Проблема досрочного голосования на выборах депутатов Тверской городской Думы сегодня волнует многих. Сужу по прессе, радио и телепередачам, общению. Поэтому хотелось бы предложить небольшой комментарий к этим разговорам. Тем более что, выступая в эфире одного из телеканалов, председатель городской избирательной комиссии Ю.Ф. Лукомник высказал мнение, что именно досрочное голосование покажет интерес избирателей к выборам…
Сначала о скучном — законе. Извините за достаточно пространное цитирование, но полагаю его необходимым (п.6 ст.105 Избирательного кодекса Тверской области): «Если число досрочно проголосовавших избирателей составляет более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее десяти избирателей), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой избирательной комиссии».
Необходимое разъяснение: три важных слова выделил автор этих строк. И вот почему. Приведенная норма означает, что законодатель полагает эту цифру ненормальной, если не чрезвычайной. Специальная пометка досрочно поданных избирательных бюллетеней в таком случае служит дополнительной гарантией, обеспечивает возможность последующей проверки соблюдения законности при проведении досрочного голосования.
Теперь сухая статистика. На выборах депутатов городской Думы в октябре 2008 года в целом по Твери число проголосовавших досрочно составило 2,6% от числа избирателей, внесенных в списки. На шести избирательных участках — более 4%, на сорока двух — более 3%... Если говорить в целом, исключив больничные участки, где досрочного голосования не проводилось, лишь на двух, определенных законом, рубеж не был превышен. Еще красноречивее цифры, если сравнить число бюллетеней, поданных досрочно с числом бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования (избирательных урн). По Твери в целом это 12% (каждый восьмой!), на участках №1153 и № 1031 — каждый пятый, ну и так далее. Причем всплеск так называемой заинтересованности избирателей в выборах произошел именно в октябре прошлого года, когда досрочно проголосовали 9023 человека. Например, в декабре 2007 года на выборах главы города эта цифра была 2155 (0,6%). Думаю, комментарии излишни.
Обратиться к статистике меня заставила встреча с одним из сотрудников администрации. Учитывая мой небольшой опыт в организации избирательных кампаний, этот человек, не доверять которому я не могу, обратился за советом. Его руководитель обязывает проголосовать досрочно, причем проголосовать за конкретный список. Делать этого мой собеседник не хочет, но боится возможных гонений, вплоть до потери работы. Конечно же, я сказал, что такого не может быть, и уж тем более не может быть, чтобы члены избирательных комиссий пошли на вскрытие конвертов, проверку или (упаси боже!) подлог избирательных бюллетеней. Кажется, не очень убедил.
И чуть-чуть (извините за сокровенное) из области мечтаний. Как бы было здорово, если бы сейчас, учитывая некоторую напряженность в обществе, первые лица органов власти области и органов местного самоуправления Твери, уполномоченный по правам человека, областной прокурор, лидеры региональных отделений политических партий и общественных организаций заявили бы не только о своей непричастности к давлению на избирателей, но и рассказали бы о личном активном противостоянии подобной практике. О принятии решительных мер, вплоть до увольнения и уголовного преследования виновных.
Последнее. На днях попытался обеспокоить предложенной статистикой своих коллег — членов облизбиркома. Обеспокоились.
А в целом глубоко убежден, что любые выборы выигрывают или проигрывают прежде всего избиратели . Я искренне желаю, земляки, всем нам победы!
Михаил Титов, доцент Тверского филиала МЭСИ, член избирательной комиссии Тверской области.