Двухлетняя борьба животновода Хакасии за свою собственность с помощью "ШАНСА" закончилась победой над бюрократической государственной машиной.
Честно говоря, в счастливое окончание этой дикой истории с трудом верили и редакция нашего еженедельника, и герой двух наших публикаций – скотовод-предприниматель из села Сон Ширинского района Хакасии Зайпулла Магомедов. Именно ему пришлось, отстаивая свои права на собственность, пройти через все "круги ада" государственно-бюрократической машины, ни в какую не желавшей признавать ни собственные ошибки, ни правовой беспредел по отношению к обычному человеку.
Статья под заголовком "В селе Сон, похоже, спит и закон" вышла в N51(969) "ШАНСА" от 24 декабря 2009 года. Вкратце напомним о сути дела.
В сентябре 2008 года в селе Сон Ширинского района Хакасии произошла кража крупного рогатого скота в количестве 41 головы из ФГУП ГПЗ "Сонский". В преступлении был заподозрен житель этого же села Зайпулла Магомедов, купивший в это же время стадо племенных быков и коров. Скот был изъят как краденый, после чего его передали на сохранение обворованному – до суда в качестве вещественного доказательства преступления. Однако вскоре с Магомедова были сняты все подозрения, и он потребовал свой собственный скот назад. Затем выяснилось, что обворованный уже... продал "рогатые вещдоки" третьему лицу. Разумеется, Магомедов пошел в прокуратуру Ширинского района с жалобой и требованием о возврате собственности. В ответ последовали лишь формальные отписки, после чего, уже в 2009 году, суд решил: скот отдать. Однако выполнить вердикт не удалось – быки и коровки "канули в Лету", а значит, государству предстояло возвращать Магомедову деньги за дорогих племенных быков и коров. И делать это должно было министерство финансов России в лице казначейства РФ по РХ – так как стадо изъяли работники "органов" в связи с мифической кражей.
Зайпулла Магомедов терпел такое безобразие долго – до сентября 2009 года, пока не подал в Абаканский горсуд иск с требованием взыскать с государства убытки на 4 236 000 рублей и моральный вред на 2 миллиона рублей. Однако государство на попятную не пошло: прокуратура Ширинского района тоже обратилась в суд, пытаясь доказать, что скотовод вообще купил в свое время стадо незаконно, а значит, ничего скотоводу никто не должен. История застыла в морозе под Новый год 2010-го – иск Магомедова приостановили до рассмотрения иска прокуратуры – чтобы "оттаять" вновь уже при участии "ШАНСА".
Затем в феврале, после выхода первого материала на эту тему, редакция получила официальное письмо из МВД РХ за подписью министра Ильи Ольховского, в котором нас благодарили за обнародование темы и сообщали, что "по публикации проведена проверка, в результате которой установлено, что факты, изложенные в газете, частично подтвердились" и что "обстоятельства данного дела поставлены на контроль в Следственное управление при МВД по РХ". Чуть позже стало известно, что иски прокуратуры Ширинского района к Магомедову о незаконности покупки злополучного стада судом были отклонены. О чем "ШАНС" и сообщил в №5 (975) от 4 февраля 2010 года.
Прошел, как говорится, почти год. Все это время предприниматель Магомедов с помощью адвокатов пытался добиться справедливости. Проходили суды, которые отклоняли его иск, подавались кассационные жалобы, назначались новые заседания... Однако точку в этом скандальном деле несколько месяцев назад поставила судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Хакасии.
Было решено, отменив все предыдущие "отказные" судебные решения, удовлетворить иск Зайпуллы Магомедова к минфину России и выплатить ему за счет государственной казны 1 968 300 рублей. Разумеется, эти почти 2 миллиона по сравнению с требуемыми предпринимателем 6 миллионами убытков, включая моральный ущерб, не сопоставимы – однако прецедент все-таки был создан. Обычный человек смог заставить "любимое государство" вернуть ему незаконно отобранное и пропавшее в никуда. Исполнительный лист с адресом должника "Москва, улица Ильинка, дом 9" (копия вместе с решением ВС РХ имеется в распоряжении редакции "ШАНСА") существует и на днях уже предъявлен к оплате.