Широко разрекламированный 7-й Балтийский экономический форум все-таки состоялся. Но, по оценке некоторых его участников, такого низкого уровня они еще не видели.
Хотя при его открытии министр экономики Латвии К. Кариньш довольно оптимистично заявил, что этот форум проходит впервые после вступления стран Балтии в ЕС и поэтому мы можем оценить пройденный путь. Он тут же сам подчеркнул, что прошедший год был в целом весьма успешным. И ВВП растет, и предприятия уверенно выходят на рынки. И вообще цель теперь – сделать Латвию и в целом Балтию одним из экономически сильных регионов Европы.
Что ж, с этим никто и не спорил. Представители деловых кругов Литвы, Эстонии, Дании, Латвии и некоторых других стран рассказывали о своем опыте, о задуманных проектах. Много внимания было уделено транзиту грузов. В этой связи упоминались Россия, Китай, Узбекистан, Белоруссия, Казахстан... Казалось бы, представители этих стран, по меньшей мере торговые советники посольств, должны были воспользоваться такой возможностью поближе познакомиться с нынешними и будущими партнерами.Но в зале гостиницы «Латвия» наблюдалось полное отсутствие этих зарубежных гостей. Когда некоторые участники форума робко поинтересовались причиной отсутствия делегации из России (весьма представительного уровня), хозяева уклончиво заявили о каких-то проблемах на границе. Пришлось местным предпринимателям и журналистам в частном порядке объяснять, что Латвия отказала в выдаче виз двум сотрудникам Союза промышленников и предпринимателей России и представителю правительства Москвы. И вначале делегация Союза отказалась прибыть на форум, а затем ее примеру последовали и москвичи, уже приехавшие в Ригу. Об этом довел до сведения журналистов министр правительства В. Малышков. Он же сообщил, что таким образом возможные российские инвестиции в размере 250 миллионов долларов будут теперь вложены в реализацию проектов наших соседей по Балтии. Что касается отсутствия на форуме сотрудников упомянутых посольств, то остается только гадать – вольно они или невольно решили поддержать россиян. Или отсутствие последних оказалось столь решающим фактором, что дипломаты не захотели терять попусту два дня. Кстати, проигнорировали форум и многие видные бизнесмены Латвии.
Хотя справедливости ради стоит отметить, что в ходе его работы были и весьма деловые, подчас критичные выступления. Но в полупустом зале особой реакции они не вызывали. Моментами даже дискуссии не получалось.
Что ж, наши правящие политики в очередной раз продемонстрировали, что во имя собственных целей наплюют на любые интересы страны и народа. И последнее, несколько раз на заседаниях звучали слова, что Латвия уверенно лидирует в Евросоюзе по темпам роста инфляции, что за границу в поисках работы стремительно уезжает молодежь и оставшиеся специалисты, что резко упал уровень образования... Наверное, это ничего. Главное, российские грузы и рынок нам ни к чему. Мы и так здорово развиваемся.
Впрочем, в ряде выступлений иной раз проскальзывала мысль о том, что без восточного соседа странам Балтии не обойтись. Как и другая – плохо, когда политика и Бизнес зависят друг от друга. Правда, подчас авторы имели при этом разные цели.
На стратегическом направлении
Артур Кришьянис КАРИНЬШ, министр экономики Латвийской Республики:
— Рост ВВП, экономическая безопасность, энергетические проблемы, конкурентоспособность – не случайно эти вопросы были вынесены на обсуждение форума. Они крайне актуальны для стран-новичков, вошедших год назад в Европейский союз, в том числе для Латвии, Литвы, Эстонии.
Все три страны Балтии во многом похожи: как по своей истории, так и по своим проблемам сегодняшнего дня. Но есть и различия в их нынешнем положении в Европейском союзе. Это зависит от многих факторов, ряд которых в той или иной степени присущ нашим странам.
Политика и бизнес все-таки должны быть отделены друг от друга. Тем более что в Латвии низкие затраты дают нам возможность развивать бизнес. Сейчас уже нет границы Латвии и России, а есть граница между ЕС и Россией. Это дает нам большое преимущество. Наша страна находится на стратегически важном месте, и мы должны суметь это использовать.
Понятно, что развитие автострад, железной дороги и портов дает нам возможность выполнить поставленные задачи – стать мостом между Европой и Россией.
