Друзья, вы не могли не заметить, что обычно героями рубрики «Кто есть кто» становятся люди в той или иной мере известные в нашем городе. Сегодня у меня необычный гость. Он еще НЕ упоминался в местных новостях, НЕ привлек внимание общественности профессиональными достижениями, он даже НЕ тверич, а, страшно сказать, коренной москвич. Но миссия, с которой он прибыл в столицу Верхневолжья напрямую затрагивает интересы некоторой части жителей Твери, а потому им, должно быть, интересно знать — кто есть таков мой сегодняшний собеседник и чем может быть полезен. Заинтригованы?
Досье
Уделов Сергей Владимирович, директор ООО «Управляющая компания Московского района». Родился в Москве. Окончил Авиационно-технический институт по специальности инженер-конструктор-технолог радиоаппаратуры. Сейчас в процессе получения второго высшего образования — обучается экономике государственных и муниципальных предприятий в Российской академии госслужбы при президенте РФ. Работал в коммерческих структурах. Как руководитель в сфере ЖКХ впервые появился в Тверской области в 2004 году — занимал должность заместителя главы Пеновского р-на. Затем работа в одном из подразделений столичной мэрии, в управляющей компании Москвы.
Понаехало тут!
— Как вас занесло в Тверь, Сергей Владимирович?
— Да обыкновенно. Как когда-то в Германию на армейскую службу. И работать мне приходилось не только в столице, так что «жителем» Москвы я являюсь весьма условно. Когда в 2004 году впервые приехал в Тверь, город мне полюбился с первого взгляда. Очень красивый, самобытный город, со своим менталитетом, более вменяемый, чем Москва, которая давно потеряла свой былой облик — это уже даже не город, а так, некий конгломерат, скопление.
— У Твери с Москвой особые отношения, москвичей здесь не слишком жалуют… Вас еще не цепляли по этому поводу?
— Цепляли и уже неоднократно! — смеется Уделов. — К нам основная претензия какая? Мол, «понаехали тут», жизни местной не знают, а собираются руководить. Так на это я скажу — проблемы абсолютно везде одинаковые. Задача управляющей компании в двух словах — содержание жилого фонда. В зависимости от того, что находится в управлении — типичный жилой фонд, здание бизнес-центра или элитное жилье — варьируется лишь объем и паритет проблем. Нет таких домов, осмотрев которые можно было бы сказать: до обеда спим, после обеда отдыхаем. Просто у нас в Твери основная проблема — это состояние коммуникаций, в Москве на сегодняшний день она стоит менее остро, больше внимание уделяется благоустройству территории. Так что я даже, можно сказать, брошен на передовую.
На передовой
На «передовой» Уделов чуть больше месяца, но считает, что в новой должности уже достаточно для выработки управленческих решений. Состояние вверенного ему хозяйства оценивает на двоечку с натяжкой. Рабочее утро начинается с неизбежной текучки — каждый день по папке, полной заявлений, обращений, договоров и прочих бумаг. Немало охочи до нового руководителя и жители с обслуживаемой территории. Старшие по домам желают непременно лично пообщаться с директором управляющей компании, но, к сожалению, нередко уходят ни с чем. «Это не потому, что я не хочу их видеть, просто я не всегда принадлежу себе — иногда я должен присутствовать на тех или иных встречах, заседаниях», — объясняет Уделов.
Конечно, месяц при самом оптимистичном настрое слишком малый срок, чтобы сделать что-то конкретное, но стратегия новым директором уже выработана. В двух словах это совершенствование структуры организации, сокращение издержек, переход на новый уровень обслуживания. Как говорится, готовая стратегия, это уже половина победы.
— Мы определили точки роста, свои плюсы и минусы. Одна из основных проблем, которая стоит перед любой крупной компанией, это потеря управляемости. Наладить взаимодействие сверху донизу бывает трудно, обращению конкретного жильца легко затеряться в паутине исполнителей. В результате решение не принято, проблема остается, собственник жилья страдает. Наладить этот механизм — одна из наших приоритетных задач, и в моем представлении это должно выглядеть следующим образом.
Новое видение
Для Твери идея предлагаемой Уделовым структуры является новаторством, ничего похожего в других районах города нет. Не скрою, готовясь ознакомиться с ней, я опасалась погибнуть под потоком информации о системе работы ЖКХ. Но директор объяснил мне свое видение настолько доступно, что я, пожалуй, не решусь вставлять в него свои комментарии.
