Сначала предыстория - на одном из форумов Президент РФ озвучил мысль о том, нужен ли вообще техосмотр транспортных средств ("... все равно ведь покупают..."). Реакция премьера была мгновенной - буквально через три дня им был подписан Мораторий на технический осмотр тех автомобилей, которые должны были пройти Государственный технический осмотр в 2011 году. После этого "машина" завертелась - как по мановению волшебной палочки, со скоростью звука был разработан закон. Без сучка и задоринки прошел все три чтения и уже 1 июля 2011 года утвержден в третьем чтении. 4 июля закон подписал президент, а 28 июля закон опубликован в Российской газете, то есть вступает в силу. Закон многостраничный, написан таким языком, что понять можно только после многократного изучения каждого пункта.
Давайте разберемся, что же ждет российского водителя с 1 января 2012 года. Так как в законе 34 статьи, и в каждой несколько глав, будем выискивать то, что заденет каждого водителя РФ:
Новые автомобили будут проходить технический осмотр только через три года.
НО, ЕСЛИ У ВЛАДЕЛЬЦА НОВОГО АВТОМОБИЛЯ НЕТ ОГНЕТУШИТЕЛЯ, АПТЕЧКИ И АВАРИЙНОГО ЗНАКА, ОН ОТПРАВЛЯЕТСЯ ИНСПЕКТОРОМ ГАИ, КОТОРЫЙ ВЕДЕТ СВЕРКУ, НА ТО!!!
Автомобилям от 3-ех до 7 лет технический осмотр нужно будет проходить через 2 года.
Автомобили старше 7 лет проходят техосмотр 1 раз в год.
Автобусы, такси, коммерческие автомобили - каждые 6 месяцев.
Сразу вопрос, а как быть с талоном пройденного техосмотра?
Талон будет выдавать страховая компания. Причем талонов будет два. Один в электронном виде поступает на регистрацию в Единый реестр, а второй - в бумажном виде - выдается водителю.
Возникает следующий вопрос - значит, первый осмотр нового автомобиля будет проводить страховая компания?
Ни в коем случае, автомобиль-то новый. К иномаркам, выпущенным на своей Родине претензий действительно нет. Но к иномаркам, выпущенным в России, а также к отечественным автомобилям претензий очень много.
Значит, эти автомобили будут ездить 3 года спокойно со своими неисправностями.
Новая схема получения заветного талончика технического осмотра выглядит так:
Сначала пройти технический осмотр и получить заверенную диагностическую карту - затем купить полис ОСАГО только после этого поставить автомобиль на учет.
Если у вас срок действия талона техосмотра истекает менее чем через 6 месяцев, вам откажут в покупке полиса. Сначала техосмотр - потом полис ОСАГО.
Нужно отметить, что еще в течение 2-ух лет (до 1 января 2014 года) водители смогут выбирать, где пройти эту процедуру. В пункте Гостехосмотра по старым расценкам, или у оператора осмотра по новым ценам и непонятным правилам. С 2014 года выбора не останется - заветный талончик можно будет получить только у операторов. Непонятные правила вообще-то понятны.
По новому закону впервые законодательно установлена солидарная ответственность операторов технического осмотра и водителей за неисправность автомобиля, которая привела к аварии. Если неисправность не заметил оператор, то ущерб, причиненный ДТП, возмещать будет он.
Что означает последняя фраза понятно. Законодатели пытаются устранить прохождение технического осмотра по блату (не заметил неисправность - плати), а страховщики уйти от оплаты. Теперь оператор более внимательно будет проверять автомобиль, чтобы не попасть впросак и на деньги.
Кстати, аккредитовывать операторов технического осмотра - именно такое название получат организации, которые будут выдавать заветный талончик, будет Российский союз автостраховщиков. И начнет он это делать не позднее 1 января.
Здесь возникает вопрос. А что, страховщики понимают технические аспекты правил проведения технического осмотра?!
Очень сомневаюсь. Значит, добро должны дать специалисты ГИБДД. То есть в действия специалистов по техническому осмотру и специалистов ГИБДД вклинивается третья сила - страховщики. А зачем?! Опять дополнительные справки, дополнительная оплата за услугу. Кроме того, союз страховщиков потребует объединиться операторов техосмотра в свой союз (за это нужно платить), аккредитация оператора техосмотра тоже платная.
Проверку работы операторов техосмотра должны проводить страховщики, которые в этом ничего не понимают. Может они пройдут курс обучения в 340 часов. Очень сомневаюсь. Значит, нужно будет платить специалистам ГИБДД за проверку своей деятельности. Дальше понятно - как можно найти погрешности в работе за мои же деньги.
Как же у нас любят максимально усложнять довольно простой вопрос, который годами разрабатывался в системе ГИБДД.
Какие документы понадобятся для прохождения техосмотра по новым правилам:
В первую очередь свидетельство о регистрации автомобиля. Если машина новая - паспорт транспортного средства и договор купли-продажи. Либо другие документы, подтверждающие ваше право собственности на автомобиль.
Если вы управляете транспортны средством по доверенности, то и саму доверенность. Доверенность может быть как полученной в нотариальной конторе, так и в рукописной форме.
После вступления в силу нового закона, инспекторы на дороге не должны проверять наличие талона техосмотра.
Наличие полиса ОСАГО уже подтверждает, что техосмотр пройден.
Исключение сделано для таксистов, водителей автобусов и прочих, кто занимается коммерческими перевозками. Для них ответственность за непройденный техосмотр сохранилась. Проверять наличие полиса будут, как и раньше. Отсутствие полиса предусматривает не только штраф, но и запрет эксплуатации с лишением государственного номера.
Новшество
До сих пор к техосмотру не допускались организации, которые занимаются обслуживанием и ремонтом машин. И логика здесь простая: коммерсанты с легкостью найдут неисправности даже у нового автомобиля, чтобы в соседнем цехе тут же все исправить за дополнительную плату. По новому закону это разрешается. Чем обернется подобное нововведение - неизвестно.
Самое неприятное
По мнению различных экспертов, цена техосмотра вырастет. Предполагается, что стоимость его будет в районе 1500 - 2000 руб. Придется платить и за повторный осмотр. Сейчас, если вы не прошли техосмотр, то в течение 20 дней вы можете устранить недостатки и пройти бесплатно проверку тех узлов, по которым были замечания. С вступлением нового закона, вам придется заплатить за проверку тех узлов, по которым были выявлены неисправности. Но это при условии, что вы проходите повторную проверку в том же месте. Если вы поехали в другой пункт, вам придется платить заново по полной программе.
В связи с тем, что страховщики поднимают расценки на полис ОСАГО до 35-40%, расходы будут весьма значительны.
Во всей этой ситуации самыми обделенными окажутся водители, автомобили которых (по мораторию господина Путина В. В.) в 2011 году могут не проходить техосмотр. Почему?
В 2012 году нагрузка на пункты техосмотра удвоится (будут проходить техосмотр автомобили и 2011 и 2012г. г.).
Стоимость техосмотра, по новому закону, возрастете аж в четыре раза (было с госпошлиной 600 руб., станет 2000 руб.).
Если в 2011 году, не дай бог, вы попадете в аварийную ситуацию, то ГИБДД первым делом спрашивает талон техосмотра. Нет талона - автомобиль технически неисправен.
При существующем пофигизме русских водителей меморандум Путина В. В. привел к еще более напряженной обстановке на дорогах из-за возросших неисправностей непроверенных автомобилей.
Поэтому искренне советую - не ждите 2012 года, проходите техосмотр в этом году с наименьшими затратами нервов, времени и финансов.