Среда, 24.04.2024, 12:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 790
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа

Главная » Статьи » Бизнес » Экономика

Александр МИЛОВ: "In optima forma"

Александр МИЛОВ: "In optima forma"


Первая любовь не забывается
Поверженный флагман
Не сотвори себе кумира
Наперегонки с поездом
Воспитание конкуренцией

Мы продолжаем знакомить читателей с позицией известных политиков, экономистов, предпринимателей на общемировые и европейские тенденции, а также на ситуацию в Латвии, которые изложены в книгах Балтийского форума.Сегодня наш гость – Александр Милов, доктор инженерных наук, председатель совета холдинговой компании "Latvijas Novitates komplekss". Член общества гарантов Рижского театра русской драмы, член попечительского комитета Рижской еврейской общины.

Оказалось, есть такое

слово–«холдинг»

– Г-н Милов. я не думаю, будто это большое преувеличение сказать, что возглавляемая вами холдинговая компания–"Latvijas Novitates Komplekss" (LNK) («Латвийский научный комплекс») вступила в ЕС, когда страна только продвигалась по этому политическому курсу. Ещё несколько лет назад входящая в холдинг компания "Latvijas tilti" выиграла объявленный Евросоюзом конкурс на реконструкцию моста через Днестр, разрушенного во время военных действий. Последовал заказ на мост Румынии. LNK- редкий пример того, как люди из научной среды создали процветающий бизнес, причём продолжая заниматься своим же делом, но в принципиально новых условиях.

- Слово «холдинг» я узнал лет через пять после того, как оказался в нём.

Именно холдинг у меня с коллегами и образовался. Я руководил проблемной лабораторией прочности, которая занималась натурными испытаниями самолётов и вертолётов в Научно-исследовательском институте гражданской авиации. Самолёт, в отличие от автомобиля или вышедшего пахать трактора в реальных условиях–в воздухе–не испытаешь: недопустимо велик риск. Конструируется «аттракцион» для «полётов» на земле, чем я и заиимался. Это довольно-таки сложный технический процесс. Когда-то мы нагружали крыло самолета мешками с песком, и только на излёте социалтсической экономики пришли компьютерные технологии. Воссоздания на их основе системы в СССР не производились. Их покупали у разных западных фирм. А мне представлялось: будь моя воля я бы взялся организовать предприятие, где бы производили испытательные комплексы. Ниша была отличная: ведь собственно самолётостроение в СССР развивалось всё время. На заре кооперативного движения я понял, что час наступил. Тогда все кооперативы должны были называться–кооператив по обслуживанию населения. И я свой назвал кооператив по обслуживанию населения «Научно-производственное объединение Латнаучкомплекс. Пришёл в форме советской гражданской авиации, с погонами и золотыми нашивками в исполком регистрировать кооператив и услышал: вы что, как это Латнаучкомплекс может обслуживать население? Аргумент надо было найти немедленно, и я говорю: вы же знаете, есть такая группа «Машина времени», но ведь это же не машина, но музыкальный коллектив. Вся комиссия рассмеялась и согласилась.

Нам нужна была серьёзная производственная база. А её не было вообще, были только научные разработки. И мы придумали такое образование–ГКП–государственно-кооперативное предприятие. Надо делать гидроцилиндры–нашли завод, брали а аренду цех во вторую смену, рабочим уже платили сами и получилось ГКП «Гидромаш». Нужна управляющая электроника–создавался «Электромаш». Нужны специальные подшипники–работали с бюро порошковой металлургии завода РЭЗ. Словом, оказалось, что созданный нами комплекс называется холдинг. Создателями наших систем управления испытаниями были советские конструкторские бюро Туполева, Антонова, ЦАГИ–Центральный аэрогидродинамический институт.По этой причине мы были, я думаю, единственным в мире коллективом с первым отделом: без допуска нельзя было найти предприятие заказчика.

В то же время мы начали зарабатывать масло, изготавливая дефицитные запчасти для «Жигулей», Ко времени развала у нас начала появляться экспортная продукция для Запада и, соответственно, какая-то валюта. Пришлось решать проблемы уже новой экономики – как, сохранив качество, не выпасть из рентабельности? Тем временем в стране пошла приватизация. Мы пустили накопления на то, чтобы приобрести собственность – она нужна там, где мы уже умеем что-то делать и можем применить интеллектуальный потенциал. Например, мы научились делать гидравлику для испытаний авиации и поняли при этом, что есть смысл использовать опыт, создавая системы для поднятия и других грузов, необязательно самолётов. Стали искать предприятие для его приватизации под этот проект. И сегодня успешно развивается завод ТТС-АВИА «Транспортно-технологические системы», его продукцию – подъёмники, транспортерные ленты покупают Германия, Дания, Швеция, Великобритания.