— Верхушка — это техперсонал, директор и его замы, бухгалтерия, экономический, технический и плановый отделы. Далее идут управляющие, двадцать человек. Управляющий непосредственно взаимодействует со старшими домов, с обслуживающими организациями и постоянно доступен — с утра до вечера его можно будет застать на управляемой территории или связаться по мобильному телефону. Ему подчиняется младший обслуживающий персонал — дворники, уборщицы. Одним словом, это его маленькое княжество, где он не только полностью всем распоряжается, но и несет полную за все ответственность. На нем также вопрос бюджетирования, в рамках которого он сможет рассчитать и свою зарплату. Например, он может отказаться от премиальных в этом месяце, но нанять на эти деньги, скажем, садовника. Это не так абсурдно выглядит, как может показаться. Мы рассчитываем, что на эти посты придут люди разумные и ответственные. Уверяю, такие есть, я и сам работал в таком режиме. Сегодня я отказался от премии, на сэкономленные средства исправил критическую, на мой взгляд, ситуацию. Если я этого не сделаю сейчас, следующие два месяца мне придется расхлебывать последствия, к тому же я наверняка буду лишен премии за то, что проблема по-прежнему висит. Оно мне надо? Так что это скорее расчет, чем альтруизм. Конечно, такая перестройка не производится в один прием. И управляющие появятся не сразу, и не стоит ждать таких «подвигов» ото всех. Но помаленьку мы начинаем претворять в жизнь задуманное.
Мы отчитаемся за каждую копейку!
Следующий шаг по плану Уделова это переход на новый уровень обслуживания. Сейчас правлением управляющей компании готовится пилотный проект, к участию в котором приглашаются все дома, обслуживаемые управляющей компанией Московского района.
— Домам будет предложено провести полное обследование, результатом которого станет акт технического состояния — своего рода техпаспорт. Далее следуют предложения по обслуживанию данного дома. Собственники жилья утверждают решение о составлении проектной документации для реконструкции, ремонта и прочих необходимых работ. Скажем, жильцы желают починить крышу. Мы проводим оценку состояния кровли, составляем смету. Допустим, объем финансирования составляет 100 тысяч. Так как взносы жильцов это практически единственный источник доходов управляющей компании, для осуществления работ мы предлагаем увеличить объем платежей за обслуживание дома. Если ремонт планируется осуществить в этом году, и в строку отчислений на капремонт добавить по десять рублей с кв. м., то за три месяца мы соберем необходимую сумму. Если для жильцов такая добавка покажется слишком высокой, тогда мы растягиваем наши планы на более долгий срок. Очень важно, чтобы собственники могли убедиться в целевом использовании их денег. Документация с полной отчетностью будет предоставляться по запросу, например, старшего по дому, если потребуется, то и ежемесячно. Мы отчитаемся за каждую копейку.
Первая очередь проекта — пять домов. Условия участия старшие домов могут получить в УК Московского р-на с 12 апреля.
У нас не привыкли верить чиновникам. Банально повторяться о привычке наших руководителей сотрясать воздух красивыми обещаниями. Ну где вы видели управленца, который в пользу зарплаты садовника откажется от премиальных? А вот Сергей Уделов утверждает, что они есть. Говорит, здесь же, в Твери, и ходить далеко не надо. Мой собеседник, если хотите мое личное мнение, производит впечатление человека без претензии свернуть горы, но привыкшего работать, и планомерно доводить задуманное до конца. «Я стараюсь работать до тех пор, пока мое присутствие необходимо. Когда все сделано, налажено и работает, я стараюсь идти дальше». Что будет дальше — посмотрим. У нас не привыкли верить чиновникам на слово.
Блиц
— Вы можете себя назвать успешным человеком?
— Я бы назвал себя счастливым человеком. Правда, на новой должности я еще никак себя не зарекомендовал, но я считаю себя вполне состоявшимся менеджером. У меня хороший тыл — это моя любимая семья. У меня есть определенный опыт и определенная степень доверия со стороны власти, раз уж мне поручили занять это кресло. А самое главное — я умею находить методы решения проблем. Для меня всегда было интересно заниматься именно проблемными проектами, которые до меня либо никто не брался решать, либо это не получалось.
— Насколько вы требовательный руководитель?
— Я на самом деле человек очень мягкий. Крайне не люблю жестких решений, но могу принять их, если они действительно необходимы. А вот к себе я беспощаден. Себя я критикую, может даже больше, чем это делают другие. И как правило, никогда на 100 % не доволен результатом своего труда.
— У вас очень напряженный график, как приводите себя в тонус?
— Спорт не совсем моя тема, хотя использую некоторые комплексы физических и дыхательных упражнений, которые помогают снять усталость. В моем возрасте (Уделову сорок семь лет. — Прим. автора) такое русское народное развлечение, как снятие стресса с помощью водки, уже недопустимо. Если я буду поддерживать тонус с помощью спиртного, меня хватит на несколько месяцев, а потом я слягу с каким-нибудь гипертоническим кризом или сердечной недостаточностью. Так что, если все будет в порядке, лет двадцать такого напряженного ритма я вполне потяну, лет до семидесяти поработаю.