Можно ли быть богатым и честным? В самом начале девяностых я решил поставить точку на журналистской карьере и заняться чем-нибудь более доходным. Частный бизнес делал только первые, но уже заметные шаги. Одной из значимых фигур на этом поле был мой знакомый. Я позвонил ему и попросил о встрече.
Вчерашний рядовой инженер, теперь он один занимал огромный кабинет с кожаными креслами и диванами. Длинноногая секретарша подавала кофе. Мой собеседник рассказывал о планах на будущее и очень гордился собой. Незадолго до этого мы какое-то время вместе работали в одной команде. Я ушел из той компании первым, потом ушел мой знакомый. И после этого у нашего босса наступили тяжелые времена. Я невзначай заговорил об этом. Мой собеседник широко улыбнулся и сказал:
– Ты знаешь, я ведь пришел туда работать, чтобы «кинуть» его...
Его бизнес продолжал быстро расширяться. Но спустя год кто-то рассчитался с этим человеком двумя пулями. Он выжил, получил инвалидность. И это все, что я с тех пор о нем слышал.
Я долгое время не придавал этой истории особого значения и не считал ее финал закономерным. Пока однажды не прочитал цитату классика американского менеджмента Рона Хаббарда:
«Когда человек делает что-то неэтичное (вредит своему выживанию и выживанию других), он пытается исправить причиненное им зло. Как правило, он просто в конце концов приводит себя к краху.
Возможно, вам это покажется удивительным, но чистая совесть и чистые руки – это единственный путь к достижению счастья и выживания. Преступнику это никогда не удастся, если он не исправится; лжец не будет счастлив и доволен самим собой, пока не начнет поступать честно».
Знакомый консультант участвовал в конференции на тему этики в бизнесе. Говорит, что народу там собралось много, но большинство было твердо уверено, что эти два понятия несовместимы.
Что это? Откуда в нас такая убежденность? Впитано с молоком матери? Передается по наследству, вместе с генами? Помните детские сказки: богатый всегда толстый и плохой, а бедный всегда худой и хороший. А если встречается богатый и хороший, то только Иван-царевич – странноватый парень, склонный к бродяжничеству. И даже Христос еще две тысячи лет назад говорил: «Скорее верблюд пролезет через игольное ушко, нежели богатый войдет в царство Божие».
Я несколько лет был управляющим одной московской торговой компании. И мы работали на «откате». Кто не знает, это такая простая схема, когда клиент говорит:
– Я у тебя товар куплю, а ты мне сделай скидку, но в документах этого не показывай, деньги отдай наличными, и пусть это будет между нами.
Тогда, в девяностых, это было обычным явлением. Да и сегодня с «откатом» можно столкнуться на каждом шагу. А мы с партнером решили работать «в белую», написали программу, как сделать весь наш Бизнес легальным. Начали ее выполнять шаг за шагом и наконец добрались до «отката». Стали думать: как нам поступить? У нас на «откате» самые крупные и стабильные клиенты. Уйдут – потеряем значительную часть прибыли. Поговорили с менеджерами, те – категорически против. Говорят: «Вы что?! Нельзя этого делать! Наши клиенты уйдут к конкурентам, те им давно уже предлагают лучшие условия».
Начали снова рассматривать все «за» и «против». И увидели вот что: поощряя «откат», мы помогаем нечестным людям обманывать своего работодателя. Ведь, как правило, это наемные работники: менеджеры, товароведы, коммерческие директора… Они воруют у владельца компании, а мы их поощряем. Значит, и наши сотрудники будут у нас воровать и считать это нормальным делом. И второе: в конце концов, нечестного менеджера схватят за руку, и тогда его работодатель уж точно перестанет с нами сотрудничать. И будет совершенно прав.
Когда мы это увидели, то поняли, что решение наше правильное, и, несмотря на реальные сегодняшние потери, ведет к долговременному выживанию нашего бизнеса.
Объявили об этом сотрудникам и клиентам. Стали ждать результатов. Получилось именно так, как предрекали менеджеры: клиенты ушли к конкурентам. Обороты упали. Но совсем ненадолго. Потому что вдруг откуда ни возьмись появились совсем новые клиенты. Крупные, стабильные, готовые работать безо всяких «левых» схем. А примерно через полгода понемногу начали возвращаться те, кто ушел к конкурентам.
В результате и наши прибыли выросли, и весь бизнес в целом расширился. Кстати, вскоре выяснилось, что некоторые наши менеджеры, активно протестовавшие против закрытия «левых» схем, были сами нечисты на руку.
Между прочим, позже открылись и дополнительные плюсы честной работы: мы совершенно перестали опасаться налоговых и прочих проверок, следовательно, отпала необходимость давать кому-либо взятки. А когда однажды налоговики попытались отказать нам в возврате солидной суммы налога на добавленную стоимость – компания начала заниматься внешнеторговой деятельностью, – мы подали на них в арбитражный суд. «Бывалые» люди отговаривали:
– С ума сошли?! Они вас так начнут прессовать! Откопают даже то, чего у вас не было, и вообще обанкротят фирму.
Наверное, с кем-то, кому есть чего скрывать, так и происходит. Но эта фирма с тех пор выиграла уже десять процессов против налоговой инспекции. И никаких дополнительных проверок или «наездов» не было.
– Ну ладно, – скажет кто-то, – мы это и сами проходили: «Заплати налоги и спи спокойно». Но как быть с конкурентами, если они-то ни о какой этике и знать не знают?
Вот еще одна история. Некоторое время я работал с одним московским предпринимателем. Это был молодой человек безо всякого образования. Он приехал в столицу из провинции и построил здесь успешный бизнес практически без денег и с нуля. Одним из его самых успешных действий было то, что он никогда не пытался воевать с конкурентами. У него в фирме даже было железное правило для сотрудников: в общении с клиентами никогда не говорить ничего плохого о конкурентах. Люди, которые начинали работать в его компании, здорово удивлялись этому. Приходит, например, к нему кто-то из сотрудников и говорит:
– Тут у нас конкурент появился…
А он в ответ:
– Конкурент? Ничего, будет нашим другом!
Потом сам едет к этому конкуренту, знакомится с ним… Через какое-то время тот действительно становится партнером: приобретает в фирме товар, делится информацией, дает на свою продукцию такие скидки, как никому другому.
Еще один мой знакомый – очень успешный даже по московским меркам бизнесмен — однажды сказал:
– Если твой бизнес нельзя вести честно, брось его и займись другим.
Сам он был крупным дилером известной японской компании. Многомиллионные обороты и «серые» таможенные схемы. Когда он понял, что иначе невозможно оставаться конкурентоспособным, то продал все свое дело и открыл консалтинговую компанию. Его личные доходы уменьшились не так уж сильно, но сам он стал неизмеримо веселее и жизнерадостнее, чем прежде.