Так было и сто, и двести, и … много-много лет тому назад. Не только в той стране, где мы сегодня живем, но и во многих других. При возникновении конфликтов между государствами или между отдельными членами семьи, как правило, виноваты обе стороны. И если это понимают участники конфликта, то возникшая проблема быстро решается. Но в тех случаях, когда люди причину создавшихся трудностей ищут не в самих себе, а стараются переложить ее на других, то тогда и возникают Варфоломеевская ночь, гражданские войны, суды Линча, резня армян, еврейские погромы… И сегодня в России врагов ищут среди «лиц кавказской национальности», а в Украине тягнибоковцы и им подобные во всех наших «негараздах» видят происки «жидів та москалів». В общем-то, история нас мало чему учит.
Сергей Александрович Бершадский – юрист и историк – родился в 1850 году в г. Бердянске Таврической губернии. По отцу – правнук православного священника в подольском местечке Бершады, бежавшего на Левобережную Украину, когда в XVIII веке в Польше усилились гонения на православных. По матери – правнук атамана Запорожских казаков. В семье от дедов и прадедов передавались предания старины, в которых казачество вело жестокую борьбу за религиозную и национальную самобытность с «панами-ляхами», рядом с которыми стояли их спутники-евреи. И если в отношении «панов-ляхов» говорилось об их жестокости, нетерпимости к православной вере, то с евреями связывали обнищание, осквернение святынь.
Однако проживание Берштадских в Бердянске несколько пошатнуло воспитанный на протяжении многих лет антисемитизм. В те годы город только начал строиться, и сюда прибыли люди не только из разных концов России, но и Европы – разных национальностей и разных вероисповеданий. Государство освободило их на несколько лет от налогов, работы было много для всех, и у людей, как нигде в других местах, появилась возможность обустроить свои семьи и иметь материальный достаток. В таких условиях выяснение межнациональных и межрелигиозных отношений отошло на задний план, никаких конфликтов на этой почве не возникало.
В Бердянске в то время еще не было учебных заведений, а потому обучение Сергея Бершадского началось в мужской гимназии г. Керчи. Затем он поступил на юридический факультет Новороссийского университета в г. Одессе, который и окончил в 1872 году. Там же оказался свидетелем еврейского погрома в 1871 году и таким образом вновь столкнулся с еврейской проблемой.
Выдержав в 1876 году в г. Петербурге магистерский экзамен по государственному праву, С. Бершадский с 1878 года стал преподавать историю философии права в Петербургском университете. Дабы найти ответ на заинтересовавший его «еврейский вопрос», он решил посвятить свою диссертацию на степень магистра государственного права исследованию истории юридического и общественного положения евреев в Литве – главной колыбели русского еврейства, озаглавив свое сочинение «Литовские евреи. История их юридического и общественного положения в Литве от Витовта до Люблинской унии, 1388-1569 гг.» Диссертация была посвящена подробному выяснению причин, создавших обособленность еврейства, вызвавших у них стремление к накопительству богатств путем эксплуатации и соединивших евреев под властью кагала*. Этот труд отличался от исследований предшественников не только обилием нового материала, но и той новой точкой зрения, что зарождение и развитие общественной обособ-ленности евреев объясняется не только исключительными чертами, свойственными евреям; это явление было вызвано и теми общими причинами, в силу которых не одни только евреи, но и христианские массы, не находя опоры в бессильной государственной власти, должны были объединяться для защиты своих интересов. А у евреев это явление было вызвано также такими принудительными актами, как изгнание их из Литвы в конце XV века, наложение на них общей чрезмерной подати при возвращении из недолгого изгнания и введения впоследствии особых налогов.
Защита диссертации состоялась в мае 1883 года в Петербургском университете, и там же С. Бершадский был избран приват-доцентом кафедры энциклопедии и истории философии права, а с 1885 года утвержден экстраординарным профессором. В то же время он преподает энциклопедию права в Военно-юридической академии и историю русского права в Императорском Александровском лицее.
