"Ты мне – деньги, а я тебе – дулю с маком" – этот девиз взят на вооружение мошенниками всего мира еще со времен сотворения оного. Рынок обмана богат и разнообразен: цыганки с гипнотическим взглядом и лотереи-лохотроны, яркая ТВ-реклама "чудо-пылесосов" и "работники социальных служб" в квартирах пенсионеров, предлагающие в связи "со скорым обменом денег" выполнить эту операцию быстрее родного государства. Интернет-предложения таблеток от ожирения, старости и импотенции одновременно.
Обман рядится в самые разные, порой очень привлекательные одежды. Более того, иногда происходит так, что закон попросту не в состоянии справиться с тем количеством "вариаций" обмана, которым затуманивают голову поклонники Остапа Бендера, желающие и рыбку съесть, и на рыбалку не ходить.
И вот тогда-то на выручку должны приходить собственные мозги, элементарные юридические знания и помощь правоохранительных органов.
Грибы в паутине
"Welcome!"
За примерами далеко ходить не нужно даже в маленькой Хакасии. Республика как муха опутана целой сетью услуг, так или иначе связанных с недвижимостью. Агентства недвижимости с красивыми названиями растут в нашей степи, как грибы в лесу – и как грибы же, далеко не все они одинаково полезны. При этом самой болевой точкой, как выяснил "ШАНС", становится такой подраздел работы с недвижимостью, как аренда жилплощади... Сотни и даже тысячи людей, поверивших обещаниям риэлтеров, отдают свои кровные всего лишь за обещания помочь, но никак за выполненную услугу. Идет обычная "торговля воздухом", в результате которой кошельки жителей Хакасии становятся тоньше и тоньше.
За рубежом (Америка, Европа, Ближний Восток) все логично и просто. Студент, приезжий наемный рабочий, молодая семья, которой нужна квартира того или иного метража, обращаются в муниципалитет, после чего городские власти на основе компьютерной базы данных за 10 минут находят соискателю минимум 20 вариантов мест, где можно жить. Остается лишь заплатить налог государству, затем отдать деньги арендодателю – и проживать в соответствии с собственными запросами и финансовыми возможностями.
Второй вариант – обращения в частные агентства недвижимости, репутация которых не вызывает сомнений у полиции, где тоже можно проконсультироваться. "Попасть на бабки", выражаясь молодежным сленгом, трудно, но можно. Достаточно поискать квартирку в неблагополучном районе, но это уже зависит от вашей любви к риску и приключениям.
Случаев мошенничества, когда тебе обещают "дом хрустальный на горе для нее", а в итоге не дают ничего, ничтожно мало. Та же полиция ловит негодяев быстро и эффективно. В любом случае снять квартиру за границей можно легко и без особых проблем.
окончание.
начало – на стр. 3.
Дареный конь
и зубы от него
Россия в этом плане, как вы уже поняли, – другая планета. И Хакасия на этой планете занимает далеко не последнее место. Государственных агентств недвижимости тут не существует. Любой из читающих эти строки легко может за две недели зарегистрировать собственное частное предприятие, скажем, с названием "Дареный конь", после чего, поискав в газетах рубрику "Аренда жилья" и пару суток посидев на телефоне, получить своеобразную базу данных. Последний шаг – начать через СМИ поиск клиентов.
И дело – в шляпе.
За два летних месяца "ШАНС" успел – благодаря своим читателям – собрать свою "базу данных" из людей, которые столкнулись с целым рядом проблем при поиске квартиры в Абакане, обратившись в некие агентства недвижимости. Наиболее характерными и все объясняющими нам показались два таких случая.
В первом "жертвой" квадратных метров оказалась жительница Усть-Абаканского района Елена Каверзнева, которой в столице Хакасии понадобилась двухкомнатная квартира либо частный дом. Каверзнева обратилась в агентство недвижимости "Эль-Сити":
– Мы обратились в "Эль-Сити", вы не поверите, еще 27 апреля! Сначала все было в порядке – с нами заключили договор, я добросовестно отдала тысячу рублей (стандартная цена за услуги по поиску недвижимости в Абакане – прим. авт.) и стала ждать обещанных в договоре адресов. Однако дальше произошло что-то непонятное: сначала меня завалили грудой "левых телефонов", по которым либо никто не отвечал несколько суток, либо постоянно переносили встречу, либо выяснялось, что жилплощадь уже сдана, а предлагаемое жилье – это какие-то халупы, в которых мне с мужем и двумя детьми проживать попросту было невозможно. Денег за невыполненную услугу возвращать нам никто не собирался, несмотря на многочисленные скандалы. Затем, спустя месяц, мы обратились еще в одно агентство "Карьера", но с тем же результатом.
Ей вторит, чуть не плача, и абаканка Светлана Романова с тремя детьми и супругом, которую попросили освободить ранее снимаемое жилье:
– Я отнесла тысячу рублей – поверьте, для многих семейных людей это серьезные деньги – в агентство "Империя" 29 мая, а 20 июня обратилась в "Карьеру". Результат нулевой. Мне просто дали три телефона и ни одного адреса. Одно время в той же "Карьере" пообещали вернуть деньги, но так и не сделали этого.
