Удивительно, что о боевой истории 48-й Тверской дивизии не слышно песен и былин. А ведь она награждена четырьмя орденами, имеет два почетных наименования. Казалось бы, уже одно это должно приковать к ней внимание историков. Но о 48-й дивизии в Твери вспоминают от случая к случаю, хотя она, безусловно, заслуживает большего внимания.
Смело мы в бой пойдем
В виду приближения Южного фронта и войск генерала Деникина к Туле в ней приказом от 25 октября 1919 года была сформирована 1-я Тульская стрелковая дивизия. Ее части заняли укрепрайон к юго-западу от города, но фронт остановился под Орлом и Кромами. И в декабре дивизию отправили за Западный фронт.
В феврале ее переименовали в 48-ю дивизию. Всю весну и июнь ее бойцы сражались против белолатышей и белополяков под Островом и Полоцком. В июле дивизия несла гарнизонную службу в Вильно, а в августе - сентябре наступала на белополяков в районе Кобрина и Волковыска на реке Нарев. Из окружения вышла на Барановичи.
Затем дивизия боролась с вооруженными отрядами Булак-Балаховича. В 1921 году она вела бои с повстанцами в Смоленской и Витебской губерниях, затем - в Самарской губернии против отряда генерала Попова и конных групп Аистова, Сафонкина, Сарафанкина, Серова. К августу повстанцы были истреблены или рассеяны.
Голод, охвативший Поволжье, заставил реввоенсовет республики вывести оттуда ряд воинских частей. 48-ю дивизию включили в состав столичного военного округа, а местом ее пребывания определили Тверскую губернию.
С 11 ноября 1921 года это соединение стало называться 48-й Тверской стрелковой дивизией. Одновременно из-за расположения ряда служб она называлась и Кашинской. А 2 декабря 1931 года, через две недели после переименования Твери в Калинин, дивизии было присвоено имя Михаила Калинина.
Между войнами
В состав дивизии были включены 142, 143-й и 144-й стрелковые полки, артполк и кавалерийский, который вскоре убыл в Туркестан на борьбу с басмачами. 142-й и 143-й полки находились в Твери. Когда солдаты квартировали в Сахарове, им понадобились храмовые помещения, и они вынесли саркофаги генерала-фельдмаршала Иосифа Владимировича Гурко и его супруги Марии Андреевны из семейного храма-усыпальницы, освященного в честь преподобного Иосифа Волоцкого. До сих пор неизвестно, в какой канаве окружающего парка лежат их тела.
142-й полк передислоцировался в Ржев, а 144-й полк некоторое время пребывал в Кимрах, затем разместился в зданиях Казанского женского монастыря Вышнего Волочка.
Любопытно, что в дивизии с момента ее формирования и целых двенадцать лет прослужил военачальник первой обоймы Александр Василевский. Будущему маршалу и начальнику Генштаба довелось командовать каждым из стрелковых полков этой дивизии. Этот период подробно описан в многократно издававшихся мемуарах А.М. Василевского «Дело всей жизни».
Любопытно, что в 1934 году знаменитый кинофильм «Чапаев» снимался в дивизионных лагерях в Калининском районе. Так, церквушка, из окон которой Василий Иванович отстреливался от наседавших беляков, находилась вблизи Мигалова. Соответственно, Чапай с Петькой (блестящий артистический дуэт Борис Бабочкин - Леонид Книт) переплывали вовсе не Урал, а Волгу у деревни Красная Горка (считается, что на берегу песок там красный). Личный состав дивизии снимался в массовых сценах, может быть, и в знаменитой «психической атаке».
Репрессии
Во второй половине 30-х по комсоставу дивизии был нанесен сильнейший удар. По обвинению в причастности к военному заговору, которым якобы руководили Тухачевский и Якир, Военной коллегией Верховного суда в 1937 - 1938 годах были приговорены к «высшей мере» начальник административно-мобилизационного управления Красной армии Абрам Миронович Вольпе (в 1931 - 1933 годах - командир 48-й дивизии, в 1933 - 1935 годах - начальник штаба Московского военного округа), действующий командир дивизии - комбриг Д.М. (В?) Ковалев, начальник политотдела полковой комиссар П.Г. Тихомиров, начштаба полковник Е.А. Станкевич, помощник комдива полковник В.А. Унгер. С января 35-го по август 37-го в дивизии репрессировали 61 человека.
Входивший в состав 48-й дивизии артполк (полковник М.И. Недосека) следователи НКВД назвали изменческим. В нем с 1936 года по май 1938 года репрессиям подверглись 25 человек. Возможно, массовые аресты как-то предопределили горькие события в истории дивизии.
