355 лет назад Украина воссоединилась с Россией. 1 октября 1653 года в Москве собрался Земский собор, который рассмотрел вопрос о воссоединении земель ранее единого, мощнейшего государства — Киевской Руси. В наше драматическое время разделения некогда единого славянского мира полезно вспомнить, как и почему русские люди, имеющие единый славянский корень, стремились навстречу друг другу, что и привело к историческому воссоединению Украины с Московской Русью.
На эту тему мы беседуем с нашим постоянным автором — профессором, доктором филологии, заслуженным работником высшей школы РФ, депутатом ЗС Владимиром ЮДИНЫМ.
— Владимир Александрович, вы не раз сообщали в печати, что вы потомственный кубанский казак, корни которых уходят в Запорожскую Сечь. В Запорожье похоронена ваша мать. Судя по вашим публикациям, вы болезненно переживаете все то, что мешает русским и украинцам жить в мире, дружбе и согласии. Недавно общественность наших стран торжественно отметила 355-летие воссоединения Украины с Россией. Давайте поговорим об истоках давней братской дружбы наших народов, не вдаваясь в перипетии нынешних политических разногласий.
— Воссоединение Малороссии (так называлась тогда Украина) с Московской Русью соответствовало жизненным интересам насильственно разобщенного населения древнерусского государства. Предками как малороссов, так и великороссов были восточнославянские племена, с древних времен заселявшие территорию от Карпат до Волги и от Балтийского до Черного моря. В VI — VIII веках нашей эры они образовали единую древнерусскую народность, самую крупную в Европе. Русские и украинцы, белорусы по происхождению русичи. Интересы совместного развития, а также необходимость обороны от врагов привели к созданию одного из самых больших и могущественных государств в Европе — Киевской Руси. Однако в силу законов развития феодального общества древнерусское государство разделилось на ряд отдельных княжеств. В XIII веке Русь находилась в исключительно тяжелых условиях. Она смогла отразить немецкие и шведские нападения, но не смогла устоять против полчищ Золотой Орды.
Русское государство оказалось существенно ослабленным, чем не замедлили воспользоваться соседи. Уже в XIV веке Западную Русь (ныне Белоруссия), Волынь, Восточную Подолию, Киевщину, Чернигово-Северщину, а также Смоленские земли захватили литовцы. Поляки в это же время захватили юго-запад — Галичину и Западную Волынь, а позднее и Западную Подолию. Буковина была включена в состав Молдавского княжества, а Закарпатская Русь еще в XI веке попала в руки венгров. В XV веке Турция захватила Молдавию и южнорусские земли Северного побережья Черного и Азовского морей — Новороссию (ныне часть Украины) и поставила в вассальную зависимость Крымское ханство, которое к тому времени отделилось от Золотой Орды. В XVI веке уже у Литовского княжества Польша по существу отторгает Восточную Волынь, Брацлавщину и Киевщину с частью Левобережья Днепра. В результате всех этих захватов Киевская Русь оказалась разорванной на территории, попавшие под власть различных стран. Таким образом, стремление к единению русских и украинцев обусловлено прежде всего объективной необходимостью защитить себя от внешних врагов, сохранить государство, спасти от истребления своих потомков.
— Множество государств исчезли с лица земли, а народы растворились среди покорителей. Русь же выстояла. Как вы объясните этот феномен?
— Древнерусская народность не поддалась ассимиляции: сказался ранее достигнутый высокий уровень развития. Сохранились и продолжали развиваться этнические, экономические, культурные и политические связи. Киевская и Галицко-Волынская летописи свидетельствуют о стремлении к национальному единению и о необоримом духе независимости еще в период раздробленности Киевской Руси.
— Мы знаем об этом из литературы — от Пушкина, Гоголя, Шевченко. Эти темы звучат в балете и музыкально-оперном искусстве, в живописи… Как же в реальности боролись русичи?
— Прежде всего в форме переселения жителей Малороссии в Московское государство. Начиная с конца XIII века переселялись все сословия — от крестьян до бояр и князей. Причем последние, как правило, переходили со своими землями и крестьянами. В конце XIV века против иноземного владычества восстала Киевщина. В начале XV века восстания охватили Галицию, Волынь, Подолию и опять Киевщину. Апофеозом сопротивления стало избавление Северо-Восточной Руси от ига Золотой Орды. По мере возвышения Москва все больше становилась центром притяжения для русского народа. Несмотря на антагонизм между богатым сословием и бедным населением, в русском обществе господствовал дух национальной консолидации, стремление изгнать чужеземцев с родной земли, о чем, к примеру, живописно поведали в своих исторических повествованиях А. Толстой, В. Ян, Д. Балашов, В. Чивилихин, В. Ганичев, В. Пикуль.
Царское правительство вскоре после «Стояния на Угре» занялось возвратом отторгнутых земель. В 1492 году великий князь Иван III потребовал от литовского великого князя и поляков возврата земель.
Решительно требовал возврата русских земель Иван Грозный. Так, в 1563 году он предъявил королю Сигизмунду II Августу список, в котором был назван целый ряд захваченных поляками русских земель и городов, в их числе Перемышль, Львов, Галич и другие. Так как захватчики и не думали возвращать отторгнутые территории, за их освобождение не раз приходилось вести освободительные войны.