В свою очередь такая продукция близка к строительству, и мы обратили внимание на ещё одно направление и недвижимость, Так в сферу интересов попали "Latvijas tilti". К тому же расчёт прочности мостов подобен по технологии расчёту для самолётов. С авиацией же связано применение в новых условиях нашей разработки последних советских лет–автоматизированной системы резервирования авиабилетов «Сирена». Нет ничего удивительного в том, что человек может, не выходя из дома в США, заказать билет, например, по маршруту Денвер–Нью-Йорк–Москва. Но ни одна западная авиакомпания, ни одно турагентство не могут предложить с тем же комфортом резервирование билета, скажем, по маршруту Рига–Санкт-Петербург–Набережные Челны. Это–исключительная прерогатива системы «Сирена», она обеспечивает резервирование билетов на все авиамаршруты по странам СНГ и Балтии. При этом эксклюзивное право пользоваться ею в Балтии имеет составная часть холдинга–турагентство "Irbe", а все остальные авиакомпании и турфирмы могут быть лишь её субагентами. Стало быть, на рынке мы выигрываем.



Первая любовь не забывается

– А что происходит с тем, что положило начало холдингу–с испытанием самолётов? Другая экономика, авиатехника другой страны, которая в Латвии первый отдел уже не обяжет создать…

– И тем не менее мы, переждав спад в России, снова испытываем российские самолёты Ту и вертолеты Ми. Действуют два уникальных полигона–один под крышей, другой–под открытым небом. Так что первая любовь не забывается. Есть основания полагать, что вскоре «прилетят» заказы из Европы.

Вообще, то, что я называю нематериальный актив,–только знания в определяющей степени повлияли на процесс формирования и лицо холдинга. Мы располагаем солидной собственностью, кристаллизовалась структура.

Можно выделить четыре основных направления: испытания и исследования; производство и строительство; транзит и логистика; недвижимость.

Сегодня, через 15 лет развития,–это около полутора десятков компаний, общее число рабочих мест движется к 1 500, у нас не менее десяти докторов наук. Слоган холдинга–латинское выражение «In optima forma"–для нас действительно ключевой принцип. Мы стремимся найти лучшее из возможных решений самых разных и сложных проблем, сочетая потенциалы всех компаний холдинга.



Поверженный флагман

– Итак, я беседую с доктором наук, первым лицом состоявшейся холдинговой компании-долгожительницы, потому что 15 успешных лет в совершенно новой экономике, без денег партий, комсомола, КГБ, бандитов, философии в худшем случае «укради–продай», в лучшем–«купи–продай», без приключений, почти без внимания прессы, а если со вниманием, то только с благожелательным–это долго, очень долго. Как там в авиации; год засчитывается за два, за три? Думаю, вы более чем компетентный собеседник для ответа на вопрос: мы не могли войти в Европу, чуть лучше сохранившись? Обязательно ли было экономику до основания разрушить, чтобы создавать её с нуля? Нормально ли то, что ваш опыт уникален? Есть, например, такая версия.–промышленность была уничтожена по идеологическим мотивам, потому что русскоязычные коллективы заводов – рассадник политики Интерфронта. Другая версия–вся крупная промышленность–один цех советского военно-промышленного комплекса.

– Я совершенно отвергаю политическую заданность. И если «Коммутатор», «Альфа», отчасти «ВЭФ»–действительно были цехами советского ВПК, то к вагоностроительному заводу или к РЭЗу это ведь не относилось, а «вагонка»–РВЗ приходит в себя только сейчас. Дело определяющим образом в том, что вся советская плановая экономика была совершенно ненормальной, а рыночным мышлением мы ещё не обладали. Помните, сколь неоспоримой представлялась мысль о всемирной популярности микроавтобусов «РАФ»? Царила уверенность: на «рафики» мы выменяем все земные блага. Преобладало мышление категориями натурального хозяйства, финансового кровообращения ещё не было. Конечно, невозможно было сохранить 16 тысяч работников «ВЭФа», при том что электроника Германии не в силах угнаться за японской. Но то, что хоть в малой мере исторически традиционная для Латвии радиотехника очень постепенно оживает, это конечно радует.

