До конца текущего года в Хакасии, как того требует федеральное законодательство, должен быть принят закон о передаче полномочий в сфере здравоохранения от муниципалитетов в ведение республики. Это означает, что в структуре здравоохранения Хакасии, где сейчас существует три подструктуры: государственная, муниципальная и частная, останется только две — государственная и частная. Как новая система скажется на качестве и доступности медицины в Хакасии? И какова итоговая цель передачи полномочий? Эти вопросы "ШАНС" адресовал министерству здравоохранения РХ и администрации Абакана.
Передача
имущества
К сожалению, хотя, почему к сожалению, скорее к счастью, министр здравоохранения Хакасии Владимир Титов чрезвычайно загружен делами, поэтому общаться с ним пришлось посредством пресс-службы ведомства. Здесь нашему журналисту рассказали, что говорить именно "о передаче полномочий" муниципалитетами республики не совсем корректно. По сути, никакой передачи полномочий не будет. Речь идет о передаче имущества, то есть всех учреждений здравоохранения, ныне закрепленных за городами и районами со всем их содержимым, в "собственность" республики.
Начнется передача нажитого непосильным трудом в апреле 2012 года. Для того, чтобы, как рассказали в минздраве, "правильно описать, посчитать и передать" все имущество, видимо, чтобы, не дай бог, ничего не пропало, разработан так называемый "переходный период" сроком в девять месяцев, в течение которого города и районы будут передавать добро по очереди: первым это сделает самый бедный Бейский район, последним – самый богатый Абакан.
Проблема в том, что федеральное законодательство никакого "переходного периода" в этом вопросе не предусматривает, а требует передать полномочия единовременно, раз и навсегда. Об этом говорилось на последнем заседании президиума Верховного Совета. Однако такая схема не представляется жизнеспособной, поскольку хозяйство, которому предстоит обрести нового хозяина, действительно велико.
– Шесть лет назад принимался закон о передаче полномочий муниципалитетам, он был на 600 страниц, и в него до сих пор вносятся поправки. Теперь – наоборот, тоже не так просто. Там же в районах много очень зданий, все они в разном состоянии, и все это надо описать, учесть, согласовать, посчитать, – поделился с "ШАНСОМ" заместитель председателя Верховного Совета Хакасии Сергей Комаров.
Словом, верхи хотят, низы не могут. Насколько успешно решится сложившееся противоречие, уже в ближайшую среду, 23 ноября, покажет сессия Верховного Совета РХ.
Что будет,
то будет
Сейчас, наверное, рано начинать столь любимый вашим покорным слугой разговор о "половинчатых реформах", поскольку результаты передачи полномочий скажутся не раньше, чем через год. Декларативно цели нововведения таковы: передача полномочий позволит создать единую вертикаль управления, что позволит более детально контролировать все процессы, происходящие в региональном здравоохранении, а также поставит все муниципалитеты в равные условия.
Опять же на последнем заседании президиума Верховного Совета Хакасии эти прописные истины подверглись критике.
– С 1 января 2012 года никто ни за что отвечать не будет, до этого муниципалитеты хоть как-то справлялись с тем, что происходит на местах, а сейчас непонятно, кто все будет контролировать, – высказался по этому поводу председатель Верховного Совета РХ Владимир Штыгашев.
С точки зрения рядового пациента медучреждения, определенная правда в этих словах присутствует: если раньше житель Таштыпа или Абазы мог обратиться по интересующему вопросу в местное управление здравоохранения, то теперь там ему скажут, мол, все, мы ни при чем, езжайте в Абакан, к министру. А министр, как уже было сказано, – крайне занятой человек.
Вместе с этим от того, что финансирование будет осуществляться из республиканской столицы, врачей редких специальностей или, как их называют, узкой специализации, на местах прибавится вряд ли.
– Как я понимаю, хотят создать вертикаль власти, поэтому меняют структуру. Как это отразится на качестве медицинских услуг, к примеру, конкретно в Абакане, я не могу сказать. Надеюсь, что, по крайней мере, не в худшую сторону. Мы передаем полномочия только в декабре, поэтому весь следующий год будем работать в прежнем режиме, это точно. Да и вообще, есть куда более насущные вопросы для нас, текущий ремонт, например, – высказал свою позицию "ШАНСУ" главный врач Абаканской городской больницы Сергей Пашкевич.
Кстати, если говорить о муниципальных управлениях здравоохранения: что произойдет с ними после реорганизации системы – пока непонятно. Вроде как, если нет больше муниципальной подструктуры, то и управления такие не нужны.
– На ближайшей сессии будет рассматриваться этот закон, а пока мы ничего сказать не можем, – заявила "ШАНСУ" заместитель главы Абакана по социальным вопросам Ирина Кацебина.
Где взять деньги?
И все же определенные результаты законодательная инициатива, идущая сверху, уже принесла. Касается это механизма распределения финансовых средств по случаю передачи полномочий. Федеральный центр, потребовав осуществить передачу, денег под это дело не выделил. Между тем цена вопроса – 1 миллиард 350 миллионов рублей, именно во столько обойдется республиканской казне нововведение. Кроме махины медицинского хозяйства, о которой уже было сказано выше, республиканским властям придется содержать армию врачей, а им, как это ни прискорбно, приходится платить зарплату. Соответственно, деньги на эту зарплату и прочее республиканский бюджет должен где-то изыскать. В правительстве нашли способ: некоторые налоги, которые до сей поры поступали в казну муниципалитетов, теперь будут отправляться прямиком в казну республики. В частности, Верховным Советом уже принято решение о перераспределении так называемой "упрощенки": то есть местные бюджеты лишатся единого норматива от налога, взимаемого по упрощенной схеме. К примеру, Абакан не досчитается таким образом 200 миллионов в бюджете на 2012 год. Сурово, но справедливо. Глава Абакана Николай Булакин в эфире радио "Абакан" заявил по этому поводу, что, отдав часть денег республике, муниципалитеты, объективно говоря, лишаются и части затрат, поэтому в целом местные бюджеты понести финансовые потери не должны.
– Теперь эти функции будут у правительства Республики Хакасия. У нас не будет расходных полномочий. У нас в казначействе вычеркнут просто коды бюджетной классификации по расходам в области здравоохранения. И эта финансовая ответственность, полномочия перейдут на уровень правительства Республики Хакасия. На сферу здравоохранения, на текущее содержание по бюджетному плану, который уже заканчивается, у нас в бюджете заложено 344 миллиона, – прокомментировал ситуацию Николай Булакин.
Итак, закон о передаче "медицинских полномочий" будет обсуждаться на сессии Верховного Совета Хакасии, и, судя по тому, что инициатива идет из федерального центра, не принять его не могут. Осталось только дождаться – в каком конкретно виде, а затем посмотреть – к какому результату приведет благая инициатива.