Тема, которую я сегодня буду раскрывать, наверняка затронет многих для обсуждения. Рассмотрим один из популярных видов транспорта, применяемого среди работников леса – УАЗ для лесоруба.
На чем мы, лесорубы добираемся на место работы в лес? Это могут быть различные машины-вахтовки: УРАЛы, ГАЗ-66, УАЗы и т.п. В общем, техника повышенной проходимости и даже колесные тракторы с будками. Увы, лес это не городские условия (хотя и в городах наших российских положение желало бы быть лучшим), я бы даже сказал это целый экстрим, когда приходится покорять (штурмовать) не один километр лесных дорог. Усугубляет положение то, что дорога в лесу бывает не только раскисшей от различных путей водосбора (с оврагов, болот и т.п.), но и труднопроезжаемой из-за пней. Кроны древостоя затеняют лесные проезды и они, практически не просыхают, или как говорится: «до первого дождя». В северных регионах лето значительно короче, нежели в южных и преобладание хвойных насаждений, затеняющих дороги, затрудняют просыхание проезжих путей. А если еще по сырым местам проходят груженые лесовозы, то пробиться до места по колеям, невозможно.
На протяжении первых 10 лет работы (на лесозаготовку и на отводы леса) в лесхозе мы использовали ГАЗ-66. Машина уникальна своей проходимостью и небольшим весом. Даже в случае того, когда машина застряла и села на мосты, её без особого труда можно вывозить вагами (если нет лебедки). Но она много кушает, хотя для вездехода это норма!
Именно из-за топливных расходов и бедственного положения организации, впоследствии пришлось полностью переходить на УАЗики.
Общая картина УАЗиков
УАЗ как много ругают, так много и хвалят. Тем не менее, равноценной и альтернативной техники на сегодняшний день в затруднительных дорожных условиях для российских лесов просто нет! Давайте рассмотрим достоинства машины и неё недостатки.
Как правило, для бригад приобретаются так называемые УАЗ-«буханки» («таблетки») минивэны, то есть вариант с кузовом. Немало предпочтений отдано УАЗ-«фермерам», где в отдельном тентованном кузове можно разместить инструмент: бензопилы, запчасти, ГСМ, другие принадлежности. Реже – «головастиков». Хотя за неимением таковых моделей используют и «козлов» («бобиков»).
Что говорят про «таблетки» (УАЗ-39623)? Из положительных сторон следует отметить то, что машину снабдили ГУРом и дисковыми тормозами передних колёс. Присутствует отопитель кабины нового образца. Ремонт автомобиля сократился благодаря неразрезным редукторам ведущих мостов, да и эксплуатировать в морозы стало легче и уверенней. Машина отлично разгоняется, как и все модели отличается высокой проходимостью и неплохим управлением.
Из косяков следует отметить затруднение долива «тормозухи» в бачок главного тормозного цилиндра, ведь для этого приходится отворачивать гайки на решетке радиатора. Кузовное железо – гов..о! Электропроводка сопровождается настоящим геморроем при её монтаже. Кстати – электропроводка…
Скорее всего у нас все «рукожопые», но случаи с пожарами УАЗиков имеют место. Горят они из-за проводки, которая по различным причинам «накрывается медным тазом». Хотя причины очевидны: постоянная езда по грязи, сучьям, колеям, водосборам коим образом сказывается и на проводку. Наш водитель тоже горел (сильно обжег руки) при тушении машины. Конечно, можно избежать таких плачевных последствий, но не все водители автоэлектрики, а механики предприятий работают зачастую на «свой карман».
По причине повреждения (а может и по другой причине) электропроводки очень часто горят предохранители в «бегунках» трамблеров. И сколько не меняй эти «бегунки», они не выдерживают напряжения. С этим мы часто сталкивались и практически все водилы заменяют в «бегунках» предохранители на «жучки». Вследствие этого либо пожар, либо генератор, либо еще что-нибудь! Если ремонт генераторов особой проблемы не составляет, его можно за пол часа поменять на запасной, а сломанный потом просто отдать в ремонт генераторов и стартеров в городе, то более существенные поломки могут вывести машину из строя на несколько дней.
Возникают трудности и с запчастями к «таблетке», например – патрубки для радиатора.
Что касается заднего моста. Без переборки мостов УАЗ не обходится, это касается и замены заднего кардана. Переднего кардана, как правило хватает на 2 года. Одни раз в 2 года (бывает и чаще) необходимо заменять тормозные колодки, а также рулевые наконечники.
Наверняка многие согласятся, что у УАЗа «летят» спидометры! В среднем спидометра хватает на 10-15 тыс. км, потом необходимо менять. Часто отворачиваются шурупы от обшивки, необходимо самому модернизировать крепление. Ручки дверинок тоже являются бедствием и при налегающем усилии они просто-напросто отламываются. Глушитель задолбал отваливаться! Это происходит от частой езды по глубоким колеям, пням и веткам.
В заключении про УАЗы
Про недостатки УАЗа можно писать много. Но и достоинств у нашего внедорожника вполне хватает. Это достаточно устойчивые машины на трассе, кроме бобиков (УАЗ-469), которых в зимний период «таскает» и бросает в кювет. УАЗы очень проходимые авто, а по аналогам им нет равным по дешевизне запчастей. Да, они «жрут», но это лишь для трасс, а для внедорожных условий эти показатели ничтожны!
Уверен, что огромное количество лесорубов и лесников используют на своей работе УАЗики. Пишите, дополняйте, спорьте, учите :) . Напоследок предлагаю посмотреть видео, но не связанное с УАЗами. На этом свой пост об УАЗ для лесоруба заканчиваю.