Прокуратура Тверской области признала взимание ФГУП «Почта России» комиссионного сбора с плательщиков коммунальных услуг неправомерным.
Полтора года назад жители столицы региона, привыкшие вносить плату за жилищно-коммунальные услуги через Почту России, были не совсем приятно удивлены, узнав, что с первого осеннего месяца им помимо собственно квартплаты придется еще внести комиссионные в размере 1,42%. Не все, правда, а лишь те, чьи дома находятся в управлении МУП «Тверская дирекция единого заказчика» (ТДЕЗ). Сбор взимался непосредственно в момент приема платежа, во всех, кроме двенадцати городских отделений связи — №№1, 2,4, 21, 24, 34, 36, 37, 41, 42, 43 и 100. Основанием для этого послужил соответствующий договор между Почтой и управляющей компанией.
В августе нынешнего года между ФГУП «Почта России» и МУП «ТДЕЗ» было подписано дополнительное соглашение №4 к данному договору, согласно которому с 1 сентября комиссионный сбор стал взиматься и в перечисленных выше отделениях. Впрочем, по сравнению с жителями Калининского района тверичи оказались, можно сказать, точно не в проигрыше. Люди, проживающие за городом, уже изрядное количество времени вместе с оплатой за воду, газ, вывоз мусора и прочие блага цивилизации вносят «почтовые» комиссионные в размере 5%.
О том, что гражданам придется в очередной раз раскошелиться, гласило объявление за подписью администрации Тверского почтамта, развешанное в почтовых отделениях: «…Начиная с 01 сентября 2010 года сумма комиссионного вознаграждения (именно так называется дополнительный побор. — Прим. авт.) взимается с «Плательщика» (физического лица)…». Требование, что и говорить, странное, за что, спрашивается, население должно оплачивать услуги почтового оператора? Уж не за то ли, что этот самый оператор соглашается принимать у граждан деньги? С другой же стороны, оплачивать услуги по переводу финансовых средств необходимо, только делать это, по логике вещей, должен получатель платежей. Так, впрочем, и было, пока 25 марта 2009 года между заместителем директора управления Федеральной почтовой связи Тверской области — филиала ФГУП «Почта России» Михаилом Гузовым и директором МУП «ТДЕЗ» Сергеем Тихоновым не был заключен договор на прием платежей от населения за жилищные, коммунальные и иные услуги, а 5 августа 2010-го — дополнительное соглашение №4 к договору, вступившее в силу с 1 сентября.
Это только кажется, что один и сорок две сотых процента — та величина, которая не создаст бреши вашем кошельке. Например, при сумме в 1288 рублей 69 копеек, которые платит семья из двух человек за шестидесятиметровую квартиру, «почтовый» сбор составит 18 с лишним рублей. Для кого-то и эти деньги удар по семейному бюджету. А кроме того, зачем отдавать деньги тем, у кого нет на это должных оснований.
Один из тех, кто решил выяснить законность взимания «вознаграждения», стал депутат областного Законодательного Собрания Владимир Юдин. Он и направил запросы в адрес директору УФПС Тверской области — филиала ФГУП «Почта России» Николаю Гусару и Сергею Тихонову. Гусар в ответ сослался на пункт 2 статьи 3 Федерального закона №103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Данный пункт гласит: «Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком». Однако главный тверской почтальон в своем ответе цитирует пункт статьи не полностью, а включительно до слова «вознаграждение». Вот тут и вышла неувязочка: соглашение-то с «Платежным агентом», то есть ФГУП «Почта России», заключал не «Плательщик» — потребитель коммунальных услуг, а «Приемщик» в нашем случае управляющая компания МУП «ТДЕЗ».
Впрочем, Николай Гусар в нашем случае — лицо, что называется, не особо заинтересованное: ФГУПу не столь важно, кто будет оплачивать почтовые услуги, плательщик или получатель. С другой стороны — с человека, который стоит у стойки, получить свою долю проще, нежели требовать ее потом с юридического лица.
Юдин же с целью получить правовое обоснование действиям Гусара-Тихонова, направил соответствующий запрос в прокуратуру Тверской области. И в ответном письме от 3 декабря первый заместитель прокурора Александр Семенов написал, что Тихонов нарушил жилищное законодательство: «оплата комиссионного вознаграждения, — говорится далее, — является обязанностью управляющей компании».
Скольких граждан нагрело таким образом МУП «ТДЕЗ» и на какую сумму, остается лишь догадываться. Легко предположить, что по подобной схеме работают с федеральным почтовым оператором и другие управляющие компании.
Очевидцы уверяют: объявления о том, что комиссионное вознаграждение взимается с «Плательщика», до сих пор висят в отделениях связи. Даже после того, как надзорный орган внес по этому поводу свое представление.