«Сегодня есть шанс сделать так, чтобы города и районы Украины могли развиваться»
У Украины есть шанс изменить отношения между центром и регионами и уже в следующем году укрепить позиции местных бюджетов. Так считает народный депутат Украины, председатель Бюджетного комитета Верховной Рады Валерий Баранов.
За последние 5 лет расходы органов местного самоуправления на развитие территорий практически не увеличивались. К примеру, доля затрат на жилищно-коммунальную сферу составляет в среднем по Украине менее 3%. Власти на местах вынуждены за счет громад дофинансировать все то, что не дофинансируется из Киева. На решение своих проблем средств не остается. Стимулов зарабатывать деньги нет. В стране процветает уравниловка и практика чрезмерной централизации, которая тормозит развитие территорий. Однако, по словам Валерия Баранова, правительство выражает готовность в корне изменить ситуацию. Распоряжением Премьер-министра Украины Николая Азарова в стране создана межведомственная рабочая группа по вопросам инновационной стратегии развития местных бюджетов и межбюджетных отношений. Один из членов этой группы – бердянский нардеп Валерий Баранов.
В свой прошлый приезд в Бердянск Валерий Баранов рассказывал о встрече с главой Кабинета министров Николаем Азаровым, в ходе которой обсуждался не только вопрос взаимодействия между правительством и Бюджетным комитетом Верховной Рады, но и тема реформирования подходов к формированию бюджетов всех уровней. По словам народного депутата, Николай Янович с вниманием отнесся к существующей проблеме и выразил готовность совместно работать в направлении реформирования существующей системы.
Премьер оказался последовательным в своих намерениях и оперативным в действиях. Уже 17 марта в городе Ирпень состоялся «круглый стол» с участием министров, народных депутатов, представителей Ассоциации городов, областных советов. Заседание специально было выездным, чтобы его участников никто ничем не отвлекал в самом Киеве. Речь на этом мероприятии шла о том, как повлиять на то, чтобы бюджет страны на 2012 год принципиально отличался от бюджета нынешнего года. И не просто отличался, а был ориентирован на интересы территорий.
Но для того, чтобы менять и реформировать, нужно определиться с тем, что же необходимо менять. И вот, как рассказал Валерий Баранов в понедельник, 21 марта, на своей пресс-конференции бердянским журналистам, результатом работы «круглого стола» стало определение перечня 43-х проблем.
– Мы сразу договорились о том, что не будем просто констатировать факты и списывать все на нехватку финансов, – отметил Валерий Баранов. – Это проще всего. А наша задача – найти пути решения проблем. Сделать так, чтобы не пострадали интересы государства, и в то же время начался подъем территорий, что невозможно без укрепления их доходной базы.
Что же это за проблемы?
Например, до 2011 года в Украине был транспортный сбор. Он давал мэрам городов небольшие, но все-таки хоть какие-то средства на то, чтобы весной оперативно начинать ямочный ремонт. В 2011 году транспортный сбор отменили. Вместо этого правительство выделило средства Автодору. Однако такая централизация практически сразу выявила невозможность оперативно реагировать на проблемы с дорогами в каждом конкретном городе или поселке. Поэтому у Автодора были изъяты 1,5 млрд грн и направлены в обладминистрации. Однако и это не выход. Теперь мэры городов должны ехать на поклон в область и устраивать соревнования, кто быстрее и больше выбьет средств на ремонт дорог.
Дабы уйти от подобной порочной практики, председатель бюджетного комитета Валерий Баранов предложил с 2012 года оставлять местным бюджетам половинну собираемого налога на прибыль. Эта мера призвана убить двух зайцев. Во-первых, дать территориям необходимые средства, во-вторых, способствовать большей заинтересованности властей на местах теснее работать с производителями и различного рода структурами в плане того, чтобы они получали больше прибыли от своей деятельности. Ведь чем большей будет прибыль, тем больше денег поступит в местные бюджеты и тому же государству.
Еще одна проблема: год от года количество средств, поступающих в местные бюджеты, увеличивается в среднем на 15-16%. Казалось бы, надо радоваться. Однако вместо радости наблюдается парадокс. Бюджеты увеличиваются, а затраты на капитальные ремонты, на дороги, благоустройство – собственно, на развитие территорий, остаются неизменными и даже сокращаются. Куда же идут деньги? На выполнение государственных программ. То есть собираемые на территориях средства перегоняются в центр, там перераспределяются по всей стране и направляются обратно территориям, но только уже по усмотрению столичных чиновников. При этом государство еще и недофинансирует на 18 млрд свои программы. Эта недостача перекрывается опять же за счет территорий, за счет тех средств, которые могли идти на ремонты кровель, на энергосберегающие технологии и т. д.
Так как же тогда развиваться территориям?
Или другой пример. В Украине есть области-доноры и есть дотационные территории, которые получают из Киева так называемые дотации выравнивания. Но самое обидное, что эти дотации реально ведут к уравниловке. Территории, зарабатывающие деньги, живут так же, как те, которые дотируются. Понятное дело, что государство не может обрекать своих граждан на нищету в депрессивных регионах. Но регионы, зарабатывающие средства и содержащие всю страну, должны иметь право оставлять на развитие своих территорий большую часть средств. У них должны быть стимулы к развитию. Точно так, как должны быть стимулы к развитию у депрессивных регионов. И с этой целью Валерий Баранов предлагает выделять им государственные деньги только под конкретные бизнес-планы, под проекты развития территорий, реализация которых увеличит их доходную базу.
