По заказу Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) проведено исследование социально-экономического благополучия населения в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и СНГ. В частности, в Узбекистане. Думается, читателям будет интересно познакомиться с некоторыми выводами. Особенно на фоне реального положения дел в этих сферах в Латвии же. К сожалению, решаются они здесь совершенно иначе.
Прокомментировать итоги исследования «Социальный мониторинг. 2003 год» мы попросили Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Узбекистан в ЛР Кобилжона НАЗАРОВА.
—В исследовании особое внимание уделяется анализу влияния проводимых в этих странах реформ на благополучие наиболее социально уязвимых слоев населения, в том числе детей.
По уровню жизни населения Узбекистан занимал в бывшем СССР одно из последних мест. Так, в 1990 году около 70% населения республики имело совокупные доходы на уровне ниже прожиточного минимума, в то время как в России и Украине — около 30% населения.
Правительство независимого Узбекистана приняло вызов времени, не уклонилось от ответственности за проведение реформ, не пошло по пути перекладывания бремени реформ на грядущие поколения, впадая в зависимость от кредитов международных финансовых институтов или однобокого расчета на продажу невосполнимых природных ресурсов.
Начальный этап реформ основывался на народной мудрости — не ломай свой старый дом, не построив новый. Активная антикризисная политика была направлена прежде всего на поддержку базовых отраслей экономики, защиту и насыщение внутреннего потребительского рынка, поэтапное реформирование системы государственного регулирования экономики, создание базовых условий для развития рыночных отношений и частного предпринимательства в стране.
Как отмечается в исследовании ЮНИСЕФ, Республика Узбекистан одной из первых преодолела спад производства среди стран СНГ и в 2002 году рост ВВП по отношению к 1989 году составил 106,8%, что сопоставимо с приведенными в исследовании показателями Чехии.
Достижение макроэкономической стабильности и начало экономического роста позволили правительству республики с конца 1996 года активизировать инвестиционную политику и инициировать глубокие структурные изменения в экономике, другими словами, приступить к строительству каркаса нового дома.
В сложный переходный период в области социальной политики произошел кардинальный переход от государственной поддержки всего населения к адресной социальной защите наиболее уязвимых слоев общества. При этом особое внимание стало уделяться защите материнства и детства, воспитанию и образованию подрастающего поколения.
Один из первых указов президента Узбекистана назывался
«О неотложных мерах по оздоровлению женщин детородного возраста», на основе которого приняты государственные программы конкретных действий стратегического и долгосрочного характера, направленные на укрепление материально-технической базы детских медицинских учреждений и родовспоможения, развития гематологической службы с выделением надлежащих финансовых ресурсов.
Позже был создан президентский фонд «Здоровое поколение», через который финансировалось приобретение самого современного медицинского оборудования на десятки миллионов долларов США, в том числе и для создания сети скрининг-центров по всей стране, позволяющих сегодня корректировать Здоровье еще не родившихся детей.
В результате, как отмечается в исследовании ЮНИСЕФ, коэффициент младенческой смертности за годы независимости в Узбекистане снизился с 38,1 случая на 1000 рождений до 18,3 и является одним из лучших показателей, достигнутых за столь короткий срок при решении этой сложной и комплексной проблемы. Аналогичная ситуация сложилась и с коэффициентом материнской смертности, который снизился с 42,8 случая на 100 тыс. живорождений до 33,5.
В Узбекистане сложилась традиция каждому году независимого развития присваивать имя, тождественное наиболее актуальному вопросу социального развития. «Год женщин», «Год матерей и детей», «Год семьи» — это не просто лозунги отдельных лет, прожитых республикой, это время, когда правительство и общественность совместно прилагают усилия через конкретные программы и проекты для решения актуальных социальных проблем.
Когда в Узбекистане говорят: общественность — это не абстрактное, а вполне конкретное понятие, в первую очередь под ним подразумевают махаллю (общину).
Понятие «махалли» издревле существовало на земле Узбекистана и составляет одну из важнейших социально-культурных ценностей наследия узбекского народа. И даже в советский период развития оно никогда не исчезало из обихода узбекского народа. Когда официально никакие «комитеты» не создавались, в каждой махалле существовала группа лиц с большим жизненным опытом, имеющих большой авторитет, пользующихся особым уважением и почитанием всех жителей «махалли», к которым шли посоветоваться практически в любых жизненных ситуациях и к мнению которых испокон веков было принято прислушиваться.
После обретения независимости Узбекистан, следуя наступательному развитию демократии, для предоставления больших возможностей участия общественности в самоуправлении фактически легализовал исторически сложившуюся форму управленческого органа жителей махалли — совета аксакалов — в так называемые «махаллинские комитеты» — названия, которые официально получили органы самоуправления граждан. В республике решение о назначении малообеспеченной семье ежемесячной материальной помощи и установлении ее размера принимается органами самоуправления граждан. До 1 сентября 2003 года 179,4 тыс. семей назначена материальная помощь. В дополнение к этому постановлением Кабинета министров
№ 437 от 10 декабря 1996 г. «О мерах по усилению социальной поддержки семей с детьми» на органы самоуправления возложена ответственность за назначение и выплаты пособий семьям с несовершеннолетними детьми. За прошедший период 2003 года 1173,9 тыс. семей назначены детские пособия.
По данным ЮНИСЕФ, коэффициент разводов за последние 12 лет снизился в 1,5 раза с показателем 9,2 случая на 100 браков, что в шесть раз меньше, чем в Чехии и Беларуси.
В дома сирот в Узбекистане попадают 34,8 ребенка на 100 тысяч человек населения, что, по мнению международной организации, присуще только для социально стабильных государств.
Другим важным барометром социального здоровья общества является уровень преступности в стране.
С конца 90-х годов правительство Узбекистана начало кардинальное совершенствование судебно-правовой системы. Принятые в процессе осуществления судебно-правовой реформы законы в настоящее время служат интересам человека, обеспечивают своевременное восстановление нарушенных прав граждан.
В результате, по оценкам ЮНИСЕФ, общий уровень преступности за годы независимости сократился на одну треть и составил в 2002 году 298 случаев на 100 тысяч населения, а уровень преступности среди несовершеннолетних составляет 119 случаев на 100 тысяч населения, что практически в 10 раз меньше, чем в таких странах, как Болгария и Румыния.
Произошедшие свершения в республике рассматриваются в качестве основательной подготовки и надежного фундамента для очередного этапа более сложных реформ, начатых со второй половины текущего года.