Могло ли на процесс разрушения повлиять государство? Принципиально–нет, но смягчить этот процесс могло бы. Например, литовцы спасли большую часть своих предприятий тем, что быстро начав приватизацию, раздробили их, сохранив таким образом жизнеспособные фрагменты. Те же «ВЭФ», «Альфу» мог хоть в малой степени использовать Латтелеком, скажем, при телефонизации сельской местности. Но ни у государства, ни у тогдашнего руководства завода не было истребованных идей, а Латтелеком не видел в «ВЭФе» партнёра.

В начале 90-х меня попросили показать завод вице-президенту американского «телекома»–крупнейшей в мире телефонной компании «АТ&Т». Шла речь о возможном интересе к «ВЭФу». Сначала в одном из руководящих кабинетов его хозяин встал на стул и нажал кнопку на стене. Из нее стала выходить панель, надо полагать, с макетом бывшего флагмана, но на пути её заклинило. Вызвали двоих рабочих, они вытащили панель вручную. Потом мы очень долго ехали по огромной территории, чтобы показать гостю живое производство. На пятый этаж поднимались по лестнице–лифт был отключён, чтобы экономить электричество. При этом на четырёх этажах не происходило ничего. На пятом мы увидели зрелище из фантастики Стругацких. Здание несколько лет не отапливалось, полы вздыбились, станки стояли в чудовищных наклонах. Через некоторое время пришло корректное письмо за подписью гостя, уведомлявшее, что компания воздерживается от дальнейших переговоров. Словом, мы видели–и не раз–не только и не столько роль государства, сколько роль личности в нашей недавней истории. Приведу очень выразительный для меня пример. Были два советских санатория по соседству. «Кемери» расположился в здании прекрасной архитектуры, у него самая достойная история, лечебные грязи–здесь же. «Яункемери» – советская коробка, грязи туда надо возить. Можно сказать, главный врач Михаил Малкиель приватизировал беду, за это доплатить надо было. И он вытащил санаторий, даже привлёк иностранцев доступными ценами. А «Кемери» поменял былое великолепие на совершенное запустение с выбитыми окнами и заброшенным парком. Хорошо, если его, наконец, реанимируют, и им займется Кемпински.



Не сотвори себе кумира

– Детская болезнь мифотворчества проходит только сейчас. Миф о микроавтобусах сменил имеющий больше оснований, но все же снова Миф о транзите. Конечно, географическое положение страны прямо наталкивает на мысль о его целесообразности, а развитый у нас банковский сектор–также разновидность транзита. Но мы сотворили из транзита экономический кумир и поклонялись ему, пока труба не пересохла. Потому что сопутствующий здравому смыслу Миф состоял в том. Что, располагая вентспилсским портом, можно ставить соседней стране любые условия. Образ моста больше эксплуатируется, чем мост используется. Но при этом новая экономика постепенно развивалась, принося порой неожиданности, которые, как оказалось, вполне вписались в логику становления правильного, т.е. естественного рынка. Я, например, прогнозирую неплохую перспективу для металлообработки, и мы уже строим новый завод. И, конечно же, чистый продукт рыночной экономики, прекрасно показывающий механизм её целесообразности – происходящий на наших глазах строительный бум. В тот момент, когда цена старых, советского времени квартир приблизилась к стоимости нового строительства, и даже стала превышать эту цену, когда к этой ситуации подтянулся ипотечный кредит, мгновенно строительство жилья просто рвануло. А с другой стороны, строительство стало стремительно развиваться вместе с бизнесом. Профессионалы хорошего класса быстро освоили современные технологии, обойдясь без зарубежных учителей. Очень интересно начали самовыражаться архитекторы–по-моему, у латышей одарённость в этой сфере чуть ли не генетически заложена. Это и есть рынок, а не в том дело, что Берзиньш сказал Иванову: надо начинать строить. Разумеется, я не говорю о бюджетном строительстве, дома в Дрейлини можно было завершить и 10 лет назад, но сделал это именно прошлый состав Рижской думы.

– Дума–властная структура. Как должны строиться отношения бизнеса и власти? Когда накопился некоторый опыт жизни в рыночной экономике, стало все чаще звучать мнение о том. что совершенно недостаточна регулирующая роль государства–Запад о ней никогда не забывал. А противоположное мнение–недопустимо возвращение к социализму.

