«Творческие люди более внимательны. Они замечают глубокий смысл в тех предметах и явлениях, которым большинство особого значения не придает»
Изобразительное искусство является одной
из самых совершенных форм деятельности, поскольку
в художественной палитре кристаллизуется внутренний мир человека, звучат цвета глубоких чувств.
9 октября в Украине свой профессиональный праздник отмечают художники. Накануне праздника мы решили встретиться
с известной бердянской художницей, преподавателем БГПУ Татьяной Володько, работы которой приобретают все большую популярность не только в Украине, но и далеко за ее пределами.
В эти дни вниманию посетителей Бердянского художественного музея имени Бродского представлены несколько десятков картин Татьяны Володько. На этом снимке художница изображена на фоне собственных работ
В Бердянском художественном музее имени Бродского сейчас проходит персональная выставка работ Татьяны Володько. Именно в этом культурном учреждении и состоялась наша встреча.
– Татьяна Константиновна, какова, по Вашему мнению, главная составляющая успешного творца: врожденный талант или же упорство и труд?
– Я считаю, что при должном отношении, упорстве любой человек может достичь больших высот на избранном поприще. Не только в живописи, искусстве… Но все-таки для создания творческих шедевров нужны и какие-то природные задатки, способности. Гармоничное сочетание и одного, и другого и дают прекрасные результаты.
– Что повлияло на Ваш жизненный выбор в сторону живописи?
– Мне с детства нравилось рисовать. В семь лет я записалась в изостудию к известному бердянскому художнику Вадиму Лялецкому. Потом были художественная школа, училище, институт. В дальнейшем огромную роль в моем становлении, творческом развитии сыграл мой нынешний учитель Сергей Семендяев.
Со временем детское увлечение меня захватывало все больше. Теперь это некая потребность – писать картины.
– Специальное образование – это обязательная составляющая для успешного художника? Или, все же, настоящий талант способен пробиться сам, без академических знаний?
– Я думаю, что одаренный человек может достичь высочайшего уровня и самостоятельно. Но в то же время, классическое образование еще никому не мешало. Творчество вообще вещь крайне индивидуальная. Можно найти очень много ярких положительных примеров как самоучек, так и художников, в свое время получивших хорошую академическую базу. В живописи нет какой-то определенной формулы успеха.
– В каком стиле Вы пишете? Философия Ваших работ как-то менялась со временем?
– Я предпочитаю реализм, импрессионизм. Люблю писать с натуры. Это один из самых действенных способов изучить человека. Не только изобразить его внешне, но и познать внутренний мир, увидеть душу.
Люблю писать природу, цветы. Поверьте, все они тоже очень разные, непохожие между собой.
Мне кажется, что с течением времени мое творчество стало более светлым. В последнее время стараюсь концентрироваться исключительно на положительных, добрых моментах. Форма подачи изменилась. К живописи добавилась графика, гобелены.
– В чем Ваш источник вдохновения?
– Трудно ответить однозначно. Бывает, просто иду по улице, вижу облака и понимаю, что мне просто необходимо их как-то запечатлеть. Вызываю такси, еду в какое-то уединенное место и пишу.
Я недавно была на крупном международном пленере. Меня просто поразили красота и величие Балкан. Я прогнозировала написать две картины. Но остановиться не могла. В итоге появились пять новых работ.
– Сколько времени у Вас занимает написание одной картины?
– По-разному. Иногда дорабатываешь свои произведения. Но все же я стараюсь моментально выхватить и запечатлеть определенное состояние природы. Считаю, что последующие коррективы или дополнения в мастерской могут в определенной степени исказить исходное изображение.
– Что отличает художников от людей других профессий?
– Творческие люди более внимательны. Причем они замечают большой смысл в тех предметах, деталях, ситуациях, которым большинство и не придает особого значения.
– У Вас есть любимые художники, любимые эпохи?
– Мне интересны Врубель, Коровин. Всегда привлекал русский импрессионизм.
– Нехороший человек может стать хорошим художником?
– Тяжело сказать. История говорит, что и Пикассо был неоднозначен, и Сальвадор Дали – довольно странный. Каждый человек индивидуально воспринимает действительность и, выражая ее в своих произведениях, способен сотворить шедевр.
