Масса больших и мелких изменений в Правила дорожного движения высветила один явный пробел в главном автомобильном документе. Спорная ситуация сложилась с разворотом на перекрестке. Ее каждый трактует, как может. Комментарий заместителя начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимира Кузина в средствах массовой информации разъяснил данную ситуацию следующим образом:
Речь идет о развороте на перекрестке по кратчайшей траектории. Представим себе Т-образный перекресток. Вы двигаетесь по его "ножке" и хотите развернуться. Прямо перед перекрестком транспортные потоки на этой "ножке" разделяет газон. Как в такой ситуации разворачиваться? Нужно ли сначала пересечь перекресток, а потом уже повернуть в обратном направлении? Или все-таки можно развернуться, не пересекая перекрестка, прямо вокруг этого засаженного травкой островка?
- В Правилах дорожного движения не прописано, как совершать данный маневр, по какой траектории, - заявил Владимир Кузин. - Следовательно, нарушение Правил дорожного движения отсутствует.
Также Генерал Кузин считает, что полностью исключить такие спорные ситуации не так-то просто. К сожалению, путь, который напрашивается в первую очередь, - внести изменения в Правила дорожного движения, решить проблему не позволит. Дело в том, что предписать некий универсальный порядок действий на каждом перекрестке практически невозможно, ведь конфигураций пересечений проезжих частей, а также конкретных складывающихся на них ситуаций практически бесконечное множество. Поэтому в одной ситуации предписанный маневр будет безопасен и удобен всем, а в другой - приведет к серьезным проблемам.
В этой связи единственное, на что приходится уповать, - это благоразумие водителя, а также знание и строгое соблюдение законодательства инспектором. Генерал Кузин заверил, что департамент ОБДД будет прилагать все усилия для того, чтобы повысить профессиональный уровень сотрудников подразделений российской Госавтоинспекции, не допустить вольной трактовки положений ПДД в угоду своим интересам или требованиям начальства.
Из своего опыта могу добавить, что в экзаменационных билетах подобная задача также не рассматривается именно потому, что отсутствуют соответствующие предписания в ПДД. А раз запрета на такой маневр нет, то он в рамках правил.
Если все же, несмотря на Ваши объяснения, инспектор ДПС ГИБДД расценил такой маневр, как нарушение, и изъял водительское удостоверение, что делать?
В обязательном порядке необходимо обжаловать его действия (составленный протокол об административном правонарушении) вышестоящему должностному лицу либо напрямую в суд. И не забывайте одну вещь, что для вышестоящего должностного лица и в том числе для суда будет достаточным для признания Вас виновными самого протокола. Пресловутая презумпция невиновности, определенная в ст. 1.5 КоАП РФ, фактически на практике не работает. Лицу, привлеченному к административной ответственности, самому придется доказывать свою невиновность путем предоставления в суд в качестве доказательств всевозможных разъяснений уполномоченных лиц, практику Верховного суда и даже текст самих Правил дорожного движения. И не факт, что Вы будете услышанными (с "системой законного отъема денег", бороться ой как непросто). Если даже Вам удастся неимоверными усилиями отменить протокол, это никак не отразится на судьбе нерадивого инспектора. Чувствуя свою безнаказанность, он по-прежнему будет трактовать Правила по своему усмотрению, по сути, приравняв себя к Судье. Было бы очень неплохо, если бы за своевольную трактовку правил и подгонку формулировок протокола под определенную статью Кодекса об административных правонарушениях инспекторы несли серьезную ответственность.
Ведущий специалист Центра юридической помощи "Лад"