Начало войны
В июне 1940 года 48-я дивизия участвовала в походе в Латвию в составе Особого стрелкового корпуса Калининского военного округа. Известно, что в декабре она получила посредственную оценку по боевой подготовке и дисциплине.
Катастрофой обернулось для дивизии начало Великой Отечественной войны. Еще 17 июня ее части начали переход из Елгавы на госграницу восточнее Таураге (два батальона находились на строительстве укреплений в районе Юрбурга). А 22 июня дивизия вступила в бой южнее Россиены.
В июне и июле дивизия понесла большие потери при встречном бое с немецкими танковыми дивизиями. Тылы были отсечены и почти полностью уничтожены, артиллерия не имела снарядов. Некоторые батальоны попали в окружение: так, из двух батальонов 328-го стрелкового полка осталось всего полсотни человек. К 4 июля дивизия насчитывала только 1100 активных штыков и 35 орудий разных калибров. Но беды на этом не кончились.
17 июля командир дивизии генерал-майор Богданов Павел Васильевич сдался в плен «вследствие враждебных убеждений и пораженческих взглядов». Вместе с ним оказались в плену многие другие командиры дивизии.
Измена генерала
Вначале Богданова назначили старшим по лагерю военнопленных в польских Сувалках. Затем он окончательно перешел на сторону врага. Написал от своего имени антисоветские листовки с обращением к русскому народу и к генералам Красной армии, в которых отказывался от присвоенного ему правительством генеральского звания и призывал к свержению советской власти. На одном из построений Богданов выдал политработников - полкового комиссара Фоминова и старшего политрука Колобанова (судьба их осталась неизвестной).
В сентябре 1941 года Богданов обратился к немецкому командованию с просьбой разрешить ему сформировать отряд для борьбы с Красной армией, вступил в «Боевой союз русских националистов» и впоследствии являлся одним из его руководителей. Он лично завербовал в эту антисоветскую организацию 93 человека из числа военнопленных. Осенью 1942 года Богданов вступил рядовым в так называемую дружину № 2, созданную в СС-зондерлагере «Гайдов» для борьбы с партизанами.
В марте 1943 года специальный разведывательно-диверсионный орган «Предприятие «Цеппелин» слил дружины № 1 и № 2 в 1-й русский национальный полк СС, командиром которого стал Владимир Гиль (Родионов). Богданова произвели в майоры и назначили начальником контрразведки полка, а в апреле произвели в генерал-майоры с оставлением в прежней должности. Все приказы о его повышении в звании подписывал подполковник Гиль. В июне, после того, как в полк влились завербованные окруженцы и военнопленные, часть была переформирована в 1-ю русскую национальную бригаду СС численностью до 3000 человек.
14 августа бригада во главе с В.В. Гилем почти в полном составе перешла на сторону партизанского отряда Железняка (командир - капитан Титков), а накануне Гиль арестовал Богданова. 24 апреля 1950 года Богданова приговорили к расстрелу.
На защите Ленинграда
Несмотря на трагизм первых недель войны, дивизия сохранила и приумножила свою воинскую честь. До конца войны ею последовательно командовали полковник Карп Муравьев, подполковник Иван Румянцев, полковник Николай Угрюмов, генерал-майоры Афанасий Сафронов и Вольдемар Дамберг, полковник Яков Кожевников и генерал-майор Дмитрий Лукьянов.
Воины пополненной 48-й дивизии обороняли восточные рубежи Ораниенбаумского плацдарма. 27 сентября 1943 года ее наградили орденом Красного Знамени. А в начале 1944 года она активно участвовала в прорыве обороны «Северного вала» и 19 января ей присвоили почетное наименование «Ропшинская».
После войны дивизия была награждена орденом Октябрьской Революции, учрежденным в 1967 году.
В сентябре нынешнего года ветераны 48-й трижды Краснознаменной ордена Октябрьской революции Ропшинской стрелковой дивизии им. М. И. Калинина отметили 87 лет со дня ее образования. Как сообщает газета «Невское время», ветераны собираются в 417-й средней школе города Ломоносова несколько раз в году: в день рождения дивизии, в День Победы и в дни прорыва и снятия блокады Ленинграда.
В школе создан музей боевой славы дивизии, где тепло принимают ее бывших бойцов. Несколько лет назад в одном из микрорайонов Ломоносова открылась мемориальная площадь Обороны с народным памятником легендарной дивизии. Ветераны дружат и с учениками санкт-петербургской школой № 238, где в музее героев Ораниенбаумского плацдарма есть экспозиция, посвященная 48-й дивизии. Ветеранов дивизии становится все меньше, их в Петербурге осталось не более пятидесяти, но они считают, что школьные коллективы делают великое дело, сохраняя память о подвигах защитников Отечества.