Хороший пример – развитие Рижского аэропорта. Благодаря внедрению новой политики мы смогли осуществить важные шаги в сторону того, чтобы сделать его самым дешевым аэропортом в регионе. И за год достигли прироста в 15 процентов. В 2005-м мы хотим удвоить количество обслуживаемых пассажиров. Это реально. Планируем, что к 2010 году аэропорт Рига будет обслуживать 5–6 миллионов пассажиров в год.
Есть возможность и необходимость привлекать инвестиции еще в один сектор, напрямую связанный с транспортом, – гостиничный бизнес. В течение ближайших 5 лет в Латвии планируется построить 15 новых отелей.
Министерство экономики уже некоторое время работает над дальнейшими шагами нашей страны по вхождению на рынки ЕС. Но тут проявляется странный нюанс – с каждым годом становится заметнее нехватка специалистов. К сожалению, в Латвии сейчас наблюдается перекос в образовании. Молодые люди стремятся получить те специальности, которые уже невостребованны в нашей стране и тем более не будут пользоваться спросом в будущем. Я недавно встречался с министром образования. И мы пришли к выводу, что в ближайшее время в средней школе должен быть введен в качестве обязательного экзамен по математике. У нас практически исчезают химики, экономисты, физики. Необходимо уже с начальной школы менять акценты. Ведь только точные науки смогут двигать нас вперед.
Отмечу, что наше правительство со следующего года значительно увеличило расходы на исследования и развитие именно в этой сфере. Латвия должна иметь своих специалистов, причем конкурентоспособных, во всех ведущих экономических и научных областях. Это нужно нашему бизнесу, нашей экономике.
Эрик ШМУКСТЕ, директор управления пассажирских перевозок Латвийской железной дороги:
— Железные дороги Балтии стали составной частью общеевропейской сети. Хотелось бы сказать, что это произошло само по себе и все в порядке. Но тут есть проблемы. Тем более что европейская транспортная сеть как технически, экономически, так и юридически во многом отличается от транспортной сети балтийских стран. И тут нам надо приводить в порядок свое транспортное законодательство, в том числе и по пассажирским перевозкам.
Второе. Грузовые перевозки в Европе обеспечивают промышленность европейских стран. У нас же схема другая. Мы обеспечиваем перевозки, которые никак не влияют на промышленность Латвии. Тут прозвучал вопрос, а боимся ли мы, что ориентация транспортных сетей нашей страны на Восток может подорвать экономику страны? Нет. Россия продолжает наполнять своими перевозками и финансами экономику нашей страны. С другой стороны, если в Латвии ежегодно на каждый километр железной дороги приходится 9,8 млн. тонн груза (почти аналогично в Литве и в Эстонии), то в Европе от 10 до 11 млн. То есть там перевозки намного эффективнее. Но наша главная задача – обеспечивать рост транзитных перевозок, которые дают весьма высокий приток в бюджет страны. Тем более что от него зависит и деятельность портов, многих других структур. Могу подчеркнуть, что рост перевозок по Латвийской железной дороге постоянно растет. Если в позапрошлом году объем составил 48 миллионов тонн, то в прошлом – 51 млн. тонн. И пропускная способность еще до конца не исчерпана. В ближайшее время мы можем увеличить перевозку до 62 миллионов тонн.
Если говорить о номенклатуре транзита, то в общем объеме 40 процентов составляют нефть и нефтепродукты, 38 проц. – каменный уголь, минеральные удобрения и т. д.
Сейчас главное – необходимо вкладывать средства в инфраструктуру для увеличения пропускной способности. Мы разработали совместно с одной немецкой фирмой, а потом и приняли специальную программу, которая уже осуществляется. Мы уже вложили 150 миллионов евро в ее первый этап. В частности, идет строительство вагонного парка в Резекне, модернизация путей на многих участках главного коридора. Это и большой проект по обнаружению перегрева букс, и проекты по обеспечению безопасности перевозок, движения поездов.
Второй этап программы позволит увеличить перевозку грузов до 90 миллионов тонн. До этого пройдет реорганизация и реконструкция Рижского узла, внедрение системы контроля за движением поездов, реализация других проектов. Мы уже работаем в тесном сотрудничестве с пограничниками и таможенниками в целях уменьшения времени при прохождении товарных составов через границу.
Надеемся, что после вступления России во Всемирную торговую организацию оттуда возрастут грузовые потоки.