В эти же годы С. Бершадский ведет большую исследовательскую работу и целиком посвящает свою научно-литературную деятельность истории евреев. Он нашел и подготовил к публикации сотни документов из архивов Петербурга, Варшавы, Киева и Вильно, акты городских судов, декреты и решения высших судебных учреждений Литвы и Польши, записки из архива Правительственного Сената и многие другие. Среди значительных опубликованных работ С. Бершадского – «История Виленской еврейской общины с 1593 до 1648 гг.» (1886-1887 гг.), «Авраам Иозефович Ребичкович, подскарбий земский, член Рады Великого княжества Литовского» (1888 г.), «Материалы для истории евреев в Польше» (1893 г.), «Еврей – король польский» (1889 г.), «В изгнании. Очерк из истории литовских и польских евреев XV века» (1892 г.).
На его исторических трудах, выписанных со свойственной С. Бершадскому добросовестностью, лежит печать беспристрастия; он не защищает и не обвиняет евреев, он лишь исследует их жизнь и те факторы, которые так или иначе влияли на нее. Но при всем том изучение еврейской истории не носило у него академического характера. К еврейскому народу он относился с симпатией, и когда в 1891 году антисемитская агитация в черносотенной газете «Новое время» особенно разгорелась, С. Бершадский в ответ на инсинуации по собственной инициативе напечатал серию статей о еврейской общинной организации в «Недельной хронике Востока». В то время такой поступок был небезопасен и требовал большого мужества.
Умер Сергей Александрович Бершадский после длительной болезни в 1896 году и похоронен на Смоленском кладбище в г. Петербурге.
Оставшиеся после его смерти материалы личного архива поступили в распоряжение Историко-этнографической комиссии при Обществе распространения просвещения между евреями в России, которая и опубликовала часть этих материалов в виде продолжения «Русско-еврейского архива» в 1903 году.
P.S. Предложенный в данной статье материал о С. А. Бершадском продолжает знакомство жителей нашего города с ранее неизвестными земляками, которые оставили после себя яркий свет в развитии как оте-чественной, так и мировой науки и культуры. Знакомство с этими выдающимися людьми позволяет нам лучше знать свою историю, гордиться как своими земляками, так и городом, давшим им жизнь и путевку к получению выбранной профессии. Многие жители города через обращения в редакцию газеты к авторам статей, интернет благодарят за возможность получения такой информации, подсказывают известные им факты из жизни знаменитых земляков и темы для новых материалов, а иногда и указывают на погрешности и неточности в статьях. За это им большое спасибо.
Но вот со стороны людей, находящихся у власти, такой заинтересованности не наблюдается. Создается впечатление, что проводимые краеведами-любителями исследования их совершенно не интересуют.
В коридоре горисполкома мы видим стенд с фотографиями и краткими сведениями о бывших и нынешних руководителях города. Среди них есть люди хорошо известные, во время пребывания руководителями города сделавшие что-то полезное и городу, и жителям города. Но есть и такие, о которых ничего хорошего в памяти бердянцев не осталось. И даже такие, что за время своего пребывания во власти плохого сделали больше, чем хорошего. Но фотографии их вывешены, ибо они – какая-никакая, но власть. А вот ни фотографий, ни других сведений об известных всему миру наших земляках в исполкоме увидеть невозможно – их нет. Нет стендов о знаменитых выпускниках и в наших городских школах. На вопрос к учителям и ученикам школы №2 о В. И. Кидалове никто из них ничего сказать не мог, а ведь речь идет о лауреате Государственной премии СССР, лауреате Ленинской премии (кроме него никто этой награды в городе не имеет и уже иметь не будет), лауреате премии Правительства России и лауреате Национальной премии имени Петра Великого.
Никаких материалов не увидишь и в коридорах ООШ№1 о выпускнике В. И. Пустовойте – дважды лауреате Государственной премии СССР и дважды Лауреате Государственной премии России.
Да что спрашивать об этих и других выпускниках наших школ у учителей и учеников, ели о них не знают даже в городском отделе образования! Вот так у нас и воспитывают у детей патриотизм.
И возникает вопрос: а нужно ли краеведам-любителям проводить дальнейшие исследования, если руководство города к этому не проявляет интереса? Люди не получают ни моральной, ни материальной поддержки, издают книги со своими материалами за свой счет, т. е. за счет своей пенсии, за это от городской власти не слышат даже доброго слова.
Может, новая городская власть изменит эту устоявшуюся политику?
*Кагал – форма еврейского самоуправления, получила официальное признание в государствах, где имелись еврейские общины. В 1844 году кагалы в России были практически повсеместно упразднены. Автор: Георгий СУКАЧ