Важный момент – уравнивание в правах всех граждан страны. Ведь не секрет, что жителям столицы живется лучше. Они существенно меньше, чем во всей стране, платят за коммунальные услуги. Более того, с ними пытаются заигрывать и другими средствами.
– Я был шокирован, когда недавно было предложено выделить из государственного бюджета более 400 млн грн так называемой муниципальной добавки киевским учителям, – рассказывает Валерий Баранов. – Я сразу сказал, что я согласен, но с одним условием: если к киевским учителям добавят учителей бердянских. Естественно, на это никто не пошел. Понятно, я возмутился. Какая может быть муниципальная надбавка из государственного бюджета? Если в киевском бюджете есть дополнительные средства, тогда пожалуйста, пусть доплачивают за счет бюджета Киева. Но если это предлагают сделать за счет государственного бюджета, то скажите мне, пожалуйста, чем лучше киевские учителя бердянских, запорожских и всех остальных учителей страны? Это ж за наш общий счет мы будем улучшать жизнь исключительно киевлян. А остальные? Мое мнение: такой подход в корне неправильный.
А как можно мириться с тем, что во всех уголках страны работают филиалы банков, различных структур и организаций, они зарабатывают деньги с населения конкретных регионов, а налоги платят в Киеве – по месту регистрации. На состоявшемся в Ирпене «круглом столе» прозвучало предложение ввести на законодательном уровне порядок, при котором филиалы банков или иных структур платили бы налоги по месту своей работы, там, где они зарабатывают деньги.
Что еще нужно изменить, чтобы решить все обозначенные 43 проблемы территорий, свои рекомендации должна дать межведомственная рабочая группа по вопросам инновационной стратегии развития местных бюджетов и межбюджетных отношений. Премьер-министр Николай Азаров подписал распоряжение о ее создании. В состав комиссии вошел Валерий Баранов как председатель парламентского бюджетного комитета, министр финансов, а также представители всех министерств, Ассоциации городов, областей – одним словом, все стороны. Если работа комиссии окажется плодотворной и будет одобрена, бюджет 2012 года может быть уже другим. Страна не станет в одночасье богаче, но территории получат большие возможности для развития и стимулы для зарабатывания средств. В стране должна произойти децентрализация финансов, то, о чем все давно говорят, но чего до последнего времени никто не делал.
– И пусть решены будут не все 43 проблемы, – считает Валерий Баранов, – пусть нам удастся решить 5-10 из них. Это уже будет шаг вперед. Это будет шаг к решению тех насущных проблем, которые не решались десятилетиями.
Отдельная тема – деньги, которые Украина получает по Киотским соглашениям. Суть их состоит в том, что у каждой страны, подписавшей это соглашение, есть определенная квота на выброс в атмосферу углекислого газа. Если квота не используется полностью, ее можно продавать другим странам, которые превышают свои лимиты. Так вот ежегодно Украина получает свыше 4 млрд грн таких денег. Они должны тратиться на энергосберегающие технологии, модернизацию производств и т. д. Но оказывается, что в 2009 году эти деньги вообще не были использованы, а в 2010 их использовали лишь чуть более чем на 3%. И это в украинских-то реалиях, когда средств не хватает абсолютно на все. Вот я и предложил направить эти деньги органам местного самоуправления по тому же целевому назначению – энергосбережение. Если страна эти деньги не использует, пусть же хоть что-то делается в регионах.
В целом народный депутат оценивает ситуацию в стране как сложную. Но считает, что курс Президента на реформы должен дать положительный результат.
– Самое главное – чтобы реформы не буксовали, – считает Валерий Баранов. – Украина больше не может позволить себе роскошь ничего не делать. Но беда власти в том, что она не разъясняет суть реформ. К примеру, я один из соавторов Жилищного кодекса и авторитетно заявляю, что 90% того, что сегодня пишется в прессе в отношении этого важнейшего документа, просто вранье и домыслы. И мне непонятно, почему в средствах массовой информации не развернута разъяснительная работа как в отношении того же Жилищного кодекса, так и в отношении Кодекса трудового, Пенсионной реформы и т. д. Людей пугает неизвестность. Диалог опять же поможет избежать майданов и мирно решить спорные вопросы, чтобы не получилось, как с Налоговым кодексом. Кстати, есть сведения, что на сегодня уже порядка 30% частных предпринимателей, работающих на упрощенной системе, пожелали свернуть свою деятельность. Это тревожный сигнал. Но я знаю, что по итогам полугодия правительство намерено проанализировать следствия принятия Налогового Кодекса и откорректировать его. Поэтому я приглашаю всех бердянских предпринимателей не упускать возможность, а собирать свои предложения и поучаствовать в этой работе. Я готов идти с этими предложениями в кабинет министров и добиваться принятия тех решений, которые принесут пользу и государству, и частным предпринимателям. Жду предложений. Обращаться в каб №77 бердянского горисполкома (4 этаж). Телефон: – 4-46-21. Можно присылать ваши предложения и замечания на электронную почту: narodna_brd@i.ua
Динамика объемов налогов бюджетов (расчетные показатели на 2006-2011 годы)