Чтобы быть суперженщиной, вам не обязательно ходить на службу. Вы можете стать просто супермамой.
Марджори Хансен Шаевич, консультант по вопросам семьи и брака из Калифорнии, различает два типа таких мам. Супермама номер один, возможно, какое-то время работала, и, хотя теперь сидит дома, она не отказалась от амбиций. Она продолжает выступать в качестве организатора. В понедельник она присутствует на вечере, устраиваемом Ассоциацией сотрудничества родителей и учителей в деле воспитания детей, во вторник утром она занята делами Молодежной лиги, два раза в неделю она сопровождает детей на уроки балета и футбол, по четвергам она сама отправляется на джазовый концерт. Большую часть вечеров она сидит на телефоне, организуя благотворительные базары или школьные праздники. Эта супермама - жертва продолжающегося обесценивания «женской» работы.
«Многим женщинам это не по душе, но они думают, что должны заниматься этим, потому что они не работают, - отмечает Шаевич, автор книги «Синдром суперженщины». - Они считают, что должны оправдывать свое существование».
Супермама номер два - это, по определению Шаевич, мама «все-для-всех». Она прикована к кухне или шитью, как женщины времен первых поселенцев, которым приходилось самим выпекать хлеб и шить одежду.
«Хотя это выражается по-разному, но оба типа супермам сражаются с низкой самооценкой, - утверждает Шаевич. - Когда вы работаете, деньги, которые вы зарабатываете, являются доказательством вашей ценности. Если вы сидите дома, вам требуется найти другие источники, которые питали бы ваше чувство собственного достоинства. Вам нужно делать что-то, что позволило бы вам ощущать свою полезность, что давало бы выход вашей энергии и вашим способностям».
Она советует избегать такого подхода, когда вся энергия рассеивается из-за того, что очень широк спектр ее приложения. «Не старайтесь браться за все. Делайте то, что приносит вам удовлетворение и вызывает чувство мира в вашей душе», - говорит Шаевич.
Мамам, которые остаются дома, так же, как и тем, кто работает, необходимо иметь время для себя, чтобы они могли набраться новых сил. «Мы склонны тратить свою энергию до полного изнеможения или заболевания, замечает Шаевич. - Когда мы смотрим на здоровых людей, мы обнаруживаем, что у всех у них есть что-то, что помогает им сохранять душевное равновесие».
Кэти Скотт, например, читает. «Я читаю все, - рассказывает она. - Таинственные случаи, биографии. Я читаю днем, когда дети спят, или после того, как уложу их вечером, предпочитая книги телевизору. Я считаю, что это позволяет не терять остроту ума и дает мне то, чего не могут дать чаепития с дочерью и игры с сыном. Нельзя сказать, что мне не нравится заниматься со своими детьми, но, если вы будете общаться только с детьми, у вас будет разжижение мозга».
Если чтение не является вашим тайным наслаждением, найдите что-нибудь другое, вспомните, что вам нравилось делать до рождения детей. «Некоторым женщинам доставляет удовольствие работать в саду, другие любят готовить, есть женщины, которые с удовольствием рисуют, - говорит Шаевич. Делайте то, что помогает вам хорошо себя чувствовать».
Особое внимание уделите вашему браку и другим важным для вас взаимоотношениям. Существует разновидность супермам, которые не отказались от мысли иметь все. Они с мужем хотят иметь дом, машины, отдых в престижном месте - и они пытаются осуществить все это на одну заработную плату. Это часто означает долгие часы работы вдалеке от дома для мужа - и долгие часы одиночества в доме для жены.
Здесь ключевое слово - время. «Для того чтобы брак был удачным, нужно иметь время - время на совместный досуг, время на разговоры друг с другом и время на секс, - предупреждает Шаевич. - Проверьте себя, соблюдаете ли вы эти приоритеты».
«Конечно, я хотела бы иметь большой дом и все удобства, - говорит Кэти, которая со своим мужем и двумя детьми живет в городском доме с тремя спальнями в спокойном пригороде. - Но, когда мы решили, что я останусь дома с детьми, мы сели, подумали и пересмотрели свой бюджет так, чтобы он позволил нам жить достаточно комфортно и еще оставались деньги на удовольствия. Мы оба с Робом не хотели, чтобы наши дети посещали детские учреждения, но в то же время нам не хотелось достичь поставленных целей ценой нашего брака. Наши отношения мы поставили на первое место - и это сохраняется до настоящего времени. Без этого все остальное распадется».