В конце концов, оскорбленные люди (а таковых набралось около 20 человек, которые перезнакомились друг с другом на порогах вышеупомянутых агентств во время скандалов и требований вернуть деньги) попросту обратились с коллективным заявлением в полицию 1 июля. Заявление о случившемся было принято. О том, как продвигается это дело, "ШАНС" сообщит в будущем.
Документы
и крючкотворство
В редакции остались копии заключенных соглашений жителей Хакасии, отдавших свои деньги, но не получивших взамен ничего. Все "договоры на оказание информационно-консультационно-справочных услуг" написаны как будто под копирку. Однако вот в чем штука: если повнимательнее к ним присмотреться, окажется, что составленный документ ловко скрывает массу юридических тонкостей, по которым выходит главное – агентство недвижимости никакой серьезной юридической ответственности за не сделанную работу либо не предоставленную услугу не несет! Во-первых, и в главных, "денежная сумма, внесенная за предоставляемые ("предоставляемые", а не "предоставленные"!) услуги, не возвращается". Во-вторых, агентство также не отвечает за то, что ищущий с его помощью жилье человек не успел либо несвоевременно воспользовался списком телефонов и квартир. В-третьих, "Исполнитель" (агентство) не несет ответственности за какие-либо действия арендодателя".
Есть в имеющихся в в нашем распоряжении документах и в-четвертых, и в-пятых, и в-шестых... Суть остается прежней: типовой договор агентства недвижимости составлен так юридически ловко и умело, что даже при большом желании и потраченных на адвоката средствах отсудить (хотя такая возможность в договорах указывается, как того и требует законодательство, включая также и возможность переговоров) хоть какие-то деньги практически невозможно. Кроме того, в актах к договору о предоставлении услуг черным по белому напечатано: "Претензий по качеству услуг к Исполнителю Заказчик не имеет" (хотя их он еще и не предоставлял).
Ловушка, таким образом, захлопывается. Тысяча рублей оказываются "крышкой" на этой ловушке – и приз, так сказать, переходит к победителю. Финиш и бурные аплодисменты. Назвать сие действие аферой или мошенничеством невозможно по закону.
Обратная сторона
скандала
Автор этих строк давно прослыл бы недобросовестным журналистом, если бы не попытался не только взять комментарий к ситуации в целом у "виновников торжества", но и не обнародовал бы комментарий представителей самих агентств недвижимости, замешанных в данном скандале. Причем меня прежде всего интересовал взгляд на существующую проблему предоставления услуг вообще, так сказать, от частного – к общему.
К чести руководства двух из трех упомянутых в этой статье агентств, их руководители не стали бегать от журналиста, отключать свои сотовые телефоны, а быстро и оперативно пошли на контакт и даже общение "вживую" (к сожалению, лишь в случае с агентством "Карьера" этого не удалось – телефоны не отвечали несколько суток, а затем появилась неподтвержденная официально информация о том, что "Карьера" вообще закрылась и фирмы с таким названием больше не будет на республиканском рынке недвижимости). Первой же, кто согласился прокомментировать ситуацию "ШАНСУ", стала частный предприниматель, руководитель агентства недвижимости "Империя" Юлия Кадышева:
– Во-первых, поймите сразу: все, что происходит на рынке аренды жилья в Абакане, хорошим, стабильным сегодня не может назвать никто. Начать хотя бы с жалоб, когда заключивший с нами договор о предоставлении услуг человек звонит по данному адресу, а в ответ слышит, что жилье уже снято, и идет к нам с претензией. Дело в том, что собственники жилья, когда у них появляется возможность сдать квартиру, просто звонят во все попадающиеся им на глаза агентства подряд – и получается вот такая путаница! Никто из собственников не сообщает нам, что обратился в другое агентство тоже, у него одна задача – быстрее сдать метры и начать получать деньги. Порой доходит до того, что мы сами звоним ему и говорим: подождите, у нас на эту вашу жилплощадь есть заказчик – а все, поезд уже ушел, квартира сдана. И человека с этой стороны тоже можно понять! Это не его проблемы. Ведь он не платит нам за то, что его квартира попала к нам в базу данных! У него своя выгода, свой бизнес, остальное его не интересует!
– Таким образом, получается, что у всех абаканских агентств недвижимости, по сути, одна-единственная база данных квартир на всех?
– Вот именно! В Абакане около шестидесяти (!) агентств. И все они, жестко конкурируя, пользуются одними и теми же адресами арендодателей – хотя, конечно, у каждого из агентств существуют свои постоянные, из года в год работающие только с одной конторой клиенты. Есть такие и у нас, люди нам даже ключи оставляют, мы работаем с ними на доверии.
Кстати, к слову сказать, как и у многих, аренда жилья – это не главная, а побочная часть деятельности любого агентства недвижимости. Доход она приносит небольшой.
– Хорошо, но неужели тогда ничего нельзя сделать вам самим, руководителям агентств?