— Боролись с чужеземными захватчиками и малороссы. Особую роль сыграло казачество…
— Борьба велась двухсторонним порядком. Малороссы тоже вели решительную борьбу за объединение с Московской Русью. В XVI веке на территории Юго-Западной Руси они развернули широкое народно-освободительное движение. Заметное место в нем занимало казачество, появившееся в Запорожье, как позже на Дону и Кубани. Польские и литовские паны для упрочения своего господства объединили в 1569 году Польшу и Литву в Речь Посполитую (Люблинская уния). В Юго-Западной Руси поляки захватили огромные владения, насчитывавшие в отдельных случаях до сотен населенных пунктов. Польская шляхта усилила крепостнический, религиозный (антиправославно-католический) и национально-колониальный гнет. Крепостничество в Польше в XVI веке достигло самого высокого уровня в Европе. Полки вели жесткую борьбу с православием. В 1596 году в Бресте была оформлена уния, провозгласившая подчинение православной церкви католической, признание Папы Римского главой униатов и принятие основного догмата католицизма. Православное духовенство подвергалось репрессиям.
— Уже в наши дни на западе Украины происходил захват православных храмов, а священники из них изгонялись и преследовались. Трагическая история повторяется…
— Насаждение католицизма, колонизация, национальная дискриминация — все было направлено на денационализацию малороссов, ослабление их связей с Московским государством.
Не случайно в конце XVI века активизировалось переселение малороссов, в первую очередь казаков, в пределы Московской Руси. Селились казаки, как правило, на ее южных рубежах, осуществляя их защиту. Иногда переходили в подданство царя вместе с территориями, освобожденными от польского влияния. Известен пример такого перехода казачьего войска во главе с Косинским.
— Воссоединение земель шло с великими трудами. Какие же события предшествовали Переяславской раде?
— Решающим стал XVII век. До этого представители Малороссии неоднократно обращались к русским государям с просьбами принять малороссов «под свою высокую руку». Такие планы часто возникали в казацкой среде, тем более что казаки уже со времен Грозного поступали на службу Москве. Этой службы искали даже такие гетманы, как Сагайдачный, неплохо ладивший с Варшавой, шляхтич по происхождению.
Представители православного духовенства — архиепископ православного духовенства Исайя Копинский (впоследствии литовский митрополит) в 1622 году и митрополит Иов Борецкий в 1625 году обращались к московскому царю с просьбой о покровительстве и воссоединении Малороссии с Россией.
Но после подавления ряда восстаний 30-х годов XVII века польские паны еще больше усилили гнет. Наряду с крестьянами и мещанами притеснениям подвергались мелкая украинская шляхта и православное духовенство.
Борьбу против гнета панской Польши в 1648 — 1654 годахвозглавил гетман Богдан Хмельницкий. На начальном этапе войны он пытался привлечь на свою сторону и турецкого султана, и крымского хана, и шведского короля. Поначалу Хмельницкому сопутствовала удача. Восставшие одержали серию побед — у Желтых Вод, под Корсунем и под Пилявцами. Однако затем из-за измены крымского хана гетман потерпел ряд серьезных поражений — под Яборовым, под Берестечком и в окрестностях Жванца.
Шесть лет вели малороссы изнурительную борьбу с поляками. Положение Малороссии было исключительно тяжелым. В этих условиях гетман стал еще активнее предлагать Москве воссоединение. Им было послано около двадцати посольств к царю с такой просьбой. Однако русское правительство, опасаясь новой войны с Польшей, занимало сдержанную позицию. Московская Русь еще не совсем оправилась от Смуты. К тому же такая война могла подтолкнуть — и подтолкнула — Швецию к захвату Приморья.
Русь оказывала помощь восставшим «хлебом и пушками», а также дипломатическими методами.
Принимая во внимание многочисленные просьбы представителей Малороссии о ее принятии в состав России и опасность, угрожавшую малороссам со стороны поляков, царь решил созвать Земский собор, чтобы при решении вопроса о воссоединении заручиться поддержкой всего народа.
1 октября (старого стиля) 1653 года в Москве собрались практически все слои населения тогдашнего Российского государства: духовенство, бояре, представители русских городов, купечества, крестьянства и стрельцов.
Решение было единодушным. Собор «приговорил»: «чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей…»
И было очевидно, что в связи с воссоединением русских земель войны с поляками не избежать. С учетом этого собор постановил: «Против польского короля войны весть».
— Некоторые украинские источники утверждают, что Хмельницкий поступил как «предатель своего народа». Что об этом говорят исторические документы?
— Рада была «явная», то есть открытая, для всего народа. На ней были представлены как все малороссийские земли, так и все сословия (казаки, духовенство, мещане, купцы, крестьяне). Таким образом, вопрос о воссоединении с Россией и в Малороссии решался при самом широком представительстве.
Решения Земского собора и Переяславской рады наглядно продемонстрировали волю разделенного народа жить в едином государстве.