Получены новые подтверждения того, что некогда Марс был почти так же богат водой, как и наша Земля: океаны покрывали до трети всей его поверхности.
Трехмерная картинка участка северного полушария Марса, на которую наложены данные о береговой линии палео-океанов. Красная стрелка указывает на высоченные вулканы плато Elysium. Сине-фиолетовый градиент показывает содержание калия в бедных им областях, красно-желтый – в богатых, в том числе и в окрестностях места посадки аппаратов Mars Pathfinder (PF) и Viking 1 (V1)
На карте Марса показан регион некогда сильнейшей вулканической активности Фарсида (Tharsis) и гигантская система каньонов – Долина Маринера (Valles Marineris). Обозначены гипотетические границы двух палео-океанов – древнего большого и более молодого и мелкого. Возможно, потоки воды, выброшенные в Фарсиде, стекали через систему каньонов в равнинные низины северного полушария, где собирались в океаны
Аппарат Mars Odyssey глазами художника
К таким выводам пришла международная группа специалистов, анализировавших данные, собранные гамма-спектрометром, работающим на борту миссии Mars Odyssey, которая находится на околомарсианской орбите. Ученые сопоставили данные о содержании калия, тория и железа выше и ниже потенциальной береговой линии, которая могла существовать тогда, когда на Марсе был океан. Проверялись две гипотезы: о наличии небольшого океана и о том, что океан покрывал целую треть поверхности планеты.
«Вопрос был в том, - поясняет один из авторов работы Джеймс Дом (James Dohm), - сможем ли мы показать, что концентрация этих элементов становится выше, если мы опускаемся ниже определенной черты на поверхности – черты, где некогда начинался океан и куда они могли вымываться со временем».
Бортовой гамма-спектрометр зонда Mars Odyssey как нельзя лучше подходит для этой задачи. Он способен обнаруживать излучение элементов, даже находящихся на глубине 30 см под поверхностным слоем пыли. Именно этот его талант позволил в 2002 г. впервые показать наличие льда на полярных широтах Марса.
Полученные в этот раз данные свидетельствуют, что когда-то на Красной планете существовали две береговые линии: концентрации нужных элементов в марсианских породах идут слоями, как в печенье с начинкой. Более современный и мелкий океан был лишь вдесятеро больше нашего Средиземного моря – примерно с континент Северная Америка. Он существовал в северном полушарии Марса несколько миллиардов лет назад. Его могучий предшественник был вдвое больше, он покрывал треть всей планеты и омывал ее в еще более далекие годы.
Соответствующие этой картине резкие границы концентрации калия, тория и железа были подтверждены для обоих океанов. А сопоставление этих данных с трехмерной картиной поверхности Марса, составленной благодаря информации, собранной зондом Mars Global Surveyor, позволило очертить приблизительную карту этих палео-океанов.
Интересно, что береговые линии марсианских океанов были не совсем похожи на то, к чему мы привыкли на Земле. Берега наших морей и океанов сформированы приливно-отливными процессами, которые из-за отсутствия достаточно крупного спутника на Марсе не могут идти. Кроме того, основную «ответственность» за наполнение земных океанов водой несет конденсация атмосферной влаги, а на Марсе ее источником служили мощнейшие потоки, намного больше даже самой полноводной земной реки – Амазонки. Наконец, из-за холодного климата вся поверхность этих океанов была, скорее всего, покрыта льдом. Поскольку атмосфера здесь чрезвычайно разрежена, сильные волны на океанах вряд ли поднимались, и лед был очень ровным.
Споры о том, были ли на Марсе океаны, откуда они взялись и куда «испарились», ведутся уже более 20 лет. По одной из версий, источником воды было масштабное извержение, растопившее льды под поверхностью планеты и вызвавшее настоящие потоки воды. Она скапливалась в низинах северного полушария, образуя моря и озера, которые на тогдашнем более теплом Марсе могли сохраняться десятки тысяч лет.