– Конечно, можно – нужно садиться и договариваться между собой, иначе ситуация будет только ухудшаться!
– И как в идеале это должно выглядеть? Общая компьютерная база данных с оперативным учетом "кто сдал – кто не сдал – кто собирается сдавать – кто предлагает"? Какая-то ассоциация агентств недвижимости, которая могла бы, с одной стороны, обезопасить людей от откровенных мошенников, а с другой – самих себя от судебных исков и недобросовестной конкуренции?
– Возможно...
– Понятно. Ну, а людям-то как поступать? Куда им идти?!
– Ну, что тут сказать... В каждом конкретном случае мы пытаемся разобраться индивидуально.
– А в случае с заявлением на ваше агентство в полицию?
– Разумеется, это их право. Но поймите и нас: люди бывают очень разные, мы стараемся работать, чтобы помочь всем. Конечно, у нас есть недочеты и недоработки – но ситуация в этом бизнесе пока такова, какова она есть. И решить что-то в лучшую сторону могут только коллективные меры, которые пока не принимаются.
И не организуются, не "подталкиваются" властями, теми, от которых в конечном итоге и зависит уровень социальной напряженности в обществе, добавим мы от себя. Сдвинется ли дело с мертвой точки, дойдет ли все до того, как оно и должно быть в идеале и уже есть за рубежом – строгий учет и контроль, сокращение числа агентств, некая государственная регулировка – мы узнаем, должно быть, только тогда, когда полицию захлестнет вал заявлений от возмущенных граждан.
Нужно ли доводить ситуацию до этого самого вала – большой и больной вопрос...
СКАЗАНО!
Светлана БОНДАРЕНКО, директор агентства недвижимости "Эль-Сити", в ответ на просьбу "ШАНСА" прокомментировать сложившуюся ситуацию:
– Абакан – город людей, ежедневно сталкивающихся с проблемами, связанными с недвижимостью. По большей части, это студенты. Ежегодно с близлежащих городов и деревень поступать в столичные вузы приезжают сотни студентов. И каждому требуется жилье в соответствии с финансовыми возможностями. И перед каждым встает вопрос: как найти подходящий вариант? Без соответствующих знаний в данной области не такое это и простое дело.
Много лет работая в агентстве недвижимости, сталкиваешься с большим количеством людей, которые заняты поисками жилья. Кто-то относится к этой проблеме серьезнее, начиная поиски заблаговременно, кто-то тянет до последнего дня, рассчитывая на быстрый поиск необходимого варианта. Так или иначе, зачастую требуется помощь специалистов агентств недвижимости.
Работа в агентстве с каждым годом начинает иметь все больший уклон в психологическую сторону. Как и в любой работе, удовлетворить запросам каждого стопроцентно невозможно. В любой сфере деятельности есть недовольные клиенты. Приходится сталкиваться с многообразием психологических типов и поведенческих реакций. Сколько людей, столько вкусов, как издавна говорят. Так и здесь – каждому свое. Поэтому приходится наблюдать набор реакций от ругани и слез, до счастливых улыбок и благодарностей в книгу отзывов и предложений. Случается, что один и тот же вариант посмотрят 5-7 человек и никому не понравится. Направляешь следующего, и вот он – идеальный для него вариант. Иногда приходится отказывать клиентам изначально. Так, когда человек приходит с неблагоприятным настроем, с недоверием и желанием получить вариант, несоответствующий сегодняшней рыночной ситуации. Бывает, что человек, заключив договор, после первого просмотра приходит с криками и отказом от дальнейшей работы. Крики, ругань, угрозы со стороны клиента, самой распространенной из которых является "вызов" полиции. Приходится объяснять, что не так легко подобрать жилье, как кажется с первого взгляда. Редко кто забирает первую квартирку. В основном выбор происходит после просмотра 4-5 вариантов. Но иногда люди смотрят и 15, и 20 вариантов. За время просмотров изрядно меняются запросы заказчика, корректируясь на рынок недвижимости и уровень цен. Через несколько дней исчезают иллюзии и появляется реалистичный взгляд на поиск. Не всегда легко удается договориться с собственником. Крайним снова оказывается работник агентства. А кто еще может быть виноват?
Сегодня телевидение и клиенты твердят о том, что агентства обманывают людей сплошь и рядом. Не стану отрицать, что таких агентств немало. Но случается и так, что клиенты умудряются провести агентство вокруг пальца. Один такой случай произошел и в нашем агентстве, когда солидный мужчина, заключивший с нами договор и высказывающий в постоянном порядке недовольство качеством обслуживания, заселил за неделю половину сотрудников недавно открывшегося в нашем городе филиала фирмы. Поэтому мы стараемся отслеживать просмотры каждого варианта клиентом и, по возможности, заселять в кратчайшие сроки. Нам меньше работы, и клиенты благодарны. Кроме того, существует и человеческий фактор, когда появляется личная заинтересованность, связанная с желанием помочь человеку в сложившейся ситуации, осознавая, что помочь ему можешь только ты.