В считанные дни все СМИ облетела новость, что в новом году строительство и ремонт российских дорог может стать еще выше. Как оказалось, чиновники решили установить еще один дополнительный контроль над качеством используемых строительных материалов.
Теперь качество этих материалов будет проверяться Росавтодором. В каждом российском регионе будут построены лаборатории компании, которые будут строго проверять все строительные материалы, включая песок, щебень и битум. В случае брака или отклонения материала лабораторией Росавтодора, он не пройдет сертификацию, а соответственно, не станет применяться при строительстве и ремонте дорог. Эксперты считают, что данная мера лишь в несколько раз увеличить стоимость работ в сфере дорожного строительства.
Кому нужен дополнительный контроль?
Строительство российских дорог ежегодно стремительно дорожает, а их качество оставляет желать лучшего. Постоянный ремонт только что отстроенных дорог навело чиновников на мысль, что необходимо не только проверять подрядные организации и закреплять за ними долговременную ответственность, но и ввести дополнительный контроль над качеством используемых строительных материалов.
Чиновники считают, что эта мера позволит навести порядок в сфере дорожного строительства. Что касается стоимости 1 км строящейся дороги и услуг подрядных организаций, то здесь чиновники разводят руками. Эксперты подсчитали, что стоимость строительства дорог в России была в 2,5 раза больше, чем в европейских странах. И это только статистика за 2010 год.
Правительство страны давно уже обратило внимание на завышенную стоимость ремонта и строительства новых дорог. Но в ответ на свои вопросы члены правительства всегда получали одни и те же отговорки, что, мол, строительные материалы и услуги рабочих обходятся очень дорого. Да и нехватку финансирования сферы дорожного строительства дорожники ставят во главу угла.
Сам президент страны, Дмитрий Медведев, пришел к выводу посредством несложных математических расчетов, что стоимость строительства дорог можно сократить на 30 процентов без ущерба для качества. Для решения этой задачи он видит два пути: применение современных технологий и борьба с коррупцией в этой сфере. Однако с тех пор ничего не изменилось.
Однако, эксперты, да и простые граждане уверены, что дополнительный контроль со стороны Росавтодора над качеством используемых строительных материалов ничего не даст, кроме увеличения и без того завышенной стоимости строительства и ремонта дорог. Коррумпированность сферы дорожного строительства не даст пробиться даже первым росткам подобного контроля. Все сертификаты станут покупаться. В результате, все останется по-прежнему за исключением стоимости строительства дорог, она станет еще выше.
Контроль над качеством строительных материалов: вред или польза?
Данное решение чиновников о введении контроля над качеством используемых строительных материалов насторожило экспертов. Они считают, что данная мера принесет не пользу, а только вред. Они объясняют это тем, что главными поставщиками строительных материалов в областях страны являются организации, которые тесно связаны с местными властями. При этом региональные власти не позволяют подрядным организациям использовать местные карьеры для добычи строительных материалов, поэтому им приходиться закупать их у определенных поставщиков.
Естественно, что закупочные материалы не наилучшего качества, отсюда следует, что многие эти строительные материалы не пройдут сертификацию в лабораториях Росавтодора. А значит, строительным организациям придется искать поставщиков за пределами региона, что повлечет за собой дополнительные расходы, в частности их транспортировку.
Сюда добавляются еще такие сложности, как неравномерность производства строительных материалов по территории страны. Так, в каких-то регионах строительных материалов в избытке, а в других, наоборот, их дефицит. Очень часто строительные материалы приходится транспортировать совсем не из соседних регионов, так что расстояние достигает 500-1000 км. Получается, что логистические услуги забирают больше половины расходов от общего числа стоимости строительства дорог.
Возьмем, к примеру, Архангельскую область, которая занимает одно из последних мест по состоянию дорог. Местные власти постоянно жалуются на нехватку бюджета, следственно, средства на ремонт и строительство новых дорог не выделяются. Теперь представим ситуацию, что лаборатория Росавтодора заработала в Архангельской области. Можно предположить, что более половины строительных материалов будут отбракованы. А теперь подсчитаем затраты: транспортировка материалов в регион, перевозка не прошедших сертификацию обратно, закупка новых и трансфер их в регион. Навряд ли Архангельская область сможет выдержать этот контроль.
Другим фактором, увеличивающим стоимость российских дорог, является процедура изъятия земли под нужды государства. Процедура эта является очень сложной и путанной, а все сопряженные риски несут подрядные строительные организации. Все эти тяжбы не могут не отложить свой отпечаток на увеличение стоимости строительства российских дорог. Кроме того, строители вынуждены нести расходы в связи с переносом коммуникаций, которые находятся прямо на пути будущих дорог.
Российские дороги по дороговизне побьют собственные рекорды
Увеличение стоимости строительства дорог произойдет уже совсем скоро, после введения в действие контроля над качеством строительных материалов Росавтодором. Эксперты считают, что данная мера приведет только к росту коррупцию в сфере дорожного строительства и повышения стоимости дорог, а не к улучшению их качества.
Дороги в России дороже тех же в соседней Финляндии в 3-5 раз. Однако сами дорожники считают это вполне справедливым явлением, и говорят, что нельзя сравнивать между собой стоимость дорог в разных странах из-за различий в климатических и экономических условиях. Также они приводят в аргумент постоянно повышающуюся стоимость строительных материалов и услуг.
Но эксперты считают, что дорожники "забывают" об одной маленькой детали - коррупции, которой проедена вся сфера дорожного строительства. Отсюда и завышенная стоимость строительных материалов и услуг, а также их сомнительное качество. Отсюда и необходимость ремонта только что отстроенных дорог.
Эксперты считают, что прежде чем вводить всевозможные контроли, необходимо сначала побороть хотя бы частично коррупцию в данном секторе. Пока же не прекратиться наглое воровство в сфере дорожного строительства, никакие реформы и контроли не помогут приблизить к реальной цене нынешнюю стоимость дорог и улучшить их качество.
Министерство транспорта, тем не менее, надеется, что с началом работы региональных дорожных фондов, объем финансирования значительно возрастет и поможет справиться с этой трудной задачей. Однако они опасаются, что внутренний рынок может быть неготовым к использованию роста выделяемых на это дело денежных средств.
Они не отрицают, что уже с этого года стоимость строительства дорог вырастет и не прекратит свой рост и в будущем. Еще одно опасение министров заключается в неготовности все того же рынка к эксплуатации выделяемых из бюджета денежных средств. Так, они прогнозируют возможные срывы сроков поставок, а также завышение стоимости строительных материалов. Поэтому они предлагают создать систему мониторинга для контроля над стоимостью строительных материалов и услуг.
Так или иначе, но стоимость строительства и ремонта российских дорог будет продолжать расти. И пока не нашлось рычагов регулирования этого механизма, нужно просто смириться и ждать перемен, которые, быть может, когда-нибудь наступят.