Конечно, в идеале хотелось бы, чтоб сочетались социально ценные качества человека и высокий уровень искусства. Но думаю, что все же характер творца – не самый главный критерий его успешности.
– Некоторым творческим людям достаточно непросто выставлять свои работы на всеобщее обозрение. Боятся, что их произведения не поймут или оценят не так, как им хотелось бы.
– Я считаю, что выставляться нужно обязательно. Чтобы не зацикливаться на одной теме, сравнивать свои произведения с другими, понимать, как развивать свое творчество в дальнейшем. Это необходимость, двигатель личного прогресса.
– А кто для Вас главный оценщик и критик: Вы сами или окружающие люди?
– Мне всегда интересно мнение моих педагогов. Особенно Сергея Семендяева, художника с мировым именем. Но и в каждой оценке, даже людей не из мира искусства, всегда нужно искать моменты, которые бы помогали совершенствоваться, делать свои работы более универсальными и многогранными.
– У Вас есть собственные любимые картины?
– Есть. Есть работы, которые не хочется кому-либо отдавать или продавать. Но все же человек со временем, как и его творчество, меняется. Возникают новые предпочтения, интересы. Происходит некоторое переосмысление своей жизни, поступков, а на смену любимым картинам приходят совершенно другие.
– Татьяна Константиновна, Искусство в последнее время значительно расширило свои границы и возможности. Порой человеку, непосвященному в тонкости, тяжело понять, чем отличается произведение искусства от рисунка или композиции, которое имеет весьма отдаленное отношение к эстетике.
– Вы имеете ввиду абстрактное искусство?
– Именно его. Ваше отношение к современному абстракционизму?
– Вы знаете, я к нему отношусь очень положительно. Это как в музыке, где такие направления как джаз или рок-н-ролл понимают далеко не все. Но часть людей считает эти стили самыми прогрессивными, и исключительно такая музыка вызывает восхищение.
У абстрактного искусства своя философия. Абстракция – это почти всегда призыв. Остановиться, подумать, сделать выводы о состоянии экологии, о насилии, иной конкретной проблеме.
Хотя я согласна, что данный стиль обществом воспринимается неоднозначно. Не только обычным людям, но и представителям художественного мира порой тяжело отличить качественную абстракцию от заурядной работы.
– А сами не хотели попробовать себя в абстракции?
– У меня есть некоторые работы. Но я считаю, что нужно заниматься тем, что тебе нравится. Переделывать себя художнику очень тяжело. Да и стоит ли?
– В Бердянске заложены богатейшие художественные традиции. Много живописцев, скульпторов и прошлого, и настоящего имеют всемирную известность. Никогда не задумывались об истоках такого явления?
– Возможно, местность у нас такая, располагающая творить нечто прекрасное. Замечательная природа, граница нескольких стихий. Это создает особую ауру Бердянска.
Кроме того, далеко не маловажную роль играет значение личности в истории. Традиции, заложенные тем же Иосифом Бродским, другими известными талантливыми людьми постоянно поддерживались и преумножались. Поэтому нет ничего удивительного, что Бердянск периодически радует мир искусства появлениями новых звезд.
Вы посмотрите на наш художественный музей. Я Вас уверяю, что таких очень мало в нашей стране. Единицы. И мне кажется, что его наличие как бы символизирует, что в Бердянске проживают очень талантливые и светлые люди.
– Ваши творческие планы?
– Творить дальше, находить время для своих творческих задумок, развиваться как художник. Мне очень приятно, что есть люди, которые оказывают поддержку, направляют, помогают. Ректор БГПУ Виктория Зарва, директор института психолого-педагогического образования и искусств Людмила Коваль всегда идут навстречу моим просьбам, отпускают на пленеры, зарубежные выставки. Это важно как для меня, так, я думаю, и положительно влияет на имидж и авторитет учебного заведения, в котором я преподаю.
– Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам накануне профессионального праздника?
– В первую очередь, здоровья. Также творческих идей, вдохновения, профессионального роста… Чтобы их произведения находили благодарного зрителя. Побольше выставок и внимания небезразличных к искусству людей. Всех с праздником.