Причем не раз, ибо за 30 лет, что бороздит просторы морей и океанов рижанин Йозеф ЧУБРИК, это было не миновать. Даже когда восемь лет ходил на легендарном паруснике «Крузенштерн». Многое пришлось повидать, работать на судах разного класса, но, несмотря на суровые будни, Йозеф остается романтиком.
«С детства думал о море»
А начиналось все далеко от моря – в белорусском городке Гродно, где он родился и вырос. Его мать Франческа из известного польского рода Врублевских. С отцом, Павлом, они познакомились после войны. Никто из предков Йозефа в морских походах не замечен.
– А я с детства думал о море, – вспоминает Йозеф. – Тянуло оно к себе. Моя бабушка жила на Немане. Мы с двоюродным братом ходили на лодках, строили кораблики под парусами. Зачитывался книгами о пиратах и путешественниках. Не пропускал и приключенческие фильмы, демонстрируемые в кинотеатрах. То было время романтиков. Джек Лондон, Фенимор Купер – самые популярные среди мальчишек писатели. Когда друг предложил освоить морскую специальность, сразу согласился – поступил в школу матросов в Калининграде.
– Наверняка запомнилось первое «морское крещение»?
– Каждый моряк помнит свой первый рейс. Я – не исключение. Вместе с друзьями – Петром Смольским и Владимиром Фарберовым – пополнили экипаж старого судна датской постройки и пересекли Балтику, вышли в Северное море, побывали и в легендарном проливе Ла-Манш. И хотя работа была нелегкая – забирали улов у рыболовных сейнеров, замораживали у себя на судне и потом отвозили на базу, я каждую свободную минуту наслаждался красотами бездонных морских просторов, восходом и закатом солнца.
Четыре года Йозеф проработал в Калининградском рефрижераторном флоте. В свободное время штудировал учебники по морскому делу. Судьба занесла его в Ригу, где он устроился на промысловое судно Латвийского пароходства. А также поступил на заочное отделение Рижского мореходного училища. Здесь и сбылась его детская мечта.
– Впервые «Крузенштерн» увидел в Рижском порту в 1975 году. Тогда он как раз уходил в Амстердам на празднование 800-летия города. Для меня это был настоящий шок, – рассказывает Йозеф. – Повезло. Балтийский отряд учебных судов, куда входил легендарный парусник (вместе с «Седовым» и другими судами) был приписан к отделу кадров Латвийского пароходства. Там проходили практику курсанты высших мореходных училищ Западного бассейна Союза. Удержаться не мог – попросился на «Крузенштерн». Вначале взяли простым матросом, потом стал и боцманом.
Вспоминаю те годы с большим трепетом и благодарностью к судьбе и коллегам. Душа просто пела. Представляете, своими руками ставишь паруса, латаешь их, лазишь по мачтам. А когда видишь, как туго натянутые мышцы парусов двигают корабль – непередаваемое ощущение!
Не меньше эмоций вызывали и регаты. В 1976-м «Крузенштерн» участвовал в походе, посвященном 200-летию открытия Америки. Тогда, правда, заняли второе место, уступив полякам. Два года спустя участвовали в регате в Норвегии, а переход был до Бермудских островов. И снова успех.
Жаль, не довелось увидеть прошедший в Латвии этап Международной парусной регаты – был в очередном рейсе.
– Доводилось ходить и на «Седове»?
– Да, два рейса. Но уже в конце моей парусной карьеры, которая в общей сложности составляет 8 лет.
Сегодня Йозеф трудится по контракту на химовозе. Работа не из легких – перевозят опасные грузы, требуется серьезная подготовка. Команда, как правило, интернациональная. Но люди стараются приспособиться друг к другу. На первом месте – работа. На личности стараются не переходить.
– Химовозы отличаются от танкеров тем, что мы доставляем в пункт назначения и нефть, и спирт, и подсолнечное масло, – рассказывает Йозеф. – Как-то случился разлив нефти на палубе, была объявлена тревога. К счастью, справились своими силами. А вообще самое страшное на корабле – это пожар. Тьфу-тьфу, мне ни разу не доводилось покидать судно... Что касается психологической совместимости, мы не новички. Избегаем «острых углов». В свободное время объединяемся по интересам – телевизор, литература, видео. Я, к примеру, заядлый шахматист.
– Моряки – народ суеверный, у вас тоже есть свой амулет?
– Мы не любим 13-е число, выходить в рейс в понедельник – лучше всего начинать плаванье в пятницу. Но это – общие моменты. Для меня важны вещи, которые беру с собой в дорогу, поскольку они соединились с твоей энергетикой и обязательно принесут удачу. Вот уже 20 лет со мной плавает амулет – деревянный крокодильчик. И, конечно, нательный крест, трубка.
– А к женщинам на корабле как относитесь?
– Положительно. (Смеется.) Хотя на химовозах, где я тружусь по контракту, женщин нет. Это связано не с бытующим мнением – мол, дамы приносят неудачу, а с политикой компании. Как я уже говорил, работа у нас сложная и небезопасная. Однако знаю химовозы, где трудятся и женщины.
Об экваторе, пиратах,
«Летучем голландце»
– Сегодня много говорят и пишут о современных морских пиратах. Не доводилось с ними сталкиваться?
– К счастью, нет. Однако в районе Индонезии, Малайзии, Индии случаются нападения на суда. Крадут аппаратуру, ценный груз, такелаж, могут утащить и денежную кассу или даже взять в заложники капитана с целью выкупа. Такие ребята больше напоминают не книжных героев – предков, которые ходили под черным флагом, а мелких жуликов. Поэтому в опасных регионах мы предпринимаем меры повышенной безопасности – усиливаем вахту, перекрываем двери, люки.
– Если от пиратов можно укрыться, с «Летучим голландцем» подобные способы борьбы неэффективны. Доводилось ли вам встречаться с кораблем-призраком?
– Нет. На мой взгляд, это просто красивый миф. Вот «Крузенштерн» ночью вполне можно принять за «голландца». Помню, во время перехода по Балтике легендарный парусник попал в обледенение. Паруса, снасти, все покрылось льдом. Таким судно еще не видел, даже стало немного не по себе. Но справились с этой трудностью.
– А какие еще яркие впечатления от морских походов запали в душу?
– Сразу так и не вспомню... Хотя, пожалуй, больше всего запоминается окружающая природа. Когда работал в ремонтной бригаде в Анголе, в свободное время обязательно ходил на прекрасный пляж. Любил заплывать подальше. Однажды встретился с морской черепахой. Гладил ее по панцирю. Экзотика! Или вот еще был интересный случай, который наблюдал с судна. Хищная рыба-меч нанизала на острие большую рыбенцию. Разыгрался настоящий поединок. Жаль, жертва все-таки проиграла.
– Экватор тоже доводилось пересекать?
– Несколько раз.
– Правда, что там целый ритуал разработан?
– Еще какой, особенно для новичков! Меня всегда выбирают главным Чертом. В грязной бочке из-под солидола расположено чистилище. На палубе собираются Нептун со свитой – Русалки, Брадобрей, Виночерпий. И, конечно, черти. Начинается действо, завершающееся тем, что новичка окунают в бассейн. Тех, кто боится и сбегает, черти отлавливают по судну.
– А как Новый год встречали?
– Нормально. Один раз, зная, что окажемся в плавании, в Нью-Йорке купили елочку, на самолете провезли до места смены экипажа. А потом нарядили на судне всем, что подошло. В полночь свободные от вахты подняли традиционный новогодний тост. А вообще с этим делом – алкоголем, у нас очень строго. Регулярные проверки и, не дай бог что, компания сразу списывает на берег виновного. Причем домой он возвращается за свой счет.
Латвии нужен
свой «Крузенштерн»
В конце 90-х вместе со своим единомышленником, преподавателем морских скаутов Нилом Круминьшем, Йозеф Чубрик выступил с предложением – совершить под флагом Латвийской Республики кругосветное путешествие, финишировав на открытии Олимпиады в Сиднее. Правда, у властей инициатива поддержки не нашла. Но бывший боцман «Крузенштерна» не отчаивается, надеясь, что рано или поздно его мечта сбудется.
– Латвия – морская держава, ей нужны и парусное судно, и кругосветка. Это и престиж, и реклама, – убежден Йозеф. – С практической точки зрения (сегодня все проекты упираются прежде всего в бизнес) тоже масса плюсов – лучшая подготовка моряков и штурманов проходит именно на парусниках. Здесь человек сталкивается с морской стихией, получая при этом массу профессиональных навыков. Ребята познают такелажное искусство, учатся ставить паруса. Это – хорошая возможность проявить себя, что важно для становления личности. Видимо, поэтому моряки, прошедшие школу на парусных судах, ценятся как специалисты. И, конечно, романтика.
Корабль, окутанный облаком парусов, что может быть зрелищнее и романтичнее?! Как говорят английские шкиперы: «В мире есть три красивые вещи. Лошадь в галопе, девушка в танце и корабль под парусами». Я, конечно, плавал на «Крузенштерне» и «Седове». И это замечательно. Но, скорее, лишь прикоснулся к мечте. Все еще надеюсь пройти кругосветку. А когда стану пенсионером – иметь свою небольшую парусную яхту...
Впрочем, списывать со счетов Йозеф себя пока не собирается. Правда, в последнее время все чаще задумывается о том, чтобы «бросить якорь».
– С большим удовольствием передам свое мастерство другим. Мог бы преподавать в Рижской мореходке, участвовать в различных коммерческих морских проектах, организовывать и вести занятия в кружке для мальчишек, которые мечтают связать жизнь с морем. Что из этого получится, сегодня говорить рано. Пока готовлюсь в очередной рейс и надеюсь, что мои идеи обязательно «выплывут» в нужном месте, в нужное время.