– Второе суждение меня просто шокирует безграмотностью, хотя его приходится слышать из уст и докторов наук, и политиков. Рыночная экономика–производное частной собственности, что давно показал Маркс. Плановая экономика социализма–это одно.

Отношения государства с секторами рыночной экономики, его видение стратегической перспективы–нечто абсолютно иное.

Политический беспризорник

– Как складываются отношения вашей компании с государством?

– Рыночная экономика в Латвии развивается хорошо, мы государства почти не замечаем. 90?% продукции холдинга идёт на экспорт в страны Западной Европы. Почти у всех фирм холдинга ещё до вступления в ЕС уже были евросертификаты стандарта качества.

– Вы почти не замечаете государства. А оно вас–в лице политиков?

– Мой приятель назвал меня политическим беспризорником. Мы помогали иногда партиям, но столь скромно, что на лоббирование не могли рассчитывать, да и надобности не было. Помогали, когда казалось, что близка их политическая философия. Ведь в нашем политическом спектре целесообразности нет. Правыми называют партии по их этнополитическим, а не экономическим установкам. А если исходить из экономических принципов, то ТБ/ДННЛ–катастрофически левые, партия Репше во власти действовала, как социалисты. По программе партия, нужная мне,–несколько вправо от центра, это "Latvijas cels" («Латвийский путь»), не стань она очень быстро бюрократической партией начальников. Латышскому избирателю с моими экономическими взглядами может быть близка Народная партия, но от меня она дистанцирована идеологически. А в этом смысле близка Партия народного согласия.

– Но вам всё же есть за кого голосовать, или это каждый раз мучительный поиск меньшего зла?

– Это хороший вопрос и хорошая формула: мучительный поиск меньшего зла. Я симпатизировал партии Юрканса, пока они не вошли в «ЗаПЧЕЛ», «путникам», Первой партии и снова вернулся к ПНС, когда она вышла из блока. Если бы экономическую программу «путников» соединить с этнополитикой Юрканса…

– Словом, по Гоголю: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича–я бы тогда тотчас бы решилась»,–разбирала достоинства женихов Агафья Тихоновна.



Наперегонки с поездом

– Что бы вы, человек, исповедующий логику точных наук и целесообразность бизнеса, посоветовали сделать политикам для урегулирования латвийско-российских отношений?

– Во всяком случае не надо делать шагов, заведомо обречённых на неудачу. Например, ясно, что ни одна сторона не будет оплачивать счета за прежние десятилетия. Есть такое выражение: бесполезное–вредно. Мне на ум приходит такой образ, характерный для поведения человека. Он вышел из поезда, чтобы выпить на станции кофе или купить газету. И замешкался, а поезд тронулся без него. И он бежит, бежит, пытаясь догнать поезд, хотя это совершенно нереально и, следовательно, бессмысленно,



Воспитание конкуренцией

– Резюме нашей беседы может быть таким: вхождение страны в Европу не несло для вашей компании ничего принципиально нового, разве что новые возможности.

– Это время совпало с существенными переменами в менеджменте компании. Я имею к ним прямое отношение не только как председатель совета. В холдинг пришли работать два моих сына. Старший получил образование бакалавра в университете города Беер-Щева в Израиле по робототехнике, окончил в одном из престижнейших университетов США магистратуру, поступил в докторантуру. Младший сын окончил экономический факультет Мичиганского университета в США и, выдержав очень сложный конкурс, был приглашен на работу в офис «Deloitte&Touche» в Чикаго. Оба независимо друг от друга решили, что не хотят жить в Америке и возвращаются в Латвию, приходят в холдинг. Я могу быть субъективным–ведь то мои дети. Но есть объективные показатели, они свидетельствуют о том, что приход молодых, хорошо образованных ребят очень существенно продвинул компанию. Завод по производству транспортно-технологических систем, где председатель совета–старший сын, за последние полтора года почти утроил объём, годовой оборот с миллиона латов приблизился к трём, всё реконструировали, купили самое современное оборудование, автоматизировали управление производством.

– Формирование бизнес-династий – для семьи это несомненное благо. А проблема формирования национального бизнеса существует?

