеру-ремесленнику возвести в Довмонтовой стене (возле Гребли) церковь «в свое имя» ? случай единственный в истории Пскова, да и всей Руси! А что для церковного мастера может быть выше такого, всенародного почета ? поставить «собственный» храм, своими руками, да еще в «свое имя» (во имя своего тезоименитого святого)! И в самом центре стольного Пскова перед Святой Троицей!
Слово «сам» на Руси всегда означало первого, главного, высшего по положению. Это, очевидно, нужно разуметь и здесь. Н.Н.Воронин, тонко подметив характер контекста летописного известия: «Сам (!) мастер Кирил постави церковь в свое (!) имя», совершенно правильно предположил, что такого величайшего по тем временам почета мог удостоиться только создатель псковского Троицкого собора 1367 года.
До возведения собора за предыдущие 65 лет XIV столетия в городе было построено всего два каменных храма: св. Михаила Архангела в 1339 г. и Покрова Богородицы в 1352 г., но, начиная с 1365 г. (закладка собора), возникли один за другим храмы во имя св. Иоанна Богослова (1367 г.), Георгия на Болоте (1370), Николы у Вопок (1371), а под 1373-76 гг. сразу четыре храма: свсв. Петра и Павла на новом месте, Власия на новом месте, а в Довмонтовой стене ? Тимофея-Довмонта и Кирилла Иерусалимского. Так как все эти храмы составили строительный «поток» и возводились, конечно же, не без церковного мастера, Н.Н. Воронин сделал второй логичный вывод: храмы эти тоже нужно связывать с авторством Кирилла.
Неизвестно, когда мастер умер. Но случиться это могло не сразу после строительства церкви св. Кирилла в 1376 году. «Поток» построек на этом храме не кончается. В 1377 году было возведено «два костра каменных на торгу», ? судя по ситуации, двое главных парадных ворот в Довмонтову стену от торговища. Кажется, в 1380 году в Довмонтовой стене появились: каменные церкви Входа Господня в Иерусалим с приделом св. Иоакима и Анны, в 1383 г. ? Сошествия Святого Духа, в 1385 ? св. Федора Тирона и в 1388 ? Рождества Христова с приделом Нерукотворного Образа. Особо, на Княжьем дворе в 1384 г. была возведена каменная церковь Воздвижения Святого Креста Господня. Только после этого строительный поток прервался на 7 лет.
В 1390-91 годах в Пскове свирепствовал «мор», и Кирилл, очевидно, умер во время эпидемии. За 25 лет с 1365 по 1390 гг. зодчий мог возвести в стольном городе 18 казенных построек, причем 12 из них (включая двое Святых ворот в Довмонтову стену и каменную Степень на вечевой площади 1367 г.) ? главные в самом центре Пскова: в Крому и Довмонтовом городе. Важно и качественное изменение облика центра. Фасад Довмонтовой крепости получил две линии храмов: одну внутри за стеной (церкви св. Тимофея, Федора, Рождества Христова, включая Дмитрия XII в.), другую ? по самой стене (церкви св. Власия, Входа в Иерусалим, Св. Духа, и сбоку ? св. Иоанна Богослова «на стене», см. рис. 1). Возведя все эти постройки, Кирилл фактически уже создал необходимый образ Дома Святой Троицы!
Мокеев Г.Я. Кирилл псковский – величайший зодчий Древней Руси // Псковская правда. 2000. 26 июля.