Все больше на наших дорогах становится новых автомобилей. Всегда ли только радость доставляет покупка долгожданного железного коня? К сожалению, нет.
Один за другим потянулись за юридическими консультациями те, кому не повезло, и новый автомобиль не оправдал возлагавшихся на него надежд. Казалось бы, ничего страшного не произошло, ведь у нас есть вполне приличный Закон "О защите прав потребителей", который "защитит" и поможет. Только вот продавцы не всегда им руководствуются и всячески стараются потребителя запутать и обмануть.
Итак, стандартная ситуация: у нового автомобиля буквально в первые дни эксплуатации начинает что-то барахлить. Народ у нас вообщем-то не избалованный и для того, чтобы поменять свечи и тому подобные мелочи не станет обращаться за гарантийным ремонтом и негодовать. Более того, пока не возникнет страх, что с автомобилем действительно, что-то не так, большинство старается справиться с неприятностями своими силами.
Но вот непонятный стук не прекращается, а начинает усиливаться, количество расходуемого бензина все больше превышает норму, а пыльник, который заменили в седьмой (!) раз за месяц уже, мягко говоря,"напрягает", и терпению приходит конец.
Уставший от своей покупки покупатель бежит, заметьте - не ругаться! Нет! Он бежит ЗА ПОМОЩЬЮ! К продавцу...
Далее сценарии различны, но в общих чертах, как правило, схожи. Сначала поиски неуловимого "инженера по гарантии". Затем автомобиль "смотрят". Затем "думают"... В лучшем случае предлагают ремонт "по гарантии"... Но мы-то знаем, что если наш человек добрался-таки к продавцу "за помощью", то он уже устал от своей покупки и совсем ей не рад...
Поэтому первый совет: не нужно тратить свои время и силы попусту и, направляясь к продавцу, лучше сразу запастись претензией, где описать все возникшие неполадки и определить свои пожелания (требования). Для этого нужно знать, на что Вы можете претендовать.
В соответствии со статьей 18 Закона "О защите прав потребителей":
Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
соразмерного уменьшения покупной цены;
замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Здесь следует пояснить, что требования о замене автомобиля могут быть удовлетворены только в случае, если имеются "существенные недостатки товара". "Существенным" же является неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Вряд ли продавец без борьбы признает, что Ваш автомобиль имеет "существенный недостаток". Обычно все неполадки стараются "списать" на неправильную эксплуатацию. Поэтому важно помнить второй совет: когда встает вопрос о том, что нужно автомобиль "посмотреть", и для этого Вам предлагают его на некоторое время оставить у продавца, обязательно получите акт приема-передачи автомобиля, с указанием цели его передачи продавцу, даты и перечня имеющихся недостатков. В Ваших интересах, чтобы автомобиль был передан "на экспертизу", на которой Вы, кстати, имеете право присутствовать. Продавец же обычно предпочитает формулировку "для гарантийного ремонта".
Если провести экспертизу Вам никто не предлагает, Вы имеете полное право сделать это самостоятельно, пригласив эксперта и известив об этом продавца.
И третий совет: если после проведения экспертизы результата не последовало, нет смысла тратить время и силы на написание новых претензий и ведение очередных безрезультатных разговоров. Обращайтесь за защитой своих прав в суд по месту Вашего жительства. Требование лучше выбрать то, которое в случае уклонения продавцом от исполнения решения суда, будет легче исполнить судебным приставам-исполнителям. Это, как правило, расторжение договора купли-продажи автомобиля, возмещение всех понесенных убытков и морального вреда.
Данные рекомендации носят общий характер и в каждом конкретном случае могут быть свои нюансы. Тем не менее, выполнение этих простых правил поможет Вам избежать грубых ошибок и отстоять свои интересы в борьбе с недобросовестными продавцами автомобилей.