Глава Оленинского района Тверской области: (oleg_dubov) Олег Дубов предложил блогерам обсудить новый законопроект «"Об образовании в Российской Федерации». Он направил на сайт свое предложение по спасению малокомплектных школ на селе, которые в России ежегодно закрываются сотнями. Блогеры откликнулись. Получилась очень живая и острая дискуссия.
Пользователь oleg_dubov:
Сегодня острейшая проблема для жителей села — «оптимизация» малокомплектных школ. Этот разрушительный процесс связан, конечно, не с чьей-то «злой волей», а с тотальным применением системы «нормативно-подушевого финансирования» в масштабах всей страны. Для педагогов, родителей, самих детей закрытие школы — это горе. Ведь сельская школа не просто образовательное учреждение. Это действительно очаг жизни в наших деревнях. И когда этот очаг гаснет, деревня нередко погибает. Надо признать, что в этом отношении была допущена системная ошибка, которую может исправить только закон. Предлагаю дополнить главу 3 законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» статьей «Особенности правового статуса и финансового обеспечения деятельности малокомплектных образовательных учреждений в сельских населенных пунктах»:
Пользователь zamsky:
А может быть, действительно имеет смысл вкладывать деньги в школьные автобусы и сельские дороги, а не в ветшающие школы на три человека?
Пользователь oleg_dubov8:
Сельское население НЕ ХОЧЕТ, чтобы их дети ездили учиться за 25 — 30 км ежедневно. И уже есть богатый и печальный опыт: если школа закрылась, в течение года все работоспособное население старается из этой деревни уехать.
Пользователь sobaker:
Я городской житель, но у меня сложилось ощущение, что школы в успешных деревнях не закрываются. Закрываются там, где уже ВСЕ плохо; и закрытие школы 1 это не то, с чего начинается разрушение, а то, чем оно естественным образом заканчивается. Я ошибаюсь или прав?
Пользователь oleg_dubov:
При подушевом финансировании сельские школы обречены, в своем большинстве реально ФОТ, если соблюдать все нормативы, у них обеспечен на 2 — 3 месяца. Проблема их сохранения, конечно, пока решается (до вступления в силу 83-ФЗ в полном объеме). Но как она решается? За счет «обрезания» бюджета городских школ и уровня зарплат городских учителей. Что, естественно, очень плохо. Потому и должны быть малокомплектные школы, во-первых, четко обозначены — что это такое — и, во-вторых, выведены из системы подушевого финансирования. Городским школам от этого, кстати, тоже будет лучше. У них будет свой принцип финансирования, у сельских свой. И конфликт интересов сегодняшний будет тоже устранен.
Пользователь tyna68:
Может быть, большинство из вас далеки от этой проблемы. Но вы ведь знаете, что нас, жителей сельских районов, в офлайне миллионы. И нам больно от того, что наши школы массово гибнут.
Помогите селянам!
Пользователь anheep:
Ну смотрите. История не очень простая на самом деле. Действительно, деревни, в которых была школа и закрылась, как минимум, замедляют свое развитие. С другой стороны, объективно говоря, гораздо больше населенных пунктов, в которых школы нет и никогда не было. Наиболее распространенной в мире, безусловно, является история, когда налажена комфортная и безопасная доставка детей из деревень и сел в централизованное учебное заведение. Это объективно лучше как с точки зрения экономики, так и с точки зрения качества образования. Непосредственно в деревнях, возможно, разумно оставить начальную школу.
Пользователь true_wing:
Я с Вами совершенно согласен. А сэкономленные деньги нужно направлять на финансирование школ, которые выживают, и сделать нормальные ЗП их учителям. Как минимум, конкурентоспособные на уровне населенного пункта, где школа находится. Сейчас, если кто не знает, ЗП учителя 14 — 15-й категории средней нагрузки меньше ЗП лесоруба, имеющего образование 9 классов.
Пользователь roditelnitsya:
А Вы представляете, что такое поездка на дальние расстояния в школу зимой, после ожидания автобуса на остановке в мороз, после тряски по русским «дорогам» (они же направления), после возвращения домой и... автобус ломается (ну вдруг), а вокруг нет домов, нет заправок, нет оперативных служб. Глухой лес. Заглохший автобус, полный замерзающих детей.... Да, оперативные службы могут приехать на помощь быстро, если у кого-то будет ловить сотовый (кстати, в деревнях его не все дети имеют и водители тоже). А еще в некоторых лесах водятся волки или другие дикие (или одичавшие) животные.
Пользователь true_wing:
Ну уж вы не рассказывайте страшилки. Я прекрасно знаю, какие там дороги и как ездят на учебу школьники. Я проучился 11 лет в школе, в которую возили и возят детей со всего сельского округа. Да, я сам не ездил, но я ходил 20 минут через поле к 0 уроку в 8 утра, в темноте на хорошем морозе :) Мама говорила, что я не мог не идти, потому что учитель шел на этот урок 40 минут по лесной дороге и тому же полю. Я учился в одном классе с теми, кто ездил каждый день по 10 — 15 км. Хорошо знал тех, кто жил в интернате, т.к. им до дома все 40 — 50 км и их не могли возить каждый день. И я хорошо знаю, что там и как сейчас спустя 6 лет, так как мой отец в этой школе работает. Работает за 5 тыс. рублей в месяц, поскольку кто-то должен учить детей и на одну пенсию (такого же размера) не прожить даже в деревне. А вы не думаете, что детям в деревне тоже хочется получить по возможности качественное образование? Кто будет учить 10 детей в деревне на 100 жителей? Вы? В школе, о которой я говорю, работают учителя со всего того сельского округа, откуда возят детей. К счастью, на данный момент школа справляется и умудряется каким-то образом давать более-менее качественное образование. Во всяком случае, весь педагогический состав имеет высшее образование. В некотором роде за счет этого и удается выживать — школьники показывают результаты, школа получает деньги, покупаются новые автобусы и компьютеры. Но там все плохо, и что будет через 20 лет — непонятно. Кто будет работать за те копейки, которые предлагает наше государство? Я не буду. Давайте оставим этот романтизм и посмотрим правде в глаза. Деревни вымирают, и чем меньше деревня, тем меньше у нее шансов. Людям там работать негде и делать нечего, инфраструктуры нет никакой и не предвидится. Нужно спасать то, что можно спасти.
Пользователь roditelnitsya:
Я тоже не с другой планеты и знаю ситуацию. Не спорю, старшеклассникам, может, и лучше в большой школе. Но малышам жить в интернате или ездить по 40 — 50 км не выход. И у меня тетя учительница, а бабушка сельская учительница на пенсии, проработавшая всю жизнь в деревне, уча по 5 — 6 человек в классе, а то и один был. Но школа в деревне должна быть. Кстати, про ужастики я не придумала. Бабушка рассказывала историю, как молодая учительница шла из школы домой одна, вечером, дорога через лес проходила. Ее загрызли волки.