– Он в условиях глобальных рынков тоже должен создаваться естественным путем. Приведу очень приятный для меня пример. Осенью началось строительство Южного моста. Это крупнейший в истории новой Латвии проект–на 85 миллионов латов. Заложены новые технологии XXI века. Под осуществление проекта создано национальное товарищество "Dienvidu tilts", куда в числе шести компаний вошли и наши "Latvijas tilti". У прямых конкурентов достало здравого смысла, чтобы объединиться и вместе поднять такое масштабное дело. Хорватская фирма пять раз подавала в суд, пытаясь уличить латвийский пул в демпинге. Наша смета действительно на четыре миллиона латов дешевле только потому, что местные компании, преследуя свои интересы, солидарно отказались партнёрствовать с хорватами, и тем пришлось исходить из того, что всю технику в Латвию надо тащить самим.

А если говорить не о своём бизнесе, я скажу, кого считаю очень одарённым нашим предпринимателем, хотя я с ним не знаком. Это создавший сеть "Lido" Гунар Кирсонс. Стало быть, отечественный бизнес, представляющий самые разные сферы, оказываясь в европейских условиях, вполне может быть самодостаточным.







Так и живём…
Так и живём…

Что дальше?

Ладислав КУБИЗНЯК: «Чехия вместе с Латвией открывают двери на российский рынок»

L или V?

Ине­сис ФЕЙ­ФЕ­РИС: «Нет дис­кус­сии – нет стра­те­гии»

Елена Батурина даст показания по делу Банка Москвы

В клубе детективов
В клубе детективов

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Экономика | Поместил: Ivan (18.10.2012)
Просмотров: 1243 | Теги: лето, предприятие, Экономика, мост, страна, строительство, комплектация, бизнес | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Бизнес и финансы]
Изготовление и реализация флагштоков на заказ в компании «ФЛАГ.РУ» в Москве (0)
[Отдых в России]
Путевка в лечебный санаторий (0)
[Здоровье]
Как делается тайский массаж травяными мешочками (0)
[Строительство и ремонт]
Современные квартиры в новостройках Владивостока (0)
[Отдых в России]
Комфортабельные и вместительные автобусы, микроавтобусы арендуйте в компании BUS STANDART (0)
[Строительство и ремонт]
Заказывайте автоматические выключатели в литом корпусе TD 100Н серии Susol на официальном сайте компании АльфаИнжиниринг (0)
[Советы автомобилистам]
Два варианта получения прав на погрузчик (0)
[Строительство и ремонт]
С компанией «ЛенГаз СПб» в вашем доме будет тепло и комфорт (0)
[Бизнес и финансы]
Как выглядит эталон объявления в Яндекс Директ (0)
[Спортивные новости]
Взрослый мужской велосипед (0)
[Отдых в России]
Покупка горного велосипеда (0)
[Спортивные новости]
Подробная инструкция по выбору качественного велосипеда (0)
[Вредные привычки]
Реабилитационный центр Reban спасёт любого от алкогольной, наркотической и иной зависимости (0)
[Строительство и ремонт]
Раздвижные межкомнатные перегородки (0)
[Советы автомобилистам]
Подбираем газоанализатор DRAGER на сайте drom-service.ru (0)
[Товары для дома]
Что такое печи длительного горения? (0)
[Полезные советы]
Ветеринарная служба МОСВЕТЦЕНТР (0)
[Товары для дома]
Система виртуальной реальности (0)
[Бизнес и финансы]
Аренда мест в московских Торговых Центрах (ТЦ): Какие бизнесы пользуются популярностью (0)
[Здоровье]
Доступные цены и комфортный сервис от стоматологии «Новый Век» (0)
 


Самые читаемые статьи

Lexus RX 300 (0)
BMW 728i (0)
История туризма и экскурсионной деятельности в России (0)
Какие существуют разновидности русского бильярда? (0)
Хотите отдохнуть в подмосковье? Недорого? Легко! (0)
В Якутии найдена база НЛО (0)
Отдых VIP-уровня в Подмосковье (0)
Охотничьи породы собак 1994 год (1)
Как выбрать себе подходящий велосипед (0)
Чем кормить выпускника? (0)
Toyota Vitz 1.0 (0)
Ох уж эта талия! (0)
Летняя мода (0)
Правильный салат (0)
Mazda 6 2.0 S-VT (0)
Opel Vectra 1.8i (0)
Новинки рынка. Мини-вэны «Рено-Модус», «Пежо-1007», «Хонда-Джаз» (0)
Здоровый позвоночник - счастливый удел (0)
Nissan Murano 3.5 (0)
Toyota Camry 2.4 16